УИД 61RS0005-01-2021-001065-44
Судья Багдасарян Г.В. дело № 33-2327/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» февраля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Кулинича А.П.,
судей Котельниковой Л.П. и Тактаровой Н.П.,
при секретаре Ласкове Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4224/2022 по иску Пономаря Юрия Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об обязании выплатить пенсию с учетом районного коэффициента, по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Кулинича А.П., судебная коллегия
установила:
Пономарь Ю.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» (далее – военкомат) об обязании произвести назначение ему пенсии с применением районного коэффициента 1,2 с 01.01.1997, выплатить ему недополученную часть пенсии за период с 01.01.1997 по 30.04.2019 с учетом районного коэффициента 1,2.
В обоснование заявленных требований Пономарь Ю.В. указал на то, что он в период с 06.09.1974 по 24.04.1995 проходил военную службу в Республике Карелия и в Архангельской области, которые относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем общий срок его службы в данных местностях составил 20 лет 7 месяцев и 14 дней.
После увольнения с военной службы с 24.04.1995 Приморским районным военным комиссариатом Архангельской области Пономарю Ю.В. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, которая исчислялась и выплачивалась ему с применением районного коэффициента 1,2.
05.11.1996 Пономарь Ю.В. снялся с воинского учета в Приморском районном военном комиссариате Архангельской области и подал заявление о направлении его личного дела в Сальский объединенный городской военный комиссариат Ростовской области, где он после поступления личного дела 19.02.1997 был поставлен на воинский учет.
С 01.01.1997 военный комиссариат Ростовской области начал осуществлять выплату Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента 1,2.
В мае 2020 года Пономарь Ю.В. обратился в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет и выплате недополученной части пенсии с учетом районного коэффициента 1,2.
25.12.2020 военный комиссариат Ростовской области уведомил Пономаря Ю.В. о том, что поскольку материалы его пенсионного дела не содержали сведений о дислокации войсковых частей, в которых он проходил службу, центром социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.
03.09.2020 поступили ответы из архивного учреждения, которыми было установлено право Пономаря Ю.В. на исчисление пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента. Военный комиссариат Ростовской области с 01.10.2020 произвел перерасчет размера выплачиваемой Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,2, и выплатил ему разницу между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню его последнего обращения за перерасчетом размера пенсии – 12.05.2020, то есть за период с 12.05.2019 по 30.09.2020.
По мнению Пономаря Ю.В., недополученная им часть пенсии за выслугу лет должна быть выплачена ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, поскольку на дату назначения ему пенсии за выслугу лет – 01.01.1997 при переезде в Ростовскую область на новое место жительство он имел право на сохранение за ним размера пенсии с учетом соответствующего коэффициента, однако именно по вине военного комиссариата Ростовской области пенсия была назначена ему без применения районного коэффициента 1,2.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.04.2021 исковые требования Пономаря Ю.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским уделам Ростовского областного суда от 24.06.2021 указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пономаря Ю.В. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 вышеприведенные судебные постановления оставлены без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2022 решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.04.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.06.2021 и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.11.2022 исковые требования Пономаря Ю.В. удовлетворены. Суд обязал ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» произвести перерасчет назначенной Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,2 с 01.01.1997 по 30.04.2019, выплатив Пономарю Ю.В. недополученную часть пенсии за период с 01.01.1997 по 30.04.2019 с учетом районного коэффициента.
В апелляционной жалобе военкомат просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на положения ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и указывая, что перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер. Однако с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента Пономарь Ю.В. обратился в военкомат только 12.05.2020.
Поскольку с 01.01.1997 Правительством РФ принимались многочисленные постановления по увеличению денежного довольствия военнослужащих и, как следствие, был предусмотрен перерасчет пенсии уволенным военнослужащим, доводы истца о том, что ему при переезде на новое место жительство в г. Сальк Ростовской области не было разъяснено об изменениях в пенсионном законодательства, являются несостоятельными, ему было известно, в каком размере ему должна быть начислена пенсия.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что согласно действующему законодательству военный комиссариат Ростовской области не принимал участия в формировании личного дела военнослужащего Пономаря Ю.В., в связи с чем в данном случае отсутствует вина ответчика непосредственно в недоплате истцу пенсии.
Апеллянт полагает, что принятие решения, предусматривающего иной порядок выплаты пенсии, чем установлен нормативными правовыми актами РФ, может привести к ситуации, когда граждане при равных условиях будут получать разные размеры пенсий в зависимости от наличия того или иного судебного толкования правовых норм.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель военкомата по доверенности Галяутдинов А.М. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Пономарь Ю.В. и его представитель по ордеру Коринев Ю.А. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителя военкомата - Галяутдинова А.М., Пономаря Ю.В. и его представителя Коринева Ю.А., изучив материалы настоящего гражданского дела, а также материалы пенсионного (личного) дела Пономаря Ю.В. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что первоначально по делу было постановлено решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.04.2021, которым в удовлетворении иска Пономарю Ю.В. было отказано.
С указанными выводами согласились суды апелляционной и кассационной инстанции, соответственно, в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.06.2021 и определении судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022.
Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации своим определением от 19.09.2022 отменил все вышеуказанные судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав на то, что судебные инстанции, ограничившись формальным указанием на то, что перерасчет пенсии за выслугу лет осуществлен в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), не учли, что военные комиссариаты обязаны разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения.
