г. Сыктывкар Дело № 2-333/2022 (№ 33-5125/2022)
11RS0002-01-2021-004606-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Сироткиной Е.М. и Агранович Ю.Н.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 04 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
исковые требования Усмановой ФИО10 к МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» удовлетворены частично;
МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» обязано установить Усмановой ФИО11 с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) 11928,06 руб., с <Дата обезличена> – 12380,94 руб., с <Дата обезличена> – 13489,83 руб. произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с <Дата обезличена> и выплатить задолженность;
с МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» в пользу Усмановой ФИО12 взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек;
в остальной части в удовлетворении исковых требований Усмановой ФИО13 к МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» отказано;
с МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» в бюджет МОГО «Воркута» взыскана государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усманова Т.Н. обратилась в суд с иском к МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» (далее МУП «СТС») о возложении обязанностей установить ей изолировщику на теплоизоляции 3 разряда тарифную ставку с <Дата обезличена> - 18160,74 руб., с <Дата обезличена> - 18850,26 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате с <Дата обезличена> исходя из указанных тарифных ставок, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 15 000,00 руб.
В обоснование исковых требований указала, что работает в МУП «СТС» в должности изолировщика на термоизоляции 3 разряда, с <Дата обезличена> работодателем ей установлен оклад в размере 9758 руб. <Дата обезличена> между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее ОООР ЖКК), выступающим от лица работодателей и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее Профсоюз жизнеобеспечения) - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.» (далее ОТС). МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к ОТС. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду занимаемой должности. Приложением <Номер обезличен> ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» также установлена тарифная система оплаты труда и в основу заложена тарифная ставка рабочего первого разряда. В МУП «СТС» имеется коллективный договор на 2020-2022 гг. и Положение об оплате труда работников, согласованное председателем МУП «СТС» Каремовой Л.М., которые не подлежат применению, поскольку Каремова Л.М. является начальником отдела кадров, следовательно, представителем работодателя, работники тайным голосованием не наделяли полномочиями Совет трудового коллектива МУП «СТС», а равно и его председателя Каремову Л.М. от их имени вести переговоры с работодателем на предмет заключения коллективного договора. В приложении <Номер обезличен> к Положению об оплате труда работникам МУП «СТС» установлена тарифная система оплаты труда, согласно которой для работников 3 разряда установлен тарифный коэффициент 1,69, однако согласно п. 2.1 раздела 2 Положения на предприятии применяется повременно премиальная система оплаты труда на основании должностных окладов, то есть указанные положения об оплате труда противоречат друг другу. Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП «СТС» разработаны и приняты не на основании норм Трудового кодекса РФ, ОТС, Федерального закона от <Дата обезличена> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Приказ Госстроя от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» (далее Приказ Госстроя <Номер обезличен>) является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим нормы трудового права и подлежащим исполнению работодателем, согласно которому для работников 4 разряда установлен тарифный коэффициент 1,69.
В ходе судебного разбирательства, истец увеличила требования и просила установить ей изолировщику на теплоизоляции 3 разряда тарифную ставку с <Дата обезличена> – 20538,57 руб.; обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате в сроки, установленные для получения заработной платы, исходя из тарифной ставки с <Дата обезличена> в размере 20538,57 руб., признать недействительными ничтожные решения собраний работников МУП «СТС» от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>); недействительной уведомительную регистрацию коллективного договора МУП «СТС» на 2020-2022 годы в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, регистрационный <Номер обезличен>-К\2020 от <Дата обезличена> с момента регистрации; признать приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П Положения об оплате труда МУП «СТС» утратившим силу с момента вступления в силу ОТС с <Дата обезличена>, взыскать денежную компенсацию морального вреда за предоставление недостоверной информации об условиях труда Усмановой Т.Н. в части условий оплаты труда, представителями работодателя в размере 25000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, администрация МОГО «Воркута», Комитет по <Адрес обезличен> по тарифам.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал на несогласие с иском, поскольку к указанному Отраслевому тарифному соглашению не присоединялся. Просил применить пропуск срока для обращения в суд, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ.
