Дело № 2 – 2393 / 17 <.....>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Шумайловой Е.П.,
при секретаре Хабировой Ю.Е.,
с участием представителя истца Набиевой Ф.М., действующей на основании доверенности от (дата) №...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баглай М. Л. к департаменту земельных отношений администрации города Перми об установлении фактического проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Баглай М.Л. обратилась в суд с иском к ДЗО администрации города Перми об установлении фактического проживания в доме по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, с 1988 года по настоящее время. В обоснование предъявленного требования указала, что в 1988 году мужу по месту его работы предоставили земельный участок под посадку картофеля. Они огородили участок забором и построили дом из сруба в 1988 году. После чего переехали туда на постоянное место жительства. С 1988 года и до настоящего времени, уже на протяжении 29 лет, они проживают в доме и обрабатывают земельный участок. Придомовая территория огорожена забором. Номер дома присвоили согласно текущей нумерации по улице: Ширяиха, <АДРЕС>. В настоящее время зарегистрироваться в доме не представляется возможным, так как право собственности на дом не зарегистрировано. На регистрационном учете она состоит по адресу: <АДРЕС> - 12, однако, в указанной квартире только зарегистрирована, в квартире проживает её сын с семьей, она же фактически проживает в своем доме по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>. Установление данного факта необходимо ей для получения земельного участка в собственность согласно ст.5 Закона Пермского края № 293 – ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».
Истец, Баглай М.Л., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, указала, что требование поддерживает (л. д. ).
Представитель истца, Баглай М.Л.,- Набиева Ф.М., в судебном заседании на требованиях настаивала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что установление фактического проживания необходимо истцу для оформления в дальнейшем земельного участка в собственность, решение суда требует департамент земельных отношений администрации г. Перми.
Представитель ответчика, департамента земельных отношений администрации г. Перми, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание отзыв (л. д. ), из которого следует, что для реализации права в порядке Закона Пермского края «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» необходимо установить, что данное жилье является единственным жильем заявителя. А также необходимо установить факт отсутствия в собственности граждан иных жилых домов, пригодных для проживания, земельных участков для ИЖС, а также тот факт, что в течение последних двух лет заявителем не осуществлялись сделки по отчуждению земельных участков. Также заявителем должны быть представлены фотоматериалы, подтверждающие факт состояния дома.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что заявление подано обоснованно и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Способы защиты гражданских прав указаны в статье 12 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому, местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживании населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно абз. 1 ст. 2 Закона Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.
Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются: а) жилой дом пригоден для постоянного проживания; б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством; в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Земельный участок под жилым домом предоставляется бесплатно гражданам в собственность однократно.
Согласно ст. 5 Закона Пермского края № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», необходимо установить факт того, что жилой дом, создан до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР».
Нормами ч. 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, на праве собственности не зарегистрирован (л. д. 7).
По данным ГУП «ЦТИ Пермского края» от (дата), Баглай М. Л. не имеет в г. Перми жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности (л. д. 6).
Согласно справке ГУП «ЦТИ Пермского края» от (дата), по данным архива, находящимся в пользовании ГУП «ЦТИ», на домовладение по адресу: <АДРЕС>, микрорайон Ширяиха,13а, техническая и правовая документация отсутствует (л. д. 5).
Истцом представлен технический план на дом. Год завершения строительства здания - 1985 (л. д. 7 - 16).
Согласно техническому заключению ООО «Пермь Инвентаризация» о пригодности для круглогодичного проживания дома, расположенного по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, данный дом является объектом капитального строительства, пригодным для круглогодичного проживания и безопасным для жизни и здоровья человека, окружающей среды при соблюдении следующих рекомендаций: периодически проводить технический осмотр строительных конструкций; при эксплуатации не допускать нарушения целостности несущих и ограждающих конструкций здания, при размещении мебели и технологического оборудования в помещениях соблюдать правила пожарной безопасности. Изменения площадей помещений не затрагивают существующий контур застройки, не выходят за границы красных линий, не влияют на качество инженерно-технического обеспечения, а также не влияют на конструктивные и эксплуатационные характеристики. Размещение и характер эксплуатации помещений не противоречит виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии со статьями 35 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 52.5 Правил землепользования и застройки г. Перми. Дальнейшая эксплуатация дома по адресу: <АДРЕС> возможна и не нарушает права и условия существования третьих лиц (л. д. 26 - 48).
Из ответа Департамента градостроительства и архитектуры №... от (дата) следует, что в базе данных ИСОГД сведения о домовладении по адресу: <АДРЕС>, отсутствуют (л. д. ).
По данным УФСГРКК по <АДРЕС> от (дата), Баглай М.Л. является является собственником нежилого помещения по адресу: <АДРЕС>, ГСК «Химик», бокс 25 (договор купли-продажи от (дата)); является собственником нежилого помещения по адресу: <АДРЕС>, ГСК «Химик», бокс 35 (договор купли-продажи от (дата)); является собственником квартиры по адресу: <АДРЕС>, пер. Дубровский 1-й, <АДРЕС> (договор купли-продажи от (дата)); является собственником нежилого помещения по адресу: <АДРЕС>, ГСК «Химик», бокс 95 (договор купли-продажи от (дата)); является собственником квартиры по адресу: <АДРЕС> (договор купли-продажи от (дата)) (л. д. ). Жилых домов в собственности истец не имеет.
Из показаний свидетелей Х.,С. допрошенных в судебном заседании, следует, что с заявителем они знакомы давно, с 1988 года, соседи, им известно, что Баглай М.Л. с супругом с 1988 года постоянно проживали в доме по адресу: <АДРЕС>, мкр.Ширяиха, <АДРЕС>, после смерти мужа истец проживает одна. Дом пригоден для проживания круглый год. Требований о её выселении или освобождении земельного участка никто не предъявлял.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что факт проживания Баглай М.Л. в жилом доме по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, с 1988 года по настоящее время нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Согласно Закону Пермского края, земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.
Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст. 40 Конституции РФ).
В соответствие со ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации (ст. 5 указанного Закона).
Пленум Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года № 8 в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указал, что исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. Сам по себе факт регистрации по месту жительства в жилом помещении не является основанием возникновения права пользования им.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 ноября 1995 года № 14-П указал, что из ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Место жительства и место пребывания, не связанные с обязательной регистрацией, рассматриваются как место фактического проживания граждан на территории Российской Федерации, однако использование данного понятия не имеет юридического значения, так как оно законодательно не закреплено.
Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С данной правовой категорией гражданское законодательство связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий.
Суд, анализируя представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что в судебном заседании установлено фактическое проживание Баглай М.Л. жилом доме, расположенном по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, построенном в 1988 году, с 1988 года. Его существование не нарушает права и законные интересы иных граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями представителя истца, показаниями свидетелей.
В судебном заседании установлен тот факт, что жилой дом по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, создан до вступления в силу Закона СССР от (дата) №... «О собственности в СССР», что подтверждается исследованными доказательствами. Истец фактически проживает в нем круглогодично более 15 лет.
Иным способом защитить свое право на получение бесплатно в собственность земельного участка на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», на котором расположен жилой дом, истец не имеет возможности.
Таким образом, учитывая, что в отношении земельного участка под домом отсутствуют ограничения, предоставление участка под домом не нарушает права и интересы других лиц, свидетели подтвердили фактическое проживание заявителя в жилом доме на протяжении последних 15 лет, других жилых домов истец не имеет, суд считает, что фактическое проживание заявителя установлено в судебном заседании, что необходимо для оформления земельного участка в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить, что Баглай М. Л., (дата) года рождения, фактически проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <АДРЕС>, мкр. Ширяиха, <АДРЕС>, с 1988 года по настоящее время.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Шумайлова
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2017 года.
<.....>
Судья Е.П. Шумайлова