...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 марта 2018 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Мандалаевой Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Икс Николая Евгеньевича к Министерству финансов Российской Федерации, МВД России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Икс Н.Е. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ, МВД России о возмещении компенсации морального и физического вреда в результате ненадлежащих условий содержания под страже. В сумме 1200000 руб. В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 313 ч.2 УК РФ, по уголовному делу он содержался под стражей в ИВС село Кабанск Кабанского района. Пока шло следствие в течение 9 месяцев его доставляли из СИЗО-1 в ИВС и помещали в камеру с нечеловеческими условиями содержания, а именно в камере размером 9-10 кв.м была сплошная деревянная нара, занимавшая 2/3 пространства, в камере находилось от 6 до 8 человек. В одном углу камеры находилось ведро с водой, в другом – ведро, где обвиняемые справляли естественные нужды. При этом перегородок не было, вентиляция не работала, света было недостаточно, не выдавались постельное белье, кормили один раз в двое суток. В камерах был насекомые. ДД.ММ.ГГГГ он вновь был задержан за совершение преступлений, предусмотренных ст. 105 ч.1, 162 ч.2 УК РФ и вновь помещен в ИВС Кабанского района, с условиями в камерах, которые не изменились.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено О МВД России по Кабанскому району.
В судебном заседании ФИО1, принимавший участие посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснил, что в указанный период времени он содержался в ИВС в нечеловеческих условиях, что могут подтвердить свидетели. Просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ по доверенности Дамшаев А.А. требования истца не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просил также учесть, что надлежащим ответчиком по делу является МВД России, как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Представитель МВД России на основании доверенности Шульгин Ф.И. исковые требования истца не признал, просил в удовлетворении исковых требований Икс Н.Е. отказать.
Представитель О МВД России по Кабанскому району на основании доверенности Карнапольцева Л.Г. исковые требования истца не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, суду пояснила, что в настоящее время представить какие-либо документы по содержанию Икс Н.Е. в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным в связи с их уничтожением, истец необоснованно требует удовлетворить его требования по истечении значительного времени. Кроме того, ремонт ИВС проводится всегда раз в пять лет.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в ИВС по Кабанскому району.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Икс Н.Е. ссылается на то, что в указанный период времени содержался в ИВС по Кабанскому району в неприемлемых условиях, в антисанитарных условиях. Так, в камере размером 9-10 кв.м была сплошная деревянная нара, занимавшая 2/3 пространства, в камере находилось от 6 до 8 человек. В одном углу камеры находилось ведро с водой, в другом – ведро, где обвиняемые справляли естественные нужды. При этом перегородок не было, вентиляция не работала, света было недостаточно, не выдавались постельное белье, кормили один раз в двое суток. Указанное повлекло причинение ему нравственных, физических и моральных страданий.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации - достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Исходя из правовой позиции, изложенной в многочисленных судебных актах Европейского суда по правам человека, ненадлежащие условия содержания лиц в отведенных для этого местах указывают на несовместимость этих мер с уважением человеческого достоинства. Применение мер уголовного принуждения не должно причинять гражданину лишения или страдания в большей степени, чем уровень страданий, неизбежный при лишении свободы. При этом обеспечение уважения достоинства лиц, содержащихся под стражей в связи с подозрением в совершении преступления, не ставится в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как установлено ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с ст. 8 указанного Закона следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: 9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; 12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (п. 9,12 ст. 17).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23).
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований безопасности в случае содержания задержанных по подозрению в совершении преступлений в ИВС возлагается законодателем на органы полиции.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В таком же порядке возмещается и моральный вред - физические либо нравственные страдания.
Применение нормы статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 56 части 1, статьи 12 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истца возлагается обязанность представить доказательства причинения ему вреда.
В соответствии со справкой, представленной Отделом МВД России по Кабанскому району от ДД.ММ.ГГГГ сведений о содержании гражданина Икс Н.Е. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставить не представляется возможным, так как в соответствии с приказом МВД Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ, сроки хранения книг учета лиц, содержащихся в ИВС истекли (срок хранения книг учета лиц содержащихся в ИВС составляет 10 лет) и указанные книги уничтожены, в связи с истечением срока хранения документов. Согласно приказу МВД РФ № 655 от 30.06.2012г. сроки хранения всех документов о деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых составляют не более 10 лет. Кроме того, согласно вышеуказанному приказу сроки хранения бухгалтерских документов, также составляют не более 10 лет. В настоящее время в Отделе МВД РФ по Кабанскому району данные документы за ДД.ММ.ГГГГ года уничтожены.
В связи с указанным, сделать вывод об условиях содержания Икс Н.Е. в ИВС Кабанского района, в указанный им период не представляется возможным.
Следовательно, объективных данных, свидетельствующих о наличии перечисленных Икс Н.Е. нарушений порядка его содержания в ИВС Кабанского района не имеется.
Данных о том, что истец обращался в какие-либо иные органы в указанный период с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС Кабанского района, Икс Н.Е. не представлено и судом не установлено.
Ссылка истца на показания свидетелей в данном случае также не может быть принята судом, так как установить совместное пребывание свидетелей и истца в ИВС Кабанского района в указанный им период также не представляется возможным.
Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств тех обстоятельств, что Икс Н.Е. содержался в ненадлежащих условиях в ИВС Кабанского района в указанный им период, фактов нарушения неимущественных прав истца и причинения ему моральных и нравственных страданий действиями должностных лиц ИВС Кабанского района судом не установлено.
Пунктом 3 статьи 10 ГК РФ закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права. Неразумное и недобросовестное поведение приравнивается названным Кодексом к злоупотреблению правом.
Икс Н.Е., имея возможность осуществить защиту своих прав, предусмотренными гражданским законодательством, способами защиты, на протяжении длительного периода времени в суд с данным иском не обращался. Не обращение в суд в разумные сроки привело к невозможности исследования судом вследствие уничтожения вышеперечисленных документов, которые могли бы подтвердить или опровергать юридически значимые обстоятельства.
Таким образом, имеются основания расценивать действия истца по длительному не обращению с иском, как злоупотребление своим правом.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом не представлено доказательств нарушения со стороны должностных лиц ИВС Кабанского района его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий, следовательно, отсутствует совокупность вышеуказанных признаков, при наличии которых возможно наступление деликтной ответственности ответчиков, в том числе Казны Российской Федерации, по возмещению морального вреда истцу. Оснований для возмещения морального вреда истцу в пределах действия ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101, 1069 ГК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда истцу следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Икс Николая Евгеньевича к Министерству финансов Российской Федерации, МВД России о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.03.2018 г.
Судья Е.А. Богомазова