Истец, представители ответчика и третьих лиц - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, администрации МОГО «Воркута», Комитета по <Адрес обезличен> по тарифам в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик МУП «СТС» МО ГО «Воркута» просит решение суда отменить в удовлетворенной части.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Судом установлено, что истец работает в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» с <Дата обезличена> изолировщиком на термоизоляции 3 разряда, сторонами заключен трудовой договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
По условиям трудового договора от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истцу установлен должностной оклад в размере 8303 руб. в месяц.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору изменялся размер оклада, с <Дата обезличена> оклад составил 8658 руб., с <Дата обезличена> – 9030 руб., с <Дата обезличена> – 9302 руб., с <Дата обезличена> – 9758 руб.
В МУП «СТС» МО ГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный <Номер обезличен>-К/2020 от <Дата обезличена>), заключенный <Дата обезличена>, а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» <Дата обезличена>.
Профсоюзная организация в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» отсутствует.
В соответствии с Положением об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута» основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.
Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на <Дата обезличена> – 8135 руб.
Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении <Номер обезличен> к Положению об оплате труда.
Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «СТС» для 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11.
С Коллективным договором и Положением об оплате труда истец ознакомлена.
Основным видом деятельности МУП «СТС» МО ГО «Воркута» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.
<Дата обезличена> Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса РФ до <Дата обезличена> включительно.
Как следует из представленных суду первой инстанции документов, МУП «СТС» МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в порядке установленном ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляло.
В соответствии с п. 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях <Номер обезличен> и <Номер обезличен> к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.
В соответствии с п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению <Номер обезличен> к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на <Дата обезличена>, в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от <Дата обезличена> на основании ст. 134 Трудового кодекса РФ и п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с <Дата обезличена> не ниже 10746 руб., с <Дата обезличена> - 11154 руб. и с <Дата обезличена> - 11600 руб.
Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 годы.
Совместным письмом Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения <Номер обезличен>, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения <Номер обезличен>-АК/2021 от <Дата обезличена> «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 годы» минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с <Дата обезличена> установлены в размере 12153 руб., с <Дата обезличена> - 12639 руб.
По смыслу п. 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
Пунктом 2.3.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы предусмотрено, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении <Номер обезличен>.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «СТС» МО ГО «Воркута» действует ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в связи с чем пришел к выводу о том, что п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании оплаты труда работников.
При этом суд обоснованно указал, что поскольку МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не относится к организациям, финансируемым за счёт бюджетов, Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Госстроя РФ <Номер обезличен>, не обязательны к применению при установлении условий оплаты труда, поскольку они носят рекомендательный характер.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Определяя спорный период суд, руководствуясь положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включительно, поскольку истцом данный срок пропущен без уважительных причин.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не обжалуется.
Определяя тарифную ставку (оклад), суд руководствовался приложением <Номер обезличен> к Положению об оплате труда работников МУП «СТС» МО ГО «Воркута», которым по 3 разряду установлен тарифный коэффициент 1,11, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, рассчитал тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> - 10746,00 руб. х 1,11 = 11928,06 руб., с <Дата обезличена> - 11154,00 руб. х 1,11 = 12380,94 руб., с <Дата обезличена> - 12153,00 руб. х 1,11 = 13489,83 руб.
Поскольку заработная плата за спорный период истцу выплачена в меньшем размере, суд удовлетворил исковые требования о перерасчете заработной платы и отпускных с <Дата обезличена>, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, компенсации морального вреда в размере 5000 руб., размер которой соответствует требованиям ст. 237 Трудового кодекса РФ, а именно, характеру, степени и длительности установленных нарушений трудовых прав истца, не нарушает принципов разумности и справедливости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП «СТС» МО ГО «Воркута», суд апелляционной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному <Дата обезличена>, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-835 или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Поскольку МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному <Дата обезличена>, действие данного соглашения считается распространенным на данное МУП.
Иные доводы в апелляционной жалобе о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, предприятие не включалось в реестр участников ОТС, а также ссылки на экономическое положение ответчика не опровергают выводов суда.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания, недействительными ничтожных решений собраний работников МУП «СТС» от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), а также недействительной уведомительной регистрации Коллективного договора МУП «СТС» на 2020-2022 гг. в Минтрудсоце РК от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-К/2020, суд исходил из того, что Усманова Т.Н. не является стороной Коллективного договора, Положения об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута», а, следовательно она не вправе оспаривать акты, затрагивающие права и интересы всех работников предприятия. Оснований для компенсации морального вреда суд также не усмотрел, поскольку не установлен факт предоставления ответчиком истцу недостоверной информации об условиях труда и введения ее в заблуждение.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи