№ 2-869/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Великие Луки 18 октября 2023 года
Псковской области
Великолукский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи ШлапаковойГ.В.
при секретаре Сухаревой А.Ю.,
с участием: помощника прокурора города Великие Луки Ивановой Е.Н., представителя ответчика – ГБУСО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Томаевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Невельского межрайонного прокурора Псковской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Псковской области «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Комитету по социальной защите Псковской области, об обязании оснащения Туричинского отделения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в определенный срок специализированным оборудованием, ограждения территории по периметру с установкой видеонаблюдения и выделении в определенный срок на эти цели денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Невельского межрайонного прокурора Псковской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Псковской области «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Комитету по социальной защите Псковской области, об обязании оснащения Туричинского отделения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в определенный срок специализированным оборудованием, ограждения территории по периметру с установкой видеонаблюдения и выделении в определенный срок на эти цели денежных средств.
В обоснование иска указано, что в январе 2023 года Невельской межрайонной прокуратурой Псковской области с привлечением специалистов органов государственного контроля (надзора) проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об антитеррористической защищенности, создании условий для оказания первой медицинской помощи и доступности для лиц с ограниченными возможностями в Туричинском отделении ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», по адресу: Псковская обл., Невельский р-н, д. Туричино, ул. Нефтяников, д. 1 и д. 8, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства, в части обеспечения пожарной безопасности.
В нарушение действующего законодательства о требованиях пожарной безопасности Туричинское отделение ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не оборудовано специализированным оборудованием, позволяющим автоматической пожарной сигнализации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией. Также выявлены нарушения в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов.
На основании изложенного заместитель Невельского межрайонного прокурора Псковской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением, уточненном в ходе судебного разбирательства, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Комитету по социальной защите Псковской области, об обязании ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в срок не позднее 01.12.2024 оснастить Туричинское отделение специализированным оборудованием, позволяющим автоматической пожарной сигнализации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией, а также оградить территорию по периметру с установкой видеонаблюдения в соответствии с требованиями абз. 4 подп. «а» пункта 15 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ» и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410; обязать Комитет по социальной защите Псковской области как главного распорядителя бюджетных средств, не позднее 01.09.2024 выделить ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» необходимые денежные средства на указанные цели.
В судебном заседании помощник прокурора города Великие Луки ИвановаЕ.Н. (по поручению Невельского межрайонного прокурора) поддержала уточненный иск, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Томаева О.Н. в судебном заседании пояснила, что сам дом-интернат денежными средствами для исполнения требований прокурора не обладает. На такие цели деньги выделяются Комитетом социальной защите Псковской области. Заявка на финансирование обеспечения Туричинского отделения специализированным противопожарным оборудованием и на антитеррористическую защищенность объекта, со стороны дома-интерната Комитету подана, однако выделение средств находится вне компетенции ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Представитель ответчика Комитета по социальной защите Псковской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета, в котором дополнительно пояснил, что на основании заявки ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в размере 1 млн. 77 тыс. рублей включены Комитетом в бюджетную заявку при составлении бюджета на 2024 год и последующие периоды в рамках Государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики».
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, сформулированы в Федеральном законе от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент).
Правила, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила).
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 123-ФЗ приборы управления пожарным оборудованием автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта.
В нарушение указанных требований, в январе 2023 года Невельской межрайонной прокуратурой Псковской области с привлечением специалистов органов государственного контроля (надзора) выявлены нарушения Туричинским отделением ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – не оборудовано специализированным оборудованием, позволяющим автоматической пожарной сигнализации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией.
Также выявлены нарушения в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 противодействии терроризму» одним из основных принципов «О противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Основные требования к антитеррористической защищенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
В соответствии с п. 34 Требований паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории). Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
В соответствии с п. 35 Требований актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
Так при проверке было установлено, что паспорт безопасности отделения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат», по адресу: Невельский район, деревня Туричино, улица Нефтяников, дом 1 и дом 8, утверждены в 2017 году, срок действия данных паспортов безопасности истек в 2022 году.
Таким образом, в нарушение указанных пунктов Требований на момент проверки мероприятия по актуализации данных паспортов безопасности не проводились, в наличии отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 подпункта «а» пункта 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается, в том числе, посредством оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В соответствии с пунктом 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, антитеррористическая защищенность, не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно недостаточная защищенность от несанкционированного проникновения на объект для совершения террористического акта. Кроме того, в паспорте безопасности указаны необходимые мероприятия по устранению – необходимо оборудовать учреждение видеонаблюдением.
Однако в нарушение указанных Требований на момент проверки указанные недостатки в антитеррористической защищенности не устранены.
C целью устранения выявленных нарушений законодательства антитеррористической защищенности межрайонной прокуратурой 27.01.2023 в адрес ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» внесено представление. В данном представлении предложено принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, в частности: принять меры к устранению недостатков антитеррористической защищенности от несанкционированного проникновения на объект для совершения террористических актов; оборудовать учреждение видеонаблюдением.
Указанное представление 20.02.2023 рассмотрено с участием представителя Невельской межрайонной прокуратуры Псковской области, по результатам которого принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности за указанные недостатки заместителя директора ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Тарасенко Н.В. Помимо указанного, принято решение ходатайствовать перед Комитетом по социальной защите Псковской области о выделении финансовых средств на: оборудование прибором дублирующим сигнал о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны; устранение недостаток антитеррористической защищенности от несанкционированного проникновения на объект (установка ограждения по всему периметру территории, соответствующему объекту второй категории); оборудование учреждения видеонаблюдением.
Вместе с тем, в ходе проведённой проверки на предмет устранения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ранее выявленных недостатков законодательства в сфере пожарной безопасности, а также антитеррористической защищенности, и, исходя из представленных ответов, установлено, что до настоящего времени нарушения указанного законодательства не устранены. Кроме того, имеются основания предполагать, что данные нарушения не будут устранены в дальнейшем.
В настоящее время Туричинское отделение ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является филиалом ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в связи с чем, самостоятельного финансирования не имеет.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является Псковская область.
Органом государственной власти, который выступает от имени учредителя Учреждения, является Комитет по социальной защите Псковской области.
На основании пункта 1.6 Устава государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утверждённого Приказом Комитета по социальной защите Псковской области от 07.10.2022 № 444 (далее Устав учреждения) функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют Комитет по социальной защите Псковской области (далее – Комитет), и Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (далее – Комитет по имуществу) в соответствии с постановлением Администрации Псковской области от 03.10.2012 № 520 «О порядке осуществления органами исполнительной власти области функций и полномочий учредителя государственных учреждений Псковской области.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава Учреждения учредителем и собственником имущества Учреждения является Псковская область.
Исходя из подпунктов 3.1.43, 3.1.45 пункта 3.1 Раздела 3 Положения о Комитете по социальной защите Псковской области», утверждённого Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 № 256 (ред. от 19.04.2021) «Об утверждении Положения о Комитете по социальной защите Псковской области» (далее – Положения), Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: участие в формировании проекта областного бюджета в части расходов на социальную политику; обеспечение деятельности подведомственных организаций социального обслуживания, в том числе укрепление их материально-технической базы, осуществление контроля за их деятельностью, в том числе финансового контроля в пределах компетенции Комитета.
Согласно пункту 4.9 Устава Учреждения источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются:
1) имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного
управления;
2) имущество, приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему Комитетом на приобретение такого имущества;
3) имущество, приобретенное Учреждением за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности;
4) субсидии на выполнение государственного задания Учреждения, иные субсидии, предоставляемые из областного бюджета, а также бюджетные инвестиции;
5) средства, получаемые Учреждением от приносящей доход деятельности;
6) иные не запрещённые законодательством Российской Федерации поступления.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Таким образом, деятельность Учреждения финансируется собственником имущества путем субсидирования. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Осуществление деятельности Туричинского отделения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в отсутствие специализированного оборудования, позволяющего автоматической пожарной сигнализации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией, а также ограждения территории и видеонаблюдения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для них, в том числе для инвалидов, которые в силу своего социального положения не могут самостоятельно защищать свои права, нарушает их права и законные интересы.
Таким образом, не устранение ранее выявленных недостатков законодательства в сфере пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, нарушают права и законные интересы социально уязвимой категории граждан, в том числе инвалидов, содержащихся в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания.
В связи с тем, что в Туричинском отделении Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» содержатся граждане социально уязвимой категории, в том числе инвалиды, численность которых может в течение года может изменяться (прибытие, убытие), также как и численность персонала учреждения, обеспечивающих их обслуживание, уход и защиту прав, данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
При таких обстоятельствах, заявленные заместителем Невельского межрайонного прокурора Псковской области уточненные требования об обязании в определенный срок оснастить Туричинское отделение ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» специализированным оборудованием, а также оградить территорию по периметру, с установкой видеонаблюдения, и обязании Комитета по социальной защите Псковской обеспечить выделение в определенный срок на эти цели денежных средств, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Невельского межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Псковской области «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,Комитету по социальной защите Псковской области оборудованием Туричинского отделения ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», удовлетворить.
Обязать ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН 6025001744, ОГРН 1026000901640) в срок не позднее 01.12.2024 оснастить Туричинское отделение ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: Псковская обл., Невельский район, деревня Туричино, улица Нефтяников, дом 1 и дом 8, специализированным оборудованием, позволяющим автоматической пожарной сигнализации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией, а также оградить территорию по периметру, установив видеонаблюдение, в соответствии с требованиями абз. 4 подп. «а» пункта 15 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ» и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410.
Обязать Комитет по социальной защите Псковской области (ИНН 6027087722, ОГРН 1056000309870) как главного распорядителя бюджетных средств, в срок не позднее 01.09.2024, выделить ГБУСО ПО «Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» денежные средства для выполнения указанных работ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Г.В. Шлапакова
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года
Судья: Г.В. Шлапакова