Решение по делу № 2а-3945/2020 от 26.08.2020

                        Дело <номер>а-3945/2020

УИД 18RS0<номер>-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14.09.2020 года

Октябрьский районный суд <адрес> УР в составе:

председательствующего судьи                                  Стех Н.Э.,

при секретаре                                                  ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике об оспаривании акта проверки и предписания в части,

у с т а н о в и л:

Автономное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее АУЗ УР «ССМП МЗ УР», административный истец) обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (далее ГИТ в УР, административный ответчик) об оспаривании акта проверки <номер> и предписания <номер> в части в части требования об устранении нарушения ст. 57 ТК РФ и установления размера выплат стимулирующего характера.

Административные исковые требования мотивировал тем, что в соответствии с распоряжением ГИТ в УР от <дата> <номер> в АУЗ УР «ССМП МЗ УР» проведена проверка в рамках осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. <дата> составлен акт проверки <номер> который получен АУЗ УР «ССМП МЗ УР» <дата>. В акте установлено нарушение требований ст. 57 ТК РФ, выразившееся в том, что в дополнительных соглашениях с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8 не указаны размеры выплат стимулирующего характера. <дата> выдано предписание <номер>, обязывающее АУЗ УР «ССМП МЗ УР» устранить нарушения трудового законодательства: устранить нарушения ст. 57 ТК РФ, установить размеры выплат стимулирующего характера. Срок выполнения – <дата>. Предписание получено АУЗ УР «ССМП МЗ УР» <дата>. С указанными актами и предписанием не согласны, считают, что они накладывают на АУЗ УР «ССМП МЗ УР» дополнительную обязанность, не установленную законом.

В судебном заседании представитель истца ФИО9 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель ГИТ в УР ФИО10 административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. При этом пояснила, что в дополнительных соглашениях к трудовому договору должен быть указан конкретный размер выплат стимулирующего характера.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив полномочия представителей административного истца и административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В силу ст. 357 ТК РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Оспариваемые акт и предписание вынесены <дата> и получены АУЗ УР «ССМП МЗ УР» <дата>, административный иск подан в суд <дата>, то есть в установленный законом 10-дневный срок.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

В силу ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Спор между сторонами связан с тем, что <дата> АУЗ УР «ССМП МЗ УР» с ФИО3, <дата> с ФИО4, ФИО5, <дата> с ФИО6 ФИО7, ФИО8, фельдшерами скорой медицинской помощи АУЗ УР «ССМП МЗ УР», заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, которыми им были установлены надбавка за особо важные работы и надбавка за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам за фактически отработанное время в условиях, указанных в Постановлениях Правительства УР <номер> и <номер> от <дата> ежемесячно, размер выплаты в соответствии с приказами главного врача АУЗ УР «ССМП МЗ УР» от <дата> <номер>п, <номер>п. Конкретные размеры выплат в дополнительных соглашениях не установлены.

С приказами главного врача АУЗ УР «ССМП МЗ УР» от <дата> <номер>п, <номер>п указанные выше работники ознакомлены, о чем имеется соответствующий лист ознакомления.

Подпунктом «а» пункта 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанным в пункте 12 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц.

Пунктом 12 этих же правил установлено, что локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:

а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;

б) перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время, но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Постановлением Правительства УР от <дата> N 160 "О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" с 1 апреля по <дата> установлена выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - выплата стимулирующего характера), оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19:

50000 рублей в месяц - врачам;

25000 рублей в месяц - среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи.

Подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 415, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Пунктом 11 этих же правил установлено, что локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:

а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Пунктом 1 Постановления Правительства УР от <дата> N 161 "Об установлении выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией на территории Удмуртской Республики" установлена выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией на территории Удмуртской Республики (далее - выплата стимулирующего характера), в следующих размерах, с учетом оценки показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Удмуртской Республике за 9 месяцев 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики (29556 рублей): Средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшер скорой медицинской помощи, медицинская сестра, медицинская сестра-анестезист), средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе средний медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов – 40%, 11823 руб.

