дело № 2а-2391/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 октября 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
помощник судьи – Кручик М.В.,
с участием представителя административного истца – адвоката Климовой Ольги Анатольевны, на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мерчанской Раисы Степановны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,
установил:
Мерчанская Р.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным и отмене решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мерчанской Р.С. в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 271 кв.м.; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения вышеуказанного участка на кадастровом плане территории.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Имущество получено в порядке наследования по закону после смерти брата истца – ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для принятия решения об отказе истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен указанный жилой дом, является несоответствие схемы Генеральному плану города Севастополя, в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации: в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне неопределенного функционального назначения. Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» расположен за границами красных линий (зона застройки).
Данный отказ истце считает незаконным, поскольку ранее предыдущему собственнику распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ была согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 271 кв.м., кадастровый квартал 91:03:001004. Срок действия данного распоряжения истек ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ и не успел реализовать свое право на получение земельного участка в собственность и поставить его на кадастровый учет.
Истец ссылается на то обстоятельство, что решения государственного органа должны иметь признаки единообразия для вех заявителей. При этом остается неясным, каким образом ответчик, располагая информацией о наличии Генерального плана города Севастополя, в 2017 году согласовал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а в 2020 году на основании не изменившегося Генерального плана города Севастополя отказал в ее согласовании.
Истец также указывает, что земельный участок на местности более 30 лет огорожен заборами, по техническому паспорту от 20.003.1978 имел площадь 283 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования подражала, настаивала на удовлетворении иска.
Ответчик и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили.
С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что Мерчанская Р.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ после смерти брата истца – Мерчанского Н.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 96,1 кв.м., жилой площадью 32,3 кв.м., количество этажей, в том числе, подземных: 2, кадастровый №. Год завершения строительства – 1917.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ « 19093-РДЗ по результатам рассмотрения заявления Мерчанского Н.С. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Российская Федерация, <адрес>, площадью 271 кв.м., кадастровый квартал №. Предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка.
Срок действия указанного распоряжения истек ДД.ММ.ГГГГ.
В связи со смертью ФИО5 не успел завершить процедуру оформления земельного участка в собственность.
Истец, как новый собственник жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив прежнюю схему.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6, Мерчанской Р.С. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предоставлении государственной услуги по тем основаниям, что схема не соответствует Генеральному плану города Севастополя, иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Также ответчик указал, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя: в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне неопределенного функционального назначения. Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» расположен за границами красных линий (зона застройки).
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Пунктом 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, а также совпадение, наложение, несводка с границами ранее предоставленного земельного участка;
- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- расположение на земельном участке объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, принадлежащих третьим лицам, в случае обращения иных лиц с заявлением об утверждении Схемы.
Согласно пункту 2.2 указанного Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю (далее - Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
В обоснование оспариваемого отказа административный ответчик сослался на полученный в порядке взаимодействия государственных органов ответ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне неопределенного функционального назначения; расположен за границами красных линий (зона застройки).
Однако из указанного ответа не усматривается оснований для отказа, предусмотренных вышеуказанными нормами действующего законодательства, а административным ответчиком в нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств законности оспариваемого решения. Оспариваемый отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя также не содержит указаний на конкретный пункт статей 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», что лишает истца возможности исправить недостатки поданного заявления об утверждении схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворяет административный иск полностью.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мерчанской Раисе Степановне в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 271 кв.м.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Мерчанской Раисы Степановны вх. № № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>