Таким образом, судами не дана надлежащая правовая оценка доводам Пономаря Ю.В. о наличии вины должностных лиц военного комиссариата Ростовской области, не выполнивших, по утверждению истца, возложенную на данный орган пенсионного обеспечения обязанность по информированию Пономаря Ю.В. о его пенсионных правах, а также доводам об отсутствии со стороны ответчика каких-либо действий, направленных на выяснение фактических обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение им права на перерасчет получаемой пенсии.
Верховный Суд РФ также указал, что в ходе рассмотрения спора пенсионное (личное) дело Пономаря Ю.В. судами надлежащим образом не обозревалось, не были разрешены вопросы о том, когда состоялась постановка Пономаря Ю.В. на учет в военном комиссариате Ростовской области по новому месту жительства и когда военным комиссариатом Ростовской области было принято решение о выплате Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет.
Согласно части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 ГПК РФ).
Принимая решение при новом рассмотрении дела, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 6, 48, 50, 55, 58 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, в том числе в редакции, действовавшей на дату назначения Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет (25.04.1995), пунктами 1, 3, 5, 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1082 от 18.08.2004 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», пунктами 2, 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 и исходил из того, что ответчик не выполнил возложенную на него обязанность по информированию Пономаря Ю.В. о его пенсионных правах, не учел, что назначенная истцу пенсия подлежит перерасчету с выплатой неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения срока.
Судебная коллегия с указанными выводами по существу соглашается, поскольку они не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Так, судом установлено, что с 25.04.1995 Пономарь Ю.В. по линии Министерства обороны РФ является получателем пенсии за выслугу лет, которая была назначена и выплачивалась ему Приморским районным военным комиссариатом Архангельской области с применением районного коэффициента 1,2 как лицу, проживающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Приморский район Архангельской области).
05.11.1996 Пономарь Ю.В. снялся с воинского учёта в Приморском районном военном комиссариате Архангельской области в связи с переездом на новое место жительства и подал заявление о направлении его личного дела в Сальский объединённый городской военный комиссариат Ростовской области, где 19.02.1997 поставлен на воинский учёт.
При этом с 01.01.1997 военным комиссариатом Ростовской области выплата пенсии за выслугу лет осуществлялась Пономарю Ю.В. без применения районного коэффициента 1,2.
12.05.2020 Пономарь Ю.В. обратился в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о перерасчете размера получаемой им пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,2.
Военным комиссариатом Ростовской области были направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации о действительном наименовании и дислокации войсковых частей, в которых Пономарь Ю.В. проходил военную службу, со ссылкой на то, что личное дело и послужной список Пономаря Ю.В. не содержат таких сведений.
В ответе военного комиссариата Ростовской области от 25.12.2020 Пономарю Ю.В. сообщено, что 03.09.2020 из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации поступили ответы (от 16.07.2020), в соответствии с которыми было установлено право Пономаря Ю.В. на исчисление пенсии за выслугу лет с учётом соответствующего районного коэффициента.
Военкоматом произведен перерасчет размера выплачиваемой истцу пенсии с 12.05.2019, а также выплачена разница между новым и прежним размерами пенсии за период с 12.05.2019, то есть за 1 год, предшествующий дате обращения Пономаря Ю.В. с заявлением о перерасчете пенсии.
В настоящем иске Пономарь Ю.В. просил произвести назначение ему пенсии с применением районного коэффициента 1,2 с 01.01.1997, а также выплатить ему недополученную часть пенсии за период с 01.01.1997 по 30.04.2019 с учетом районного коэффициента 1,2.
В связи с изложенным судебная коллегия учитывает следующее.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и членов семьи этих лиц.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.Статьей 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действующей на дату назначения Пономарю Ю.В. пенсии за выслугу лет - 25 апреля 1995 г.) было предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ в статью 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 введена часть 2, вступившая в силу с 1 января 1997 г., согласно которой за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона) была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 следует, что пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районного коэффициента, и выехавшие до 1 января 1997 года из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, с 1 января 1997 г. приобрели право на сохранение размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего коэффициента.
Таким образом, поскольку право Пономаря Ю.В. на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,2 возникло до 01.01.1997, он не может быть лишен такого права при переезде в другое место жительства как до, так после указанной даты, поскольку действующее в настоящее время законодательство не связывает возможность получения уже назначенной по указанному основанию с учетом районного коэффициента пенсии с фактическим местом жительства пенсионера.
Кроме того, из материалов дела следует, что Пономарь Ю.В., обращаясь в суд с настоящим иском, ссылался на вину пенсионного органа (военкомата Ростовской области), осуществляющего его пенсионное обеспечение.
В связи с этим следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату обращения Пономаря Ю.В. с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет - 12 мая 2020 г.).
Аналогичное правовое регулирование функций Министерства обороны Российской Федерации в области пенсионного обеспечения устанавливалось ранее действующими нормативными правовыми актами: статьей 2, пунктом "б" статьи 144, статьей 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пунктом 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 7 пункта 6, подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункт "б" статьи 144, статья 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из указанного, обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем, чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Учитывая изложенное, поскольку материалы личного (пенсионного) дела Пономаря Ю.В. не содержат сведений о разъяснении Пономарю Ю.В. его прав в области пенсионного обеспечения, в том числе его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, судебная коллегия приходит к выводу, что именно по вине пенсионного органа истцом не получена пенсия за указанный истцом период с 01.01.1997 по 30.04.2019.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,2 с 01.01.1997 по 30.04.2019, с выплатой истцу недополученной части пенсии за период с 01.01.1997 по 30.04.2019 с учетом районного коэффициента.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, с учетом указаний Верховного Суда РФ, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.03.2023.
Председательствующий
Судьи