Судья: Улзетуева А.Ц. Дело № 33-13382/2021
А- 2.065
24RS0022-01-2021-000376-98
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Сударьковой Е.В., Полянской Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н. гражданское дело по иску Зезюля Тамары Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю - Пащенко А.О.,
на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 17 августа 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Зезюля Тамары Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Зезюля Тамары Николаевны компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 112008 рублей 921 копейки (сто двенадцать тысяч восемь рублей 92 копейки), компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 27656 рублей 70 копеек (двадцать семь тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей 70 копеек), недоплаченные отпускные за 2020 год в сумме 45170 рублей 52 копейки (сорок пять тысяч сто семьдесят рублей 52 копейки), недоплаченные отпускные за 2019 год в сумме 30711 рублей 42 копейки (тридцать тысяч семьсот одиннадцать рублей 42 копейки), недоплаченные отпускные за 2018 год в сумме 18802 рубля 14 копеек (восемнадцать тысяч восемьсот два рубля 14 копеек), денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки в размере 24452 рубля 66 копеек (двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят два рубля 66 копеек), компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей (две тысячи рублей), а всего 260802 рубля 36 копеек (двести шестьдесят тысяч восемьсот два рубля 36 копеек).
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5788 рублей 02 копейки (пять тысяч семьсот восемьдесят восемь рублей 02 копейки).
В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зезюля Т.Н. обратилась в суд с иском к МИФНС № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец с 20.12.1994 по 31.12.2020 проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Красноярского края.
Приказом от 22.12.2020 истец освобождена от замещаемой должности и уволена со службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении истцу произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованный отпуск, выплачены отпускные. Вместе с тем, при расчете отпускных, компенсации при увольнении в связи с сокращением, компенсации неиспользованного отпуска не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплат.
На основании чего, истец просила взыскать с ответчика задолженность по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 112008,92 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 27656,70 руб., по выплате отпускных за 2018 год в размере 10913,70 руб., по выплате отпускных за 2018 год (дополнительный отпуск) в размере 7888,44 руб., по выплате отпускных за 2019 в размере 6837,00 руб. (основной отпуск), по выплате отпускных за 2019 год в размере 11626,14 руб. (дополнительный отпуск), по выплате отпускных за 2019 год в размере 12248,28 руб. (основной отпуск с 25.11.2019 по 12.12.2019), по выплате отпускных за 2020 год в размере 28154,70 руб. (основной отпуск), по выплате отпускных за 2020 в размере 17015,82 руб. (дополнительный отпуск), а также компенсацию за задержку выплат размере 24452,66 руб., компенсацию морального вреда – 10000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МИФНС №7 Пащенко А.О. просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает. Что судом не приняты во внимание возражения ответчика относительно произведенных истцом расчетов, судом не принято во внимание, что истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о перерасчете оплаты отпуска за 2018, 2019, 2020 годы. Так же возражает против взыскания процентов за задержку выплаты взысканных сумм в соответствии со ст.236 ГПК РФ.
В письменных возражениях истец Зезюля Т.Н. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание стороны, о месте и времени его проведения извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств не заявляли.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст. 50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
В силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Зезюля Т.Н. на основании приказа № от 20.12.1994 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности налогового инспектора.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю от 22.12.2020 года № служебный контракт с истцом расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы с 31.12.2020 года на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 112008 рублей 92 копейки.
Разрешая спор, правильно применив приведенные правовые нормы, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, в связи с чем подлежат включению в суммы денежного содержания при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, а так же оплаты отпуска, и удовлетворил требования истца о взыскании недоплаченных спорных выплат.
Установив, что действиями ответчика были допущены нарушения трудовых прав Зезюля Т.Н., суд взыскал с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Зезюля Т.Н. компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб., согласно положениям ст. 237 ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации морального вреда. Вместе с тем, при определении размера указанных сумм суд руководствовался представленными истцом расчетами, не проверив их правильность.
Проверив размер недоплаченных сумм с учетом расчетов, представленных ответчиком, судебная коллегия приходит к выводу, что размер недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 27656, 70 рублей, а так же компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 112008, 92 рубля правильно определены судом. Возражения ответчика о том, что сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания должна быть уменьшена на 3963 руб., удержанных и перечисленных ответчиком в качестве налога на доходы физических лиц из суммы пособия за четвертый месяц, судебная коллегия отклоняет.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства.
Учитывая, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством РФ, ограничение не облагаемого НДФЛ размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ, не применяется.
Таким образом, компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы, освобождается от обложения НДФЛ в размере четырехмесячного денежного содержания.(Письмо ФНС России от 07.12.2021 N БС-4-11/17021@.)). Следовательно, основания для уменьшения суммы компенсации на размер НДФЛ у ответчика отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании недоплаченных сумм оплаты отпуска за 2018, 2019, 2020 годы судебная коллегия отклоняет.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
Из приведенных разъяснений следует, что о пропуске срока для обращения в суд с иском о защите нарушенных прав сторона может заявить на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции.
Между тем, в представленных ответчиком письменных возражениях (т.1 л.д. 58-62) таких возражений не содержится, в связи с чем суд обоснованно рассмотрел указанные требования по существу.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить размер взысканных сумм оплаты отпуска за спорные периоды, принимая во внимание представленный ответчиком расчет, правильность которого подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии с указанным расчетом, сумма недоплаченных отпускных за период отпуска с 18.06.2018 по 17.07.2018 составила 10914 руб.; за период с 17.09.2018 по 19.09.2018- -9399,39 руб., всего за 2018 год-20313,39 руб.
Сумма недоплаченных отпускных за период с 08.07.2019 по 19.07.2019 составила 6846,48 руб., с 16.09.2019 по 06.10.2019- 11808,30 руб.; с 25.11.2019 по 12.12.2019-12248, 28 руб., всего за 2019 год- 30903, 06 руб.
Сумма недоплаченных отпускных за период с 15.06.2020 по 14.07.2020 составила 26878, 80 руб., с 21.09.2020 по 1.10.2020- 17015,82 руб., всего за 2020 год- 44139,33 руб.
Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что основания для взыскания с последнего в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, в связи с задержкой трудовых выплат, в размере 24452, 66 руб., у суда первой инстанции отсутствовали.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы, компенсации неиспользованного отпуска данной нормой закона не предусмотрена.
Принимая во внимание, что спорные суммы задолженности ответчиком не были начислены, правовых оснований для взыскания в пользу истца их денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ у суда первой инстанции не имелось, поэтому решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В связи с изменением подлежащих взысканию сумм, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход местного бюджета, следует определить в сумме 5870,21 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 17 августа 2021 года в части взыскания с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Зезюля Тамары Николаевны денежной компенсации (процентов) за задержку выплат за каждый день задержки в размере 24452 рубля 66 копеек отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зезюля Тамары Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации за задержку выплат, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, отказать.
Это же решение в части размера взысканных с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Зезюля Тамары Николаевны сумм оплаты отпуска, общей суммы взыскания, размера взысканной в доход местного бюджета государственной пошлины изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Зезюля Тамары Николаевны компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 112008 рублей 92 копейки (сто двенадцать тысяч восемь рублей 92 копейки), компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 27656 рублей 70 копеек (двадцать семь тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей 70 копеек), недоплаченные отпускные за 2020 год в сумме 44139 рублей 33 копейки, (сорок четыре тысячи 139 рублей 33 копейки), недоплаченные отпускные за 2019 год в сумме 30903 рубля 06 копейки (тридцать тысяч девятьсот три рубля 06 копеек), недоплаченные отпускные за 2018 год в сумме 20313 рублей 39 копеек (двадцать тысяч триста тринадцать рублей 39 копеек), компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей (две тысячи рублей), а всего взыскать 237021 рублей 40 копеек(двести тридцать семь тысяч двадцать один рубль 40 копеек).
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5870 рублей 21 копейку.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2022 года