Решение по делу № 33-337/2022 от 20.01.2022

Судья Одинцов В.В.                                                                К делу № 33-337/2022

                                                                      (№ дела в суде I инстанции 2-399/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 марта 2022 года                                                                  город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Тачахова Р.З.,

судей Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

    при секретаре судебного заседания Киковой А.А-З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО3 М.В., ФИО2 казначейства по Республике Адыгея и администрации МО «Тахтамукайский район» на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 к администрации МО «Тахтамукайский район», Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытки в размере 181 793 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4836 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в оставшейся части отказать.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., объяснения представителя ФИО3 М.В. – ФИО8, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, мнение представителя ответчика администрации МО «Тахтамукайский район» - ФИО9 и представителя ответчика Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея – ФИО10, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО3 М.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Тахтамукайский район», Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании с администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытков. В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 М.В. и администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» заключен договор аренды земельною участка .

Названный договор аренды заключен между сторонами с учетом постановления главы администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона, состоящего из четырех лотов, на право заключения договоров аренды сроком на двадцать лет земельных участков, (государственная собственность на которые не разграничена)...».

Согласно п. 1.2. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик передал, а истец приняла в аренду земельный участок общей площадью                         400 кв.м из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 01:05:2900006:289, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

За период действия заключённого между истом и ответчиком договора аренды, истец осуществила возведение капитальной постройки на арендуемом земельном участке. О факте возведения объекта недвижимости на арендуемом земельном участке свидетельствует выписка. Исходя из изложенного в указанной выписке на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> находится зарегистрированный в установленном законом порядке объект недвижимости - садовый дом, площадью 22,8 кв.м. (кадастровый ), правообладателем которого является истец.

Постановлением главы администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ садовому дому общей площадью 22,8 кв.м. (кадастровый ) присвоен административный адрес: РФ, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Имея намерения осуществить выкуп вышеуказанного земельного участка, истец в письменной форме обратилась с соответствующим заявлением к ответчику. Факт обращения подтверждён заявлением о выкупе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения заявления истца о выкупе земельного участка, администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» ДД.ММ.ГГГГ принято решение об оставлении заявления о выкупе без удовлетворения.

Просила взыскать с ответчиков убытки в размере 639 422,70 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 594 рубля.

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2а-1390/2019 административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Тахтамукайский район» удовлетворено. Указанным судебным актом признано незаконным решение администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о выкупе земельного участка.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено в силе.

Таким образом, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2а-1390/2019 вступило в законную силу.

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 М.В. о взыскании убытков удовлетворены частично. С администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытки в размере 181 793 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 836 рублей.

В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его изменить, в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО3 М.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация МО «Тахтамукайский район» выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республика Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республики Адыгея отменено, в указанной части в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями статьи 15, 16, 401, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пункт 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, взыскав с администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытки в размере 181 793 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 836 рублей.

При этом суд исходил из того, что размер убытков причинных истцу составляет 639 422 рубля, а стоимость арендной платы за один год составляет 457 629 рублей, соответственно размер убытков подлежащих взысканию составляет 181 793 рубля (639 422 - 457 629 = 181 793).

С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

На основании Положения об управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) (далее УФК по Республике Адыгея), (утв. приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316), УФК по Республике Адыгея является территориальным органом Федерального казначейства, основными задачами которого являются, кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), финансовыми органами, главными распорядителями бюджета муниципального образования, имеющими полномочия представлять интересы казны муниципального образования, являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В силу пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, выступает в суде от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии со ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим кодексом.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеизложенными нормами права, судебная коллегия отмечает, что вывод о взыскании убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея является неверным, поскольку главным распорядителем, представителем казны муниципального образования в данных правоотношениях является финансовый орган администрации муниципального образования «Тахтамукайский район».

Разрешая требования истца о размере подлежащих взысканию убытков судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Исходя из положений п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

При определении размера убытков принципиальное значение имеет позиция, изложенная в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Из материалов дела следует, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 М.В. и администрацией МО «Тахтамукайский район», заключен с учетом постановления Главы администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона, состоящего из четырех лотов, на право заключения договоров аренды сроком на двадцать лет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена…. ».

Согласно п. 3.1 размер ежегодной арендной платы за Участок устанавливается в соответствии с итоговым Протоколом торгов в форме аукциона от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 457 629 (четыреста пятьдесят семь тысяч шестьсот двадцать девять) руб. 24 коп.). Сумма внесенного задатка Арендатором в размере 18 023 (восемнадцать тысяч двадцать три) руб. 8 коп., учитывается за первый год аренды.

Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался следующим расчетом:

457 629 рублей – стоимость арендной платы за один календарный год.

457 629 / 365 = 1253,77 – стоимость арендной платы за один календарный день.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 510 календарных дней.

510 х 1253,77 = 639 422,7 рублей.

639 422,7 – 457 629 = 181 793 рубля.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что судом неправильно определен первый календарный год, в рамках которого размер уплаченной арендной платы не подлежит возврату, а также период, за который подлежат взысканию убытки, понесенные истцом.

Поскольку вышеупомянутый договор аренды заключен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, первый календарный год действия договора аренды истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, сумма убытков, подлежащая взысканию в пользу ФИО3 М.В., должна быть рассчитана следующим образом:

457 629 рублей – стоимость арендной платы за один календарный год.

457 629 / 365 = 1253,77 – стоимость арендной платы за один календарный день.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 247 календарных дней.

247 х 1253,77 = 309 681,19 рублей (сумма убытков).

При таких обстоятельствах, с учетом допущенных судом первой инстанции существенных нарушений норм права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене вынесенного судебного постановления на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с администрации МО «Тахтамукайский район» убытки в размере 309 681 (Триста девять тысяч шестьсот восемьдесят один) рублей 19 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 594 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Тахтамукайский район» в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отказать.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий                                        Р.З. Тачахов

Судьи –                                                   Е.Н. Козырь

               Ш.В. Аутлев

33-337/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ИСТЕЦ Чернявская Мария Валентиновна
Ответчики
ОТВЕТЧИК Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея
ОТВЕТЧИК Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Хапачева Разиет Асланчериевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
08.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2022Передано в экспедицию
11.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее