Решение по делу № 33-8499/2023 от 03.07.2023

Судья ФИО4 Дело

24RS0-87

А-2.066

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2023 года               <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Черновой Т.Л., Охременко О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Машуковой Г.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Черновой Т.Л., гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, ФИО2 к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, апелляционному представлению прокурора <адрес> ФИО8,

на решение Туруханского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, ФИО2 к КГБУЗ «<адрес> больница» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес> в интересах ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к КГБУЗ «Туруханская РБ», в котором уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействие ответчика по не устранению допущенных нарушений трудового законодательства, изложенных в представлении прокуратуры <адрес> от <дата> ; обязать ответчика восстановить трудовые права работников путем предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда из расчета 14 календарных дней ежегодно с 2020 года до момента подтвержденного отсутствия условий труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда не будут отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО1, ФИО2 прокуратурой района установлено нарушение КГБУЗ «Туруханская РБ» трудового законодательства. Так трудовой договор между ФИО1 и МУЗ «Туруханская муниципальная центральная районная больница» был заключен <дата>, между № ФИО2 и Управлением здравоохранения администрации <адрес> <дата>. В настоящее время работодателем данных граждан является КГБУЗ «Туруханская РБ», однако данные сведения в соответствующих дополнительных соглашениях к трудовым договорам работников не отражены. Кроме того в период с <дата> годы названным работникам предоставлялся ежегодный основной и дополнительный оплачиваемые отпуска в количестве 66 календарных дней, их них 14 календарных дней за вредные условия труда. С 2020 года работодатель в одностороннем порядке сократил количество дней отпуска с 66 до 59 за счет уменьшения дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда с 14 до 7 календарных дней. Согласно картам СОУТ и от <дата> по должностям старшая медицинская сестра хирургического отделения и медицинская сестра ДОУ поликлиники вредные условия труда изменились с класса 3.1 на класс 3.2, что является более тяжелым уровнем воздействия на организм человека. <дата> в связи с выявленными наращениями прокуратурой района в адрес главного врача КГБУЗ «Туруханская РБ» было внесено преставление об устранении нарушений в сфере трудового законодательства, однако данные нарушения учреждением до настоящего времени не устранены.

В апелляционном представлении прокурор <адрес> ФИО8 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на обстоятельства, ранее изложенные в исковом заявлении.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывают на то, что изначально дополнительный отпуск за вредные условия труда предоставлялся в количестве 12 рабочих дней, затем 14 календарных дней. С 2020 года работодатель сократил количество дней данного отпуска до 7 дней ссылаясь на ст. 117 ТК РФ. Однако данная норма не отменяет предоставленные ранее льготы. Они действительно расписывались в таблице об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка, однако в данных правилах не содержалось сведений об уменьшении отпуска за вредность на 7 дней. При этом перед уменьшением отпуска проводилась специальная оценка их рабочих мест, установлен класс условия труда 3.2, доплата за вредные условия повышена с 4% до 6%.

Материальные истцы ФИО1, ФИО2, представитель ответчика КГБУЗ «Туруханская РБ», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, об отложении дела слушанием не просили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения процессуального истца прокурора отдела прокуратуры <адрес> ФИО9, поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ФИО2 состоят в трудовых отношениях с КГБУЗ «Туруханская РБ».

Согласно трудового договора от <дата>, заключенного между МУЗ «Туруханская муниципальная центральная районная больница» и ФИО1, последняя принята на работу в поликлинику для выполнения работы по должности старшей медсестры детского сада «Теремок», по условиям которого установлен ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней – основной, 24 календарных дня за работу в районах Крайнего Севера – дополнительный. Дополнительными соглашениями от <дата>, от <дата> к трудовому договору стороны внесли изменения в условия трудового договора, ФИО1 с <дата> считается принятой на работу в поликлинику на должность медицинской сестры ДОУ, а с <дата> на должность медицинской сестры кабинета организации медицинской помощи в ДШО.

На основании трудового контракта от <дата>, заключенного между Управлением здравоохранения <адрес> и ФИО10, последняя принята на работу в детскую консультацию на должность участковой медсестры, ей установлен основной ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня, дополнительный - 33 рабочих дня. В соответствии с дополнительными соглашениями сторон к трудовому договору стороны определили заменить с <дата> должность ФИО2 на фельдшера скорой медицинской помощи, а с <дата> считать принятой в хирургическое отделение на должность старшей медицинской сестры, изменены условия оплаты труда работника.

В 2013 году в КГБУЗ «Туруханская РБ» проведена аттестация рабочих мест в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от <дата> н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». По результатам аттестации составлены карты аттестации рабочих мест по условиям труда (медицинская сестра), (старшая медицинская сестра). В связи с наличием вредных производственных факторов общая оценка условий труда (класс) по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1. В строке 040 указанных карт «Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 12 дней.

Правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих МБУЗ «Туруханская центральная районная больница», утвержденными <дата>, также предусмотрен дополнительный отпуск за вредные, опасные и тяжелые условия труда, на основании приказа МЗ СССР от <дата> «О дополнительном отпуске медицинских и аптечных работников», в количестве 12 рабочих дней.

