Судья Шишкин А.В. Дело № 2-33/2020
№ 33-946/2020
12 марта 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Леденских И.В.
и судей Баталовой С.В., Черниковой О.Ф.
при секретаре Кругловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Кирове дело по апелляционной жалобе представителя Медведева А.М. по доверенности Кушкова В.С. на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24.12.2019, которым отказано в удовлетворении искового заявления Медведева А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (межрайонное) о признании решения незаконным и назначении страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медведев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (межрайонное) о признании решения незаконным и назначении страховой пенсии. В обоснование исковых требований указано, что 25.07.2019 истец обратился в ГУ-УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФ от 06.08.2019 истцу было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа 42 года. В страховой стаж не был включен период службы Советской Армии с 31.10.1977 по 21.12.1979, а также период нахождения в центре занятости населения с 01.04.2013 по 13.05.2014. В настоящее время истцу исполнилось 60 лет, без учета указных периодов страховой стаж составляет 39 лет 02 месяца 12 дней. Уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, просил признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 06.08.2019, обязать назначить страховую пенсию по старости с учетом требований п.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Кушков В.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что периоды службы в Советской Армии и нахождения в центре занятости населения подлежат включению в страховой стаж, поскольку им предшествовали и за ними следовали периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ УПФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области районе Самылова О.Н. указывает на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель Медведева А.М. – Куклина Ю.С. на требованиях и доводах жалобы настаивала.
Представитель УПФР в Кирово-Чепецком районе Кировской области Кощеева Е.А. возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность постановленного судом решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Решением ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (межрайонное) №301339/19 Медведеву А.М. было отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ по причине отсутствия 42 лет страхового стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию по старости.
В специальный стаж не был засчитан период прохождения истцом военной службы в рядах Советской Армии с 31.10.1977 по 21.12.1979 и период его регистрации в качестве безработного и получения пособия по безработице населения с 01.04.2013 по 13.05.2014.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Истец настаивает на применении приведенной нормы закона и полагает, что с учетом спорных периодов его страховой стаж будет насчитывать более 42 лет, что дает ему право на назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, в силу положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ.
Из приведенных предписаний закона следует, что в страховой стаж лиц, предусмотренных частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежат включению:
- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 закона);
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 закона).
Согласно прямому указанию в законе, при подсчете страхового стажа указанных лиц не подлежит применению часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», из которой следует, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Учитывая установленный федеральным законодателем специальный порядок подсчета страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», основания для включения в страховой стаж Медведева А.М. периода его службы в рядах Советской Армии, а также периода, когда истец был зарегистрирован в качестве безработного в КОГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района, отсутствуют.
Решение пенсионного органа об исключении из страхового стажа истца спорных периодов в целях определения его права на назначение пенсии на основании ч.1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что необходимого 42-летнего страхового стажа у Медведева А.М. не имеется, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании с. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в страховой стаж должны быть включены спорные периоды в соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку им предшествовали и за ними следовали периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом оценки суда и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. Новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.12.2019 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░: