Дело №
УИД: 91RS0№-13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
03 апреля 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Уржумовой Н.В.,
при секретаре – ФИО3,
с участием представителя истца – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" к ФИО2 о взыскании сумм излишне выплаченных мер социальной поддержки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, -
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" (далее – ГКУ РК "Центр социальных выплат") обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных мер социальной поддержки: МСП «Пособие на ребенка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15770,08 руб., МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) — ежемесячно» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87318,18 руб., МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3153,70 руб., всего 106 241, 96 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым обратилась ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлениями: о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>» как малоимущей семье; о предоставлении государственной услуги по назначению «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба»; о предоставлении государственной услуги по назначению «Пособие на ребенка» на 4-х детей. При подаче заявлений, ФИО2 подтвердила предоставленные ею сведения, о чем свидетельствует ее подпись. На основании заявлений, ответчику были назначены МСП «Пособие на ребенка» на период с 01.12.2021 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 648,44 руб. на 4-х детей, МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) – ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 642,28 руб., «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 518,53 руб. При подаче заявлений, ФИО2 была поставлена в известность о том, что суммы пособий, излишне выплаченные вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, с сокрытием данных, влияющих на право получения пособий или на начисление их размеров, а также не информирование органов социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, возмещаются получателями, а в случае спора — взыскиваются в судебном порядке. Департаменту стало известно, что при обращении ФИО2 скрыла факт трудоустройства и получения дохода супруга ФИО4 в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» и ООО «Медицинская клиника «ДИАСС». Согласно данным, предоставленным ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, выявлен доход супруга заявителя в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» за период с сентября 2021 по ноябрь 2021 в размере 133476,24 руб., а также в ООО «Медицинская клиника «ДИАСС» за период с сентября 2021 по ноябрь 2021 в размере 8917,68 руб. Комиссией по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> Республики Крым было принято решение о возмещении излишне выплаченных мер социальной поддержки в сумме 106241,96 руб. с предложением о добровольном погашении суммы переплаты. Решение комиссии было направлено ФИО2 письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. В добровольном порядке образовавшаяся задолженность погашена не была. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ, истец просил суд взыскать с ответчика ФИО2 в пользу ГКУ РК "Центр социальных выплат" излишне выплаченные меры социальной поддержки: МСП «Пособие на ребенка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15770,08 руб., МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) — ежемесячно» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87318,18 руб., МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3153,70 руб., а всего взыскать 106 241, 96 руб.
В судебном заседании представитель истца – ФИО7 поддержала исковые требования и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что полномочия по перечислению социальных выплат гражданам Центр осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ, однако полномочиями по приему документов, назначению и перерасчету мер поддержки наделены органы местного самоуправления в лице Департамента. Кроме того, пояснила, что комиссией по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> Республики Крым было принято решение о возмещении излишне выплаченных ответчику мер социальной поддержки в сумме 106241,96 руб. с предложением о добровольном погашении суммы переплаты (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №). Решение комиссии было направлено ФИО2 письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, однако до настоящего времени, ответчиком в добровольном порядке излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки, истцу не возмещены, в связи с чем, спорные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца по основаниям ст. 1102 ГК РФ. Не возражала против вынесения заочного решения.
Ответчик, будучи извещенной судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания - путем направления судебной повестки заказной корреспонденцией по адресу регистрации, в суд не явилась, не сообщила об уважительных причинах своей неявки, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, почтовый конверт вернулся с отметкой сотрудника почты «за истечением срока хранения».
Как следует из разъяснений в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым в суд не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Учитывая мнение представителя истца, который дал суду свое согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие не явившегося ответчика, положения ч. 4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения представителя истца, обозрев выплатное дело ФИО2, исследовав материалы гражданского дела и, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Ч. 1, 5 ст. 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым обратилась ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлениями:
- о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>» как малоимущей семье (л.д.5).
ФИО2 назначена МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11642,28 руб., что подтверждается протоколом о принятии решения по заявлению МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) — ежемесячно») (л.д.21).
- о предоставлении государственной услуги по назначению «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба».
ФИО2 назначена «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 518,53 руб., что подтверждается протоколом о принятии решения по заявлению МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» (л.д.22).
- о предоставлении государственной услуги по назначению «Пособие на ребенка» на 4-х детей (л.д.7,8,9,10).
ФИО2 назначена МСП «Пособие на ребенка» на период с 01.12.2021по ДД.ММ.ГГГГ в размере 648,44 руб. на 4-х детей, что подтверждается протоколами о принятии решения по заявлениям МСП «Пособие на ребенка» (л.д.17,18,19,20).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в <адрес>", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Согласно ст. 6 названного закона, регулирующей порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в <адрес> (ч. 1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (ч. 2).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (ч. 3).
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 587 "Об утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" (далее – Порядок №), согласно которому размер пособия составляет разницу между прожиточным минимумом малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, определённым в соответствии с пунктами 18,19 настоящего Порядка, и среднедушевым доход семьи или одиноко проживающего гражданина ( п.21 Порядка).
Пособие не назначается в случае, когда: члены малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста в течение трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия, не работают (ет), в установленном порядке не признаны(ан) безработными(ым), признанные(ан) безработными(ым), но нарушают(ет) законодательство о занятости, не служат(ит); в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства (ч.4).
В соответствии с п. 31 Порядка, выплата пособия в размере, установленном решением о назначении пособия, осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр социальных выплат. Модернизации и укрепления материально-техниче6ской базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» путем перечисления денежных средств по выбору заявителя на его личный счет, открытый в кредитной организации либо через отделения почтовой связи.
Согласно п.п. 6, 7, 9 Порядка N 587, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения (п. 6).
В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания; сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры); способ получения пособия: через предприятие почтовой связи либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации; сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособия (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).
Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления (п. 7).
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС); справка с места жительства заявителя о составе семьи; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (п. 9).
Согласно п.п. 40, 41 Порядка N 587, органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (п. 40 Порядка N 587).
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 41 Порядка N 587).
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 480 (далее – Порядок №) утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, согласно которому право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане, местом жительства которых является <адрес> и среднедушевой доод которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>.
Согласно п.5 Порядка №, ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 480 рублей 80 копеек в месяц на семью и индексируется ежегодно с 1 апреля в соответствии с прогнозом уровня инфляции, установленном Министерством экономического развития Республики Крым на соответствующий год.
Ежемесячная денежная выплата назначается на 12 месяцев (п.6 Порядка №).
В соответствии с п. 20 Порядка №, ежемесячная денежная выплата осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр социальных выплат. Модернизации и укрепления материально-техниче6ской базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» путем перечисления денежных средств по выбору заявителя на его личный счет, открытый в кредитной организации либо через отделения почтовой связи.
Предусмотренная п. 26 Порядка № выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется в пределах средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на соответствующий финансовый год..
Согласно п. 4 Порядка N 480, ежемесячная денежная выплата не назначается в случае, когда: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, местом жительства которых является <адрес> и среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>.
Согласно п.2 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка», право на пособие на ребенка со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес>, имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновлённого, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет и в составе семьи отсутствующего лица трудоспособного возраста, которые не работают, не служат, не учатся по очной форме обучения в образовательной организации независимо от ее организационно - правовой формы, типа и вида в течение трех месяцев,, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия (кроме лиц, которые в установленном порядке признаны безработными и по информации государственных учреждений службы занятости не нарушают законодательство о занятости относительно своего трудоустройства).
Назначение пособия на ребенка осуществляется органом социальной защиты населения по месту жительства получателей пособия на ребенка.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 588 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка (далее - Порядок N 588).
Согласно пункту 5, пункту 7 Порядка N 588, выплата пособия на ребенка назначается на основании заявления и правоустанавливающих документов органом труда и социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
В соответствии с пунктом 37 Порядка N 588, выплата пособия производится Государственным казенным учреждением Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" за счет средств бюджета Республики Крым путем перечисления денежных средств по выбору заявителя на его лицевой счет, открытый в кредитной организации, или через отделения почтовой связи Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Крыма" по месту жительства заявителя ежемесячно не позднее последнего дня текущего месяца.
Порядком N 588 определены следующие условия:
пункт 20 - предоставление пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления следующих обстоятельств (снятие заявителя с регистрационного учета по месту жительства);
пункт 22 - получатели пособия на ребенка обязаны извещать органы социальной защиты населения не позднее 3 месяцев об изменении дохода семьи, а также не позднее 1 месяца о наступлении иных обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия (сведения об изменениях состава семьи, места жительства и гражданства членов семьи);
пункт 31 - при прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.
Согласно п. 2.1 Устава ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в Республики Крым" (далее - Устав) предметом деятельности Казенного Учреждения является: предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам.
Согласно п.п. 2.2, 2.2.1 Устава основными целями Казенного Учреждения является обеспечение реализации на территории Республики Крым прав граждан на получение в соответствии с действующим законодательством отдельных мер социальной поддержки населения по предоставлению государственных услуг и участия в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам.
Согласно п.п. 2.3, 2.3.1, для достижения основных целей Казенное Учреждение вправе осуществлять деятельность по выплате: компенсаций, пособий, ежемесячных денежных выплат семьям с детьми, малоимущим семьям и одиноким гражданам, в том числе государственного единовременного пособия. Согласно п. 4.1. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Казенного Учреждения являются средства, выделяемые из бюджета Республики Крым согласно бюджетной смете.
Осуществляя предоставленные ему полномочия, ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК" предъявил к ФИО2 иск о возмещении излишне выплаченных мер социальной поддержки, предоставленных, в свою очередь, за счет бюджета Республики Крым государственному казенному учреждению для реализации функций по перечислению социальных выплат.
Как следует из материалов выплатного дела ФИО2, при обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями:
-о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес> как малоимущей семье,
- о назначении МСП «Пособие на ребенка» в соответствии с НПД «Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № –ЗРК «О ежемесячном пособии на ребенка»,
-о назначении ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба
заявителем ФИО2, при предоставлении сведений о доходах членов своей семьи, было указано о работе ее супруга: ФИО4 в ГБУЗ РК РКБ им Семашко и указано, что остальные члены ее семьи доходов не имеют.
При этом, к заявлениям приобщена заверенная копия трудовой книжки ФИО4, в которой имеются сведения о работе с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на должности врача-хирурга хирургического отделения обособленного подразделения многопрофильной республиканского медицинского центра ГБУЗ РК РКБ им Семашко и предоставлена справка о доходах ФИО4 за сентябрь - ноябрь по указанному месту основной работы в общем размере 158 411, 49 руб.
Именно, исходя из дохода семьи за предшествующие дате обращения с заявлениями о назначении пособий 3 месяца, состоящего из заработной платы супруга ФИО4 -158 411, 49 руб., заявителю ФИО2 были назначены: МСП «Пособие на ребенка» в размере 648, 44 руб. на 4-х детей, МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) – ежемесячно в размере 11642, 28 руб.; «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в размере 518, 53 руб., что подтверждается сведениями выплатного дела ФИО2
Вместе с тем, при проведении выборочной проверки Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым было установлено, что в ноябре-декабре 2021 года супруг заявителя – ФИО4, помимо дохода по основному месту работы в ГБУЗ РК РКБ им Семашко получал доход в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» и ООО «Медицинская клиника «ДИАСС».
Так, согласно данным, предоставленным ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, выявлен доход супруга заявителя в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» за период с сентября 2021 по ноябрь 2021 в размере 133476,24 руб., а также в ООО «Медицинская клиника «ДИАСС» за период с сентября 2021 по ноябрь 2021 в размере 8917,68 руб. (л.д.24-25).
На основании полученных данных о доходе ФИО4, Комиссией по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> Республики Крым было принято решение о возмещении ФИО2 излишне выплаченных мер социальной поддержки в сумме 106241,96 руб. с предложением о добровольном погашении суммы переплаты. Решение комиссии было направлено ФИО2 письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, в добровольном порядке образовавшаяся задолженность погашена не была.
По указанным обстоятельствам, ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу излишне выплаченные меры социальной поддержки в общем размере 106241, 96 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений пп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе ФИО1 конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе, предусмотренных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 10 ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в <адрес>".
Вместе с тем, истцом по настоящему делу доказано и это следует из установленных судом при рассмотрении дела фактических обстоятельств, что ФИО5 при обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о назначении мер социальной защиты, было известно о необходимости письменного предоставления сведений обо всех доходах членов своей семьи, в т.ч. и супруга ФИО4 и она, действуя недобросовестно, скрыла информацию о получении ее супругом ФИО4 дохода – заработной платы в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» и ООО «Медицинская клиника «ДИАСС», что привело излишней выплате истцом ответчику ФИО2 денежных сумм, т.е. к неосновательному обогащению ответчика.
С учетом того, что в данном споре судом установлена недобросовестность действий ответчика ФИО2, направленных на получение мер социальной поддержки в излишнем размере, с нее как с лица, получившего и пользовавшегося государственными мерами социальной поддержки, излишне (неосновательно) полученные суммы государственной социальной поддержки в общем размере 106 241, 96 руб. подлежат взысканию в пользу истца по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
При этом, представленный истцом расчет излишне выплаченных ответчику сумм, приведенный в решении Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> (л.д.43) стороной ответчика не опровергнут, и признается судом арифметически верным.
Требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании ст. 1102 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194–198, 233-235, 237 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки пгт <адрес>, УССР, зарегистрированной по адресу: <адрес> казенного учреждения Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" излишне выплаченные меры социальной поддержки: МСП «Пособие на ребенка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15770 рублей 08 копеек, МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) — ежемесячно» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87318 рублей 18 копеек, МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3153 рубля 70 копеек, а всего взыскать 106 241(сто шесть тысяч двести сорок один) рубль 96 копеек.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Железнодорожный районный суд <адрес> в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В.Уржумова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.В.Уржумова