В связи с истечением срока действия аттестации рабочих мест КГБУЗ «Туруханская РБ» в 2018 году проведена специальная оценка условий труда, согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда от <дата> (медицинской сестры ДОУ поликлиники) и (старшей медицинской сестры хирургического отделения) итоговый (подкласс) класс условий труда изменен с 3.1 на 3.2. Установлена необходимость в установлении работникам, занятым на данных рабочих местах ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании ст. 117 ТК РФ. С данными картами СОУТ ФИО1 и ФИО2 были ознакомлены под роспись.

<дата> и.о. главного врача КГБУЗ «Туруханская РБ» утверждены изменения в Положение об оплате труда работников КГБУЗ «Туруханская РБ», согласно Перечню должностей работников, дающему право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, для медицинской сестры и старшей медицинской сестры установлен дополнительный отпуск в количестве 7 календарных дней, основанием к чему явилась специальная оценка труда и ТК РФ. Данные изменения согласованы <дата> с представителем ТК КГБУЗ «Туруханская РБ», министром и заместителем министра здравоохранения <адрес>.

В соответствии с п. 6.3 Правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих КГБУЗ «Туруханская РБ», утвержденными <дата>, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня. Также по результатам специальной оценки труда предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней. Исключение составляют категории работников, включенные в Постановление Правительства РФ от <дата>. Исчисление количества дней отпуска за вредные условия труда происходит пропорционально отработанному времени во вредных условиях труда. В соответствии с Перечнем должностей, являющимся Приложением к Правилам внутреннего трудового распорядка, работники, замещающие должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры, имеют право на дополнительный отпуск за вредные условия труда продолжительностью 7 календарных дней.

С данными Правилам внутреннего трудового распорядка от <дата> ФИО2 была ознакомлена под роспись <дата>, ФИО1 - <дата>, что последние не отрицали в ходе судебного разбирательства.

Также судом установлено, что в 2017, 2018, 2019 годах истцам предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условия труда в количестве 14 календарных дней, а в 2020, 2021, 2022 годах в количестве 7 календарных дней. С графиками отпусков истцы были ознакомлены под роспись, при ознакомлении несогласия не выразили.

Разрешая при данных обстоятельствах спор, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь положениями ст. 115, 116, 117 ТК РФ, ст. 27 Федерального закона от <дата> № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2 исковых требований, при этом исходил из того, что об изменении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда материальные истцы были уведомлены, решение работодателя не оспаривали, продолжили свою трудовую деятельность, фактически приняли изменения и согласились с ними, отпуск им предоставлялся в соответствии с графиками отпусков, с которыми они ознакомлены под роспись, при этом предложенная работодателем продолжительность дополнительного отпуска в количестве 7 календарных дней соответствует его минимальному значению, установленному положениями ст. 117 ТК РФ.

Выводы суда об этом в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ существенными условиями, подлежащими включению в трудовой договор, являются, в том числе компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Статья 117 ТК РФ, в редакции, действующей до <дата>, предусматривала установление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест компенсации установлены, в том числе: сокращенная продолжительность рабочего времени, - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

С <дата> вступили в силу Федеральные законы от <дата> №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от <дата> №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, статьями 92 и 117 ТК РФ в новой редакции предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Отраслевым соглашением по регулированию социально-трудовых отношений работников краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения <адрес>, между Министерством здравоохранения <адрес> и Красноярской территориальной (краевой) организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2018-2021 годы, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам Учреждений, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда в соответствии со статьей 117 ТК РФ (п. 5.1.3).

Согласно п. 5.1.3 Отраслевого соглашения по регулированию социально-трудовых отношений работников краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения <адрес>, между Министерством здравоохранения <адрес> и Красноярской территориальной (краевой) организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2021-2024 годы, гарантии работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3, 4 степени вредности или опасным условиям труда, установлены в виде предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью: при установлении класса 3.2 – не менее 7 календарных дней.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как следует из материалов дела, условиями заключенных с материальными истцами трудового договора, трудового контракта, дополнительных соглашений к ним, дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда не предусмотрен.

Работодатель может самостоятельно по результатам специальной оценки условий труда устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя.

На основании проведенной СОУТ, положений ст. 117 ТК РФ, работодателем КГБУЗ «Туруханская РБ» внесены изменения <дата> в Положение об оплате труда работников, <дата> в Правила внутреннего трудового распорядка в части предоставления работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда, дополнительного отпуска работникам.

Ранее предусмотренное Правилами внутреннего трудового распорядка от <дата> условие о предоставлении работникам дополнительного отпуска за вредные, опасные и тяжелые условия труда в количестве 12 рабочих дней (14 календарных дней), Правила внутреннего трудового распорядка после внесения изменений от <дата> не содержит.

Таким образом, условия трудовых договоров, заключенных с истцами ФИО1, ФИО2, не противоречат и не ухудшают положение работников по сравнению с локальными нормативными актами работодателя, устанавливающими предоставление с 2020 года ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда продолжительностью 7 календарных дней, которые в свою очередь не противоречат и не ухудшают положение работников по сравнению с нормами отраслевого законодательства, которое соответствует федеральному законодательству.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства, не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истцов, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального, процессуального закона, которые в силу ст.330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, апелляционного представления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туруханского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, апелляционное представление прокурора <адрес> ФИО8, без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 19.07.2023

33-8499/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Туруханского района
Яхиевой Наталья Петровна
Лукьянова Анна Михайловна
Ответчики
КГБУЗ Туруханская районная больница
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Чернова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
17.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Передано в экспедицию
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее