Дело № 2-199/2023 УИД 24RS0058-01-2023-000150-64
Решение
(заочное)
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 14 июня 2023 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мартынова А.М., действующего по поручению прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Антропову Николаю Николаевичу о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,
Установил:
Ачинский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Антропову Н.Н. о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства, мотивируя заявленные требования следующим. 19.04.2021 между КГБУ «Ачинское лесничество» и Антроповым Н.Н. заключен договор купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого КГБУ «Ачинское лесничество» Антропову Н.Н. переданы лесные насаждения для заготовки древесины, расположенные по <адрес> Договором предусмотрена очистка лесосеки от порубочных остатков в срок с 19.04.2021 по 18.074.2022. В результате осмотра лесного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, 16.06.2022 КГБУ «Ачинское лесничество» зафиксирован факт нарушения требований лесного законодательства, а именно: неочистка лесосеки от порубочных остатков на площади 0,05 га. Сведения, подтверждающие очистку места рубки от порубочных остатков, отсутствуют. При таких обстоятельствах, истец просит обязать Антропова Н.Н. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,05 га в лесном участке, расположенном по <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Мартынов А.М. – заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав на отсутствие сведений об устранении выявленных нарушений лесного законодательства.
Ответчик Антропов Н.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, непосредственно в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, какие-либо возражения, отзывы, ходатайства суду не представил (л.д. 23, 30).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: КГКУ «Лесная охрана», КГБУ «Ачинское лесничество» (привлечены к участию в деле определением судьи Шарыповского районного суда от 03.05.2023 – л.д. 2-3) – надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, непосредственно в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, какие-либо отзывы, возражения, ходатайства суду не представили (л.д. 31-33).
С учетом изложенного, в соответствии с положениями ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, в связи с неявкой в судебное заседание ответчика, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд принял решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства, при объявленной явке участников процесса, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 42, 58).
Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, являются одними из принципов лесного законодательства, что закреплено в п.п. 2, 5, 8 ч. 1 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
В соответствии со ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ч.1 ст. 4 ЛК РФ).
В силу ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 02.06.2015 № 12-П, в силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством. Соответственно, при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др. Кроме того, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам.
В соответствии с положениями ст.ст. 7, 8 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12.2 ЛК РФ древесина - лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется в том числе для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 19 ЛК РФ (в ред. от 03.08.2018) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
В соответствии с ч. 8 ст. 29 ЛК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции от 03.08.2018, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч. 9 ст. 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ч.ч. 1, 4, 5 ст. 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Согласно действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Правилам заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению. не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке (п. 12 Правил).
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
В силу п.п. 16, 17 данных Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены новые Правила пожарной безопасности в лесах, согласно п.26 которых при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона (п. 27).
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 29).
Из положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться,, в частности, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п.п. 33, 34 Постановления от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда. Необходимо учитывать, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования. Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В п. 13 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, 19 апреля 2021 года между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Ачинское лесничество» (продавец) и законным представителем (формулировка, указанная в договоре) А.А.Н. действующим от имени и в интересах Антропова Н.Н. на основании доверенности (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, предметом которого являлись лесные насаждения, расположенные по <адрес> (л.д. 7-11, 12).
По условиям указанного договора, форма рубки: сплошная (с последующим лесовосстановлением), вид рубки: рубка спелых и перестойных лесных насаждений, вывозка древесины осуществляется только после проведения продавцом учета заготовленной древесины в срок до 18 апреля 2022 года. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий в следующие сроки: с 19.04.2021 по 18.04.2022 (п.п. 5, 7, 8 договора).
Кроме того, пп. «ж» п. 15 договора покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.
16.06.2022 лесничим КГБУ «Ачинское лесничество» в квартале <адрес> в ходе указанного осмотра на площади 0,05 га выявлены нарушения в виде неочистки лесосеки от порубочных остатков, что является нарушением п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, о чем составлен соответствующий акт с приложением фототаблицы и схемы участка с выявленным нарушением (л.д. 14-17).
Сведений о том, что выявленное по результатам осмотра лесосеки вышеуказанное нарушение явилось основанием для привлечения Антропова Н.Н. к административной ответственности за административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, материалы гражданского дела не содержат (л.д 24, 25).
Согласно объяснению А.А.Н., являвшегося представителем Антропова Н.Н. (ответчика по настоящему делу) при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, данному помощнику Ачинского городского прокурора, после рубки лесных насаждений на основании вышеуказанного договора, которую А.А.Н., осуществлял по доверенности от Антропова Н.Н., в месте рубки были оставлены порубочные остатки, поскольку погодные условия не позволили из убрать в установленный срок. До настоящего времени (объяснение от 19.04.2023) порубочные остатки не убраны, убрать их А.А.Н. не имеет возможности по погодным условиям и причине занятости (л.д. 13).
Участвующими в деле лицами не представлено допустимых доказательств, подтверждающих, что выявленные 16.06.2022 нарушения лесного законодательства, устранены.
С учетом вышеизложенных доказательств, достоверность которых не вызывает у суда сомнений и которые суд оценивает исходя из относимости, допустимости каждого доказательства, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу о допущенном Антроповым Н.Н. нарушении лесного законодательства, выразившемся в неочистке мест рубок (площадью 0,05 га) от порубочных остатков.
Данные обстоятельства нарушения лесного законодательства ответчиком Антроповым Н.Н. не оспорены.
При этом, непривлечение Антропова Н.Н. к административной ответственности не свидетельствует об отсутствии нарушений и не снимает с него обязанности по возмещению причиненного вреда.
В данном случае, истец, самостоятельно избирая способ защиты права, определил возмещение причиненного вреда не в денежном эквиваленте, а путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, что, по убеждению суда, также является разумным и отвечает принципам и задачам природоохранного (в частности, лесного) законодательства, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого ответчику следует исполнить возложенную на него обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков, суд соглашается с предложенным истцом сроком – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок достаточным для исполнения решения, принимая во внимание также срок неисполнения в добровольном порядке данной обязанности, возложенной на Антропова Н.Н. не только условиями договора, но и требованиями российского законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Сведений о том, что ответчик Антропов Н.Н. в силу закона освобожден от уплаты судебных расходов, суду не представлено.
Таким образом, поскольку исковые требования судом удовлетворены, а истец (Ачинский городской прокурор, обратившийся с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц) в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты судебных расходов, с ответчика Антропова Н.Н., не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Шарыповский муниципальный округ Красноярского края» подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 рублей, исходя из того, что были рассмотрены требования неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Антропова Николая Николаевича (<данные изъяты>) произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,05 га в лесном участке, расположенном по <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Антропова Николая Николаевича в доход муниципального образования «Шарыповский муниципальный округ Красноярского края» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Шарыповский районный суд Красноярского края, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 1 (одного) месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.А. Корнев
Мотивированное решение составлено 15 июня 2023 года