Пунктом 4 этого же постановления предписано медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Удмуртской Республики:

1) устанавливать выплату стимулирующего характера медицинским работникам на каждый месяц, в котором оказывалась медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией;

2) утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Удмуртской Республики локальный нормативный акт медицинской организации, устанавливающий:

перечень наименований структурных подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на установление выплаты стимулирующего характера;

перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на установление выплаты стимулирующего характера;

размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;

срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера;

3) устанавливать выплату стимулирующего характера работникам дополнительно к ранее установленным выплатам компенсационного и стимулирующего характера и учитывать при начислении районного коэффициента;

4) начислять выплату стимулирующего характера как по основной должности, так и по совместительству, пропорционально отработанному времени, но не выше размеров, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в месяц;

5) выплату стимулирующего характера производить в порядке и сроки, установленные для выплаты заработной платы работникам организации;

6) предусмотреть обязательное включение положений о выплате стимулирующего характера в трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору.

Выполняя вышеуказанные предписания, АУЗ УР «ССМП МЗ УР» <дата> издан приказ <номер>п «Об осуществлении выплат стимулирующего характера, которым установлен перечень должностей медицинских работников АУЗ УР «ССМП МЗ УР», работа в которых дает право на выплату стимулирующего характера в соответствиис Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер>, пунктом 3 установлен конкретный размер выплаты стимулирующего характера в зависимости от категории должностей, также установлен срок действия приказа. АУЗ УР «ССМП МЗ УР» <дата> издан приказ <номер>п «Об осуществлении выплат стимулирующего характера, которым установлен перечень должностей медицинских работников АУЗ УР «ССМП МЗ УР», работа в которых дает право на выплату стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства УР от <дата> <номер>, установлен конкретный размер выплаты стимулирующего характера в зависимости от категории должностей, срок действия приказа.

В силу статьи 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

При этом статьей 57 ТК РФ работодатель не обязывается включать в трудовой договор с работниками фиксированный размер стимулирующих выплат, что не учла ГИТ в УР.

К такому же выводу пришел и Роструд (Письмо Роструда от <дата> N 395-6-1, вопрос: «Об отдельных вопросах, связанных с оплатой труда, установлением срока испытания главным бухгалтерам (их заместителям), аннулированием трудового договора, введением простоя и предоставлением дней отдыха за дни сдачи крови»). Роструд в частности указал, что согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к числу обязательных для включения в трудовой договор условий относятся, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Конкретный размер тарифной ставки или должностного оклада указывается непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных нормативных актов и коллективным договором под роспись.

В рассматриваемом случае АУЗ УР «ССМП МЗ УР» в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками, перечисленными в оспариваемом предписании ГИТ в УР, указало на полагающиеся им стимулирующие выплаты, сделав отсылку к конкретному локальному нормативному акту организации, предусматривающему основания и условия их выплаты, а также конкретный размер выплат в зависимости от категории должностей, занимаемых работниками. При этом работники ознакомлены с локальными нормативными актами, к которым отсылают дополнительные соглашения к их трудовым договорам.

Таким образом, АУЗ УР «ССМП МЗ УР» не нарушило ни ст. 57 ТК РФ, ни федеральные и республиканские нормативные акты, устанавливающие основания, условия и размер стимулирующих выплат.

Предписание ГИТ в УР <номер> от <дата> в оспариваемой части не законно и нарушает права АУЗ УР «ССМП МЗ УР», предписывая ему совершить дополнительные действия, не предусмотренные законом. В части признания предписания незаконным административный иск подлежит удовлетворению.

При этом оспариваемый в части акт проверки не нарушает прав АУЗ УР «ССМП МЗ УР», поскольку сам по себе не является обязывающим документом.

Административное исковое заявление автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике об оспаривании акта проверки в части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

        РЕШИЛ:

Административное исковое заявление автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике об оспаривании предписания в части удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 предписания от <дата> <номер>.

Административное исковое заявление автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике об оспаривании акта проверки в части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьёй на компьютере <дата>.

        Председательствующий судья                Стех Н.Э.

2а-3945/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
АУЗ УР "ССМП МЗ УР"
Ответчики
Государственная инспекция труда в УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Стех Наталья Эдуардовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее