УИД 16RS0031-01-2022-001859-44Номер производства по делу в суде первой инстанции: 2-80/2023Номер производства по делу в суде апелляционной инстанции: 33-10136/2023учёт 150гСудья Ибрагимова Э.Ф. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 г. | г. Казань |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Абдуллаева Б.Г.,
судей Гайнуллина Р.Г., Никулиной О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Садриевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети-Татарстан» на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Гайнуллина Р.Г., судебная коллегия
установила:
Прикамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство) обратилось в суд с исковыми требованиями к ООО «Коммунальные сети-Татарстан» о признании незаконным бездействия ООО «Коммунальные сети-Татарстан», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта зоны санитарной охраны водозабора по пункту 2.3.3 раздела 2 лицензионного соглашения к лицензии ....; о возложении на ООО «Коммунальные сети-Татарстан» обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны водозабора по пункту 2.3.3 раздела 2 лицензионного соглашения к лицензии .....
В обоснование иска указано, что ООО «Коммунальные сети-Татарстан» была выдана лицензия .... на право добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения сроком действия до 1 марта 2027 г. Пунктом 2.3.3 лицензионного соглашения к лицензии ТАТ ТУК 01718ВЭ предусмотрена обязанность ООО «Коммунальные сети-Татарстан» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны водозабора. Данная обязанность ответчиком не исполнена. 26 июля 2022 г. в отношении ООО «Коммунальные сети-Татарстан» заместителем Главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Гариповым Н.Г. вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований, указанных в лицензионном соглашении. Нарушения ответчиком не устранены.
Протокольным определением суда первой инстанции от 27 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Министерства исковые требования поддержал.
Представитель ООО «Коммунальные сети-Татарстан» с исковыми требованиями не согласился, указывая на недействительность лицензии, выданной ООО «Коммунальные сети-Татарстан», и на отсутствие денежных средств для разработки проекта.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ООО «Коммунальные сети-Татарстан» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание разработанный ООО «Коммунальные сети-Татарстан» проект благоустройства зон санитарной охраны, который представлялся истцу 12 декабря 2016 г. вместе с заявлением о выдаче лицензии.
Также заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не учтено отсутствие у ООО «Коммунальные сети-Татарстан» денежных средств для разработки проекта.
Заявитель жалобы считает, что лицензия была выдана ему незаконно, поскольку приложенные к заявлению о выдаче лицензии документы не соответствуют закону, в связи с чем обязательство подготовить проект санитарных зон является ничтожным.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что системы водоснабжения находятся в собственности сельского поселения, а не ООО «Коммунальные сети-Татарстан» в связи с чем обязанность по подготовке проекта лежит на сельском поселении. Для подготовки проекта санитарной зоны собственник земельных участков должен привести их в соответствие с будущим проектом, что в данном случае не сделано.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Участники процесса, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путём публикации информации о движении дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан vs.tat.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), на апелляционное рассмотрение дела не явились. В связи с этим судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, что по договору аренды от 8 октября 2007 г. № 599/07-п ООО «Коммунальные сети - Татарстан» в аренду переданы земельные участки с кадастровыми номерами ...., расположенные по адресу: <адрес> сроком на 49 лет.
Согласно договору возмездного пользования муниципальным имуществом и актом приема-передачи от 15 октября 2015 г. артезианские скважины, водонапорные башни, сети переданы сельским поселением ООО «Коммунальные сети».
12 декабря 2016 г. ООО «Коммунальные сети - Татарстан» обратилось в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с заявлением о выдаче лицензии на право пользование недрами (пресными подземными водами) на забор подземных вод из артезианских скважин в населенном пункте Калмаш Тукаевского района.
К заявлению ООО «Коммунальные сети - Татарстан» были приложены учредительные и финансовые документы общества, а также гидрогеологическое заключение, проект благоустройства зон санитарной охраны скважины, паспорт №2 скважины, паспорт № 4 скважины, протоколы лабораторных исследований, расчет водопотребления, санитарно-эпидемиологическое заключение, учетная карточка буровой скважины, справка о режиме работы скважины и об имеющихся средствах учета и контроля за количеством и качеством добываемых подземных вод, договор аренды земельного участка, договор возмездного пользования муниципальным имуществом, приказ о назначении ответственного лица за ведение учетной документации по использованию воды и эксплуатации скважин, водонапорных башен, диплом ответственного за скважины.
ООО «Коммунальные сети - Татарстан» выдана лицензия .... с целевым назначением и видами работы: с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения; расположенный в населенном пункте Калмаш Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, сроком окончания 1 марта 2027 г.
Ответчиком ООО «Коммунальные сети - Татарстан», как владельцем лицензии и пользователем недр, указанные обязательства не исполнены, в связи с чем, 26 июля 2022 г. заместителем Главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Гариповым Н.Г. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № .....
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из положений статей 1.2, 11, 12, 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», статьями 43, 55 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 1.4, 1.15, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 и пришёл к выводу о том, что ООО «Коммунальные сети-Татарстан» не исполняет возложенные на него законом и лицензионным соглашением обязанности по разработке проекта санитарной зоны охраны водозабора, который использует в хозяйственной деятельности для извлечения прибыли.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.
При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд (преамбула закона).
Законодательство о недрах регулирует общественные отношения в области недр, как частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула зона), то есть по задействованию окружающей среды ниже поверхности земли.
Статьей 11 Закона о недрах (в редакции на 2016 г.) предусмотрено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами, выполнение условий, установленных лицензией.
Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр (статья 12 Закона о недрах).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 октября 2010 г. № 463 утверждены требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, содержащие требования к структуре проекта водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод (раздел III).
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Согласно пункту 2.3.3 раздела 2 лицензионного соглашения к лицензии ТАТ ТУК 01718ВЭ владелец лицензии обязан в течение 1 года со дня государственной регистрации лицензии разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны водозабора.
Из материалов дела следует, что лицензия, выданная ООО «Коммунальные сети-Татарстан», зарегистрирована 1 марта 2017 г.
К заявлению ООО «Коммунальные сети - Татарстан» от 12 декабря 2016 г. был приложен проект благоустройства зон санитарной охраны скважин.
Таким образом, данный проект в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ответчиком был представлен.
Согласно пункту 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» зоны санитарной охраны (ЗСО) источников организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 указанного постановления организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект благоустройства зон санитарной охраны, представленный истцу ответчиком вместе с заявлением о выдаче лицензии, указанным выше требованиям соответствует – проект содержит методику расчета параметров ЗСО и ее поясов, размеры каждого пояса ЗСО относительно местоположения скважин. Указанный проект был принят истцом в качестве надлежащего – лицензия ответчику была выдана.
Статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ) с 4 августа 2018 г. установлены новые требования к зонам с особыми условиями использования территорий, положения о которых утверждаются Правительством Российской Федерации, в том числе к ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны (пункт 16 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, согласно пункту 16 которого проект санитарно-защитной зоны должен содержать: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде.
Проект благоустройства зон санитарной охраны, утвержденный директором ООО «Коммунальные сети-Татарстан», подготовленный не позднее 12 декабря 2016 г., не содержит предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 сведений о границах санитарно-защитной зоны и составляющих ее поясов путем указания перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде, поскольку был подготовлен ранее.
Вместе с тем, пунктом 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2025 г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 г. Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 г. одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Следовательно, проекты ЗСО, подготовленные пользователем недр и принятые уполномоченным органом в порядке, установленном законом до 4 августа 2018 г., признаются юридически действительными.
В данном случае, выдавая ответчику лицензию на добычу подземных вод в н.п. Калмаш, Министерство согласовало параметры ЗСО скважин, описание которых приведено в проекте благоустройства зон санитарной охраны, представленном Министерству ответчиком вместе с заявлением о выдаче лицензии.
В силу приведённых выше норм права проект ЗСО водозабора в н.п. Калмаш должен быть приведен пользователем недр (ответчиком) в соответствие с требованиями действующего законодательства в срок до 1 января 2028 г. Учитывая, что лицензия выдана ответчику на срок до 1 марта 2027 г., оснований для возложения на него обязанности привести проект в соответствие с требованиями действующего законодательства или подготовить новый проект в настоящее время не имеется. При этом ответчик обязан подготовить новый проект ЗСО, соответствующий требованиям действующего законодательства, при продлении лицензии на срок после 1 марта 2027 г.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Доводы заявителя о незаконности лицензии судебная коллегия отклоняет ввиду несостоятельности, учитывая, что сведений о признании лицензии недействительной или об отзыве лицензии не представлено.
Руководствуясь статьями 199, 327, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26 января 2023 г. по данному делу отменить в части удовлетворения иска Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (<данные изъяты>) к ООО «Коммунальные сети-Татарстан» (<данные изъяты>), принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2023 г.
Председательствующий | Абдуллаев Б.Г. |
Судьи | Гайнуллин Р.Г. |
Никулина О.В. |