Решение от 09.11.2021 по делу № 2-342/2021 от 17.08.2021

Дело № 2-342/2021 44RS0014-01-2021-000659-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2021 года                                

Островский районный суд (<адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при помощнике судьи Сухановой С.А.,

с участием помощника прокурора Судиславского района Михайловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Судиславль-Водоканал» о возложении обязанности принять комплекс мер для разработки проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Судиславского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Судиславль Водоканал» о возложении обязанности принять комплекс мер, направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений с последующим её установлением на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Островского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация городского поселения <адрес> муниципального района.

Определением Островского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика с администрации городского поселения <адрес> муниципального района на администрацию Судиславского муниципального района, в связи с ликвидацией юридического лица – администрации городского поселения <адрес>.

Из искового заявления следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, законодательства об охране окружающей среды в деятельности муниципального унитарного предприятия «Судиславль-Водоканал» (далее МУП «Судиславль Водоканал»), в ходе которой выявлены нарушения закона.

В нарушение требований законодательства МУП «Судиславль-Водоканал» на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> не обеспечена разработка проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений с последующим ее установлением.

<адрес> в целях устранения выявленных нарушений
директору МУП «Судиславль-Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об
устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.

Однако до настоящего времени, выявленные нарушения законодательства
не устранены.

Просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие «Судиславль-Водоканал» принять комплекс мер, направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений с последующим её установлением на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Михайлова И.В., исковые требования поддержала, по изложенным в нем доводам, и уточнила в части срока исполнения, просит установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - директор МУП «Судиславль-Водокана» Пухов Е.П., в судебном заседании уточненные исковые требования признал, однако, пояснив, что средств на осуществление данных мероприятий, у предприятия нет, сам комплекс очистных сооружений требует капитального ремонта.

Представитель соответчика – администрации Судиславского муниципального района по доверенности Быстрова А.А., в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, по изложенным в письменном отзыве доводам.

Из отзыва администрации Судиславского муниципального района следует что МУП «Судиславское ЖКХ» с ДД.ММ.ГГГГ прекратило хозяйственную деятельность по водоснабжению и водоотведению в <адрес> в связи с проведением процедуры банкротства предприятия, Арбитражным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, принято заявление ФНС России в лице УФНС России по <адрес> о признании Муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу № АЗ 1-7464/2016.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МУП
«Судиславское ЖКХ» введена процедура конкурсного производства, которая продлена
до 16.11.2021    г., конкурсным управляющим утверждена ФИО, член Саморегулируемой организации «Ассоциации арбитражных управляющих «Паритет».

МУП «Судиславль-Водоканал» создано как самостоятельное юридическое лицо
Муниципальным образованием городское поселения <адрес>
муниципального района <адрес>, зарегистрировано в налоговом органе в
качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Правомочия собственника муниципального
имущества и учредителя Предприятия с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет Администрация Судиславского муниципального района.

Предприятие осуществляет социально значимую деятельность - оказывает
коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для физических и
юридических лиц, является единственным поставщиком данной коммунальной услуги
на территории пгт. Судиславль.

Согласно договора о закреплении муниципального имущества на праве
хозяйственного ведения сверх уставного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, от администрации
городского поселения <адрес> МУП «Судиславль-Водоканал» передано
здание очистных сооружений, общей площадью 826,4 м2 по адресу: <адрес>, ул.
Галичская, <адрес>, которое находится в аварийном состоянии и не способно производить
очистку сточных вод.

Согласно приложению к договору о закреплении муниципального имущества
на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, здание очистных
сооружений, расположенное по адресу: <адрес>, на момент
передачи его предприятию находилось в следующем состоянии:

многочисленные протечки между стыками бетонных плит (биопрудов); просадка магистральных труб; в местах соединения труб имеются разрывы; перегородки в биопрудах полностью разрушены; крыша здания очистных сооружений имеет многочисленные протечки;

остекление в оконных проемах полностью отсутствует; здание очистных сооружений находится в аварийном состоянии; Требуется установка контрольно - измерительной аппаратуры для учета сточных вод.

Для осуществления производственного и технологического контроля, а также
обеспечения соответствия микробиологических показателей качества сточных вод
установленным нормативам необходимо строительство нового комплекса очистных
сооружений либо проведение его капитального ремонта.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской
Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в
государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому
предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу пункта 7 указанной выше статьи правовое положение государственных и
муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом
Российской Федерации и законом о государственных и муниципальных унитарных
предприятиях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской
Федерации создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного
ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие
субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие.

Согласно пункту 2 статьи 7 названного закона Российская Федерация, субъект
Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по
обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением
случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана
собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при
недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может
быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 56 и пункте 6 статьи 114
Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное
или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве
хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в
пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с
законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (пункт 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судам при разрешении споров, связанных с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить из
того, что, поскольку в федеральном законе, в частности в статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

На основании вышеизложенных норм следует, что обязанность по содержанию
очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе принятие комплекса мер, направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений с последующим её установлением на комплексе очистных сооружений должна быть возложена на МУП «Судиславль-Водоканал».

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

По мнению суда, обязанность по содержанию очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе, и обязанность по принятию мер, направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений с последующим её установлением на комплексе очистных сооружений, должна возлагаться на МУП «Судиславль-Водоканал», администрация Судиславского муниципального района, в данном случае, исходя из заявленных прокурором требований, не является надлежащим ответчиком.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить в организации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2).

В соответствии со ст. 52 Закона, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Пунктом 4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие санитарных правил», установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не
имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными
правилами.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным
законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений,
установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Как следует из материалов дела, на основании Договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Судиславль-Водоканал» сверх уставного фонда от ДД.ММ.ГГГГ предприятию передано здание очистных сооружений, общей площадью 826,4 м2, по адресу: <адрес>, (л.д.13).

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и фототаблицы к нему, (л.д.21-24), на очистных сооружениях, расположенных по адресу: <адрес>, не организован и не осуществляется производственный и технологический контроль, не обеспечено соответствие микробиологических показателей качества сточных вод установленным нормативам.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что вышеуказанные нарушения не устраняются длительное время, собственником сооружения - организацией, на праве хозяйственного ведения которой находятся сооружения - МУП «Судиславль-Водоканал» конкретных мер по устранению нарушений не принимается. Бездействие приводящее к несоответствию по составу и свойствам сточных вод нормативным требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания неопределенного круга лиц, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В связи со сбросом неочищенных сточных вод на рельеф в черте населенного пункта <адрес> подвергается отрицательному воздействию качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц. Нарушаются права граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…

С учетом тяжелого финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

2-342/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Судиславского района Костромской области
Ответчики
Администрация городского поселения п. Судиславль
Администрация Судиславского муниципального района
Муниципальное унитарное предприятие "Судиславль-Водоканал"
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Гуров Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
ostrovsky.kst.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее