Дело № 2-5334/2024
59RS0007-01-2024-005378-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 июля 2024 года
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Томиловой В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора Соликамской городской прокуратуры в интересах ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Соликамской городской прокуратуры в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал о том, что в ходе проверки, проведенной по обращению ФИО1 выявлены нарушения ответчиком ее права на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации. Установлено, что ФИО1 является инвалидом второй группы, и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ. инвалиду рекомендованы технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота подлокотника 25 см., высота подножки 38 см., объем бедер 200 см., кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота сидения 50 см. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных и абилитационных мероприятий с 18.04.2023г. по бессрочно.
Однако до настоящего времени ФИО1 не обеспечена данными техническими средствами реабилитации. Из-за отсутствия указанных технических средств реабилитации истец отрицательно сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и влечет причинение нравственных и физических страданий. Просит обязать ответчика обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Процессуальный истец – помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО1, будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление. Указали, что причиной не обеспечения инвалидов TCP явилось то, что объем средств федерального бюджета, выделенный отделению Фонда в конце 2022 года, в том числе дополнительно доведенные ассигнования из средств федерального бюджета на обеспечение в 2023 году инвалидов техническими средствами реабилитации позволил в рамках государственных контрактов удовлетворить заявки от инвалидов об обеспечении в натуральной форме, которые поступили с июня 2022 г. и в среднем до конца апреля 2023 г., а также удовлетворить потребность инвалидов в средствах ежедневного использования (подгузники, впитывающие простыни, спецсредства) на 7 месяцев текущего, и произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные TCP и оформить электронные сертификаты на приобретение TCP по настоящее время. В целях соблюдения равных прав граждан по обеспечению техническими средствами реабилитации отделение Фонда осуществляет обеспечение в порядке очередности подачи заявлений. Помимо изложенного выше, ФИО1 может быть обеспечена TCP не только путем непосредственного предоставления соответствующего TCP, но и другими способами. Требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку правовая природа морального вреда (физические и нравственные страдания) предполагает их субъективную оценку личностью. Прокурор не наделен полномочиями и квалификацией, позволяющими определять наличие или отсутствие физических и нравственных страданий гражданина.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 39 Конституции РФ установлено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в сфере предоставления инвалидам мер социальной защиты, их понятия, условия предоставления, субъекты и сроки предоставления определены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Абзацем 1 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что к техническим средствам инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, к которым также относится протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 14 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что технические средства предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с абзацем 2 статьи 11 Закона N 181-ФЗ ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Во исполнение обязанности, установленной абзацем 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что обеспечение техническими средствами инвалидов осуществляют территориальные органы Фонда (или орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов), при условии подачи заявления о предоставлении ТСР, то есть при наличии волеизъявления инвалида.
Согласно пункту 5 Правил региональное отделение Фонда рассматривает заявление в 15-дневный срок, с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением региональное отделение Фонда высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные региональным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие технические средства.
Как следует из абзаца 8 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Размер доводимых до Фонда межбюджетных трансфертов ежегодно устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеране" протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 5 указанного Постановления уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделий в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено:
ФИО1, <данные изъяты> года рождения является инвалидом второй группы в связи с общим заболеванием, группа инвалидности установлена бессрочно (л.д.11).
Для проведения реабилитационных мероприятий ФИО1 разработана индивидуальная программа (ИПРА) № к протоколу проведения медико - социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ. с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости ФИО1 техническими средствами реабилитации (далее - ТСР): кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота подлокотника 25 см., высота подножки 38 см., объем бедер 200 см., кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота сидения 50 см. Срок проведения реабилитационных мероприятий указан с 18.04.2023г.по бессрочно (л.д. 12-24).
Однако, на момент рассмотрения ФИО1 не обеспечена кресло-коляской с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота подлокотника 25 см., высота подножки 38 см., объем бедер 200 см., кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота сидения 50 см., иных сведений ответчик суду не представил.
Вместе с тем, сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" ответчиком нарушены, ФИО1 техническими средствами реабилитации не обеспечена.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение прав и законных интересов истца по обеспечению ТСР ответчиком, в связи с чем, исковые требования в части обеспечения ТСР подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В данном случае суд учитывает, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), следовательно, бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении ФИО1 полагающимся ТСР, существенно нарушает ее личные неимущественные права, и приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
При определении суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд, учитывая обстоятельства, установленные по делу, принцип разумности и справедливости, и приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда в размере 1000 рублей соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами реабилитации, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ур. <адрес> (паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>) техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота подлокотника 25 см., высота подножки 38 см., объем бедер 200 см., кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ширина сидения 75 см., глубина сидения 55 см., высота сидения 50 см.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 5904084719; КПП590401001) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ур. <адрес> (паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>) компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья В.В. Томилова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинное решение подшито в дело №.
Дело находится в Свердловском районном суде <адрес>