г/<адрес>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года <адрес>
Наурский районный суд Чеченской Республики
в составе:
председательствующего Кюльбакова В.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц об обязании МБДОУ «Детский сад № «Теремок» <адрес> получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании МБДОУ «Детский сад № «Теремок» <адрес> получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО1 требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № «Теремок» <адрес> (далее - Учреждение), расположенным по адресу: ЧР, <адрес>, законодательства о лицензировании образовательной деятельности.
Так, в соответствии со статьей 43 Конституции России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьями 8, 12 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования, а также оказываемый перечень работ и услуг, в том числе в области образовательной деятельности, устанавливается положением о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
Требования к образовательной деятельности, осуществляемой на территории РФ, определены положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение №).
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Проведенной в октябре 2017 г. проверкой установлено, что Учреждение с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет образовательную деятельность, оказывает услуги по уходу и присмотру за детьми в отсутствии соответствующей лицензии.
Изложенное, послужило основанием для возбуждения в отношения руководителя образовательного учреждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, которое рассмотрено с привлечением ФИО2 к административной ответственности в виде штрафа.
Установлено, что до настоящего времени Учреждение оказывает услуги по оказанию образовательной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии.
Осуществление образовательной деятельности, без специального разрешения (лицензии), является грубым нарушением и может негативно повлиять на качество образовательного процесса в Учреждении и на воспитание несовершеннолетних воспитанников.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес>, просит обязать МБДОУ «Детский сад № «Теремок» <адрес> получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик, заведующий МБДОУ № « Теремок» <адрес>, в судебное заседание не явилась, однако в материалах дела имеется заявление, о том, что заведующая МБДОУ № « Теремок» <адрес> ФИО2, просит рассмотреть дело без ее участия, и с требованиями прокуратуры <адрес> ЧР она ознакомлена.
Помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО1 в судебном заседании не возражал о рассмотрении дела без участия ответчика, в связи с ее заявлением.
Суд, изучив материалы дела, считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Заявителем представлены: объяснение заведующей МБДОУ № « Теремок» <адрес>, копия распоряжения от 28.08.2017г. о создании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, копия приказа от 14.09.2017г. о назначении заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Теремок» <адрес> муниципального района» ФИО2, копия постановления от 25.01.2018г. об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости).
Статьей 36 БК РФ определено, что принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
В пункте 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
В силу требований ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законом, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. При этом в п.4 ч.4 ст.8 данного закона установлен запрет на ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну).
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», суд
РЕШИЛ:
Обязать руководство МБДОУ «Детский сад № «Теремок» <адрес> получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня оглашения в Верховный Суд Чеченской Республики.
Судья В.В. Кюльбаков
Копия верна:
Судья В.В. Кюльбаков
Решение вступило в законную силу «___» ___________ 2018 года.
Секретарь ФИО4