Дело № 2-777/2024
УИД 44RS0003-01-2024-000964-53
Решение
Именем Российской Федерации
27 ноября 2024 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Злобиной Н.С. при секретаре Нестеровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Шарья Костромской области к Товариществу собственников жилья «1-й микрорайон 17А» об обязании произвести мероприятия по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 17А по ул. 1-й микрорайон г. Шарья
Установил:
Администрация городского округа город Шарья обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания», Председателю ТСЖ «1-й микрорайон, 17 А» об обязании ООО «Управляющая компания» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести мероприятия по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 17А по ул. 1-й микрорайон г. Шарья, а именно: организовать проведение общего собрания собственников жилых помещений в доме № 17А по ул. 1-й микрорайон, г. Шарья на котором определить место под установку контейнерной площадки и обратиться с письменной заявкой по установленной форме в Управление ЖКХ и строительства для согласования места (площадки) накопления ТКО; оборудовать контейнерную площадку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями для оказания услуг жителям МКД № 17А по ул. 1-й микрорайон г. Шарья; надлежащим образом оформить контейнерную площадку как общедомовое имущество и принять меры о включении ее в реестр сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований указано, что Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» на основании договора оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирным домом б/н от 31.03.2008 года является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Шарья, ул. 1-ый микрорайон д. 17 А. В соответствии с пунктом 2.1 договора управления управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы следующего содержания: оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области, являющегося отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа город Шарья в адрес управляющих организаций было направлено Уведомление исх. № 2500/01-13 от 25.11.2021 года о необходимости в срок до 01 июня 2022 проведения процедуры создания места (контейнерной площадки) накопления ТКО для собственников и (или) пользователей жилых помещений МКД, а именно: провести собрание жильцов МКД для определения места под установку контейнерной площадки; согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с Управление ЖКХ и строительства на основании письменной заявки по форме, установленной Постановлением администрации городского округа город Шарья от 14.02.2019 года № 149 «Об упорядочении согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра на территории городского округа город Шарья Костромской области»; возвести контейнерную площадку для оказания услуг жителям МКД в соответствии с требованиями Правил благоустройства и чистоты территории городского округа город Шарья, утверждённых решением Думы городского округа город Шарья шестого созыва № 16-ДН от 25.06.2020года; по окончанию работ обратиться в Управление ЖКХ и строительства с заявкой, установленной формы: «Заявка для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр на территории городского округа город Шарья», не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования; оформить контейнерную площадку как общедомовое имущество с последующим её содержанием. Администрацией городского округа город Шарья 01.07.2023 года проведен осмотр территории по адресу: г.. Шарья, ул.1 микрорайон в районе многоквартирного дома № 17 А на предмет наличия (размещения) места накопления (контейнерной площадки) ТКО. Результаты осмотра зафиксированы в акте и, показали, что предполагаемое место накопления ТКО расположено между МКД №17, 17А, 17Б. На данном месте ограждение отсутствует, твердое покрытие имеется в виде железобетонных плит, на которых имеются три действующих контейнера ТКО без указания собственника данного имущества, подъездные пути не оборудованы, отсутствует твердое покрытие. Место размещения контейнеров для сбора ТКО, используемое жителями дома № 17 по ул. 1 микрорайон содержится в Реестре сведений о местах (площадках) накопления ТКО г.о.г. Шарья, как ранее учтенное и значится под номер 95, с названием «г. Шарья, 1 микрорайон д. 17», собственником земельного участка является Администрация городского округа город Шарья Костромской области, источниками образования отходов определены - МКД № 17, 17А, 17Б, 1-й микрорайон г. Шарья, географические координаты размещения - с.ш. 58.380031 ° в.д. 45.504558 °. Ссылаясь на ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21»; Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; решение Думы городского округа город Шарья №16-ДН от 25.06.2020 года «Об утверждении Правил благоустройства и чистоты территории городского округа город Шарья», представитель истца указывает, что поскольку организация и содержание контейнерных площадок для мусора являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, то если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией.
Протокольным определением суда от 05.11.2024 года по ходатайству представителя истца ненадлежащий ответчик ООО «Управляющая компания» заменен надлежащим ТСЖ «1-й микрорайон 17 А», председатель Товарищества собственников жилья «1-й микрорайон 17 А» Митяшина О.В., исключена из числа ответчиков.
В судебном заседании 05.11.2024 года представитель истца Мурзина Е.Г. с учетом уточнённых требований просила обязать ТСЖ «1-й микрорайон 17А» в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 17 А по ул. 1 микрорайон, г.Шарья, а именно: организовать проведение общего собрания собственников жилых помещений в доме № 17 А по ул. 1 микрорайон г.Шарья, на котором определить место под установку контейнерной площадки и обратиться с письменной заявкой по установленной форме в Управление ЖКХ и строительства для согласования места (площадки) накопления ТКО; оборудовать контейнерную площадку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями для оказания услуг жителям МКД № 17 А по ул. 1 микрорайон г.Шарья; надлежащим образом оформить контейнерную площадку как общедомовое имущество и принять меры по включению ее в реестр сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании 05.11.2024 года представитель ответчика ТСЖ «1-й микрорайон 17А» Налетов А.Н. исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что из системного толкования Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об отходах производства и потребления» следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО по общему правилу относится к полномочия (обязанностям) органов местного самоуправления. Согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Шарья под № 93 значится контейнерная площадка, имеющая № 95, расположенная с.ш. 58.380031 ° в.д. 45.504558 ° и предназначенная для источников образования ТКО : многоквартирные дома №№ 17, 17 а, 17 б по ул. 1 микрорайон г. Шарьи. Таким образом, контейнерная площадка, которая включена в реестр мест (площадок ) накопления ТКО для оказания жителям многоквартирного дома № 17 А по ул. 1-й Микрорайон г. Шарья услуг по вывозу ТКО фактически имеется. Услуга по вывозу ТКО с муниципальной контейнерной площадки оказывается. Земельный участок для многоквартирного дома № 17 А по ул. 1-й Микрорайон г. Шарья не сформирован, что в частности подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты. Собственники помещений в многоквартирном доме № 17 А по ул. 1 Микрорайон г. Шарьи не принимали на общем собрании собственников положительных решений об определении места под установку контейнерной площадки, об ее устройстве за счет средств собственников, принятии в общедолевую собственность, в связи с чем обязать ТСЖ «1-й Микрорайон 17 А» принять меры по возведению и оформлению невозможно. С учетом изложенного исковые требования администрации городского округа город Шарья являются неправомерными.
В дальнейшем после отложения рассмотрения дела представители истца и ответчика в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее – Правила № 1039), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
То есть управляющая организация может создать место (площадку) накопления ТКО для обслуживания многоквартирного дома только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Кроме того, согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома № 17А по ул. 1 Микрорайон г. Шарьи выбран способ управления многоквартирным домом Товариществом собственников жилья «1-й микрорайон 17 А».
31.03.2008 года между ТСЖ «1-й Микрорайон 17 А» и ООО «Управляющая компания» заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. При этом данный договор не является договором управления МКД. (л.д. 10-14).
25.11.2021 года в адрес директоров управляющих компаний, в частности ООО «Управляющая компания» ФИО4 было направлено уведомление о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. ООО «Управляющая компания» предложено в срок до 01 июня 2022 года провести процедуру по созданию места (контейнерной площадки) накопления ТКО для собственников и (или) пользователей жилых помещений МКД, а именно провести собрание жильцов МКД для определения места под установку контейнерной площадки; согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с Управление ЖКХ и строительства на основании письменной заявки по форме, установленной Постановлением администрации городского округа город Шарья от 14.02.2019 года № 149 «Об упорядочении согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра на территории городского округа город Шарья Костромской области»; возвести контейнерную площадку для оказания услуг жителям МКД в соответствии с требованиями Правил благоустройства и чистоты территории городского округа город Шарья, утверждённых решением Думы городского округа город Шарья шестого созыва № 16-ДН от 25.06.2020года; по окончанию работ обратиться в Управление ЖКХ и строительства с заявкой, установленной формы: «Заявка для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр на территории городского округа город Шарья», не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования; оформить контейнерную площадку как общедомовое имущество с последующим её содержанием. (л.д. 15-16).
Доказательств направления истцом аналогичного уведомления в адрес ответчика ТСЖ «1-й Микрорайон 17 А» суду в материалы дела не представлено.
Исходя из акта осмотра территории городского округа город Шарья по адресу: г. Шарья, ул. 1-й микрорайон в районе многоквартирных домов д. № 17, 17 А, 17 Б от 01.07.2024 года в ходе осмотра установлено, что предполагаемое место накопления ТКО расположено между МКД № 17, № 17 А, 17 Б. Расстояние от места ТКО до МКД № 17 Б с юго-западной стороны составляет 19 метров; от места накопления ТКО до МКД № 17 А с юго-западной стороны составляет 46,5 метров; от места накопления ТКО до МКД 17 с юго-западной стороны составляет 75 метров. Ограждение отсутствует, твердое покрытие имеется в виде железобетонной плиты, однако контейнеры расположены на земле, подъездные пути не оборудованы, на ж/б плите установлен один контейнер ТКО объемом 0, 75 м3 без указания собственника данного имущества, рядом с контейнерами осуществляется складирование бытовых отходов. Также при визуальном осмотре территорий вышеуказанных МКД не выявлено наличия иных оборудованных мест накопления ТКО. (л.д. 18-19)
Учитывая, что на придомовой территории МКД № 17 А ул. 1-й микрорайон г. Шарья не оборудовано место накопления ТКО (контейнерная площадка), администрацией городского округа в адрес председателя совета МКД «1-й Микрорайон 17 А» Митяшиной О.В. было направлено предостережение с требованием оборудовать на придомовой территории место накопления ТКО. (л.д. 20)
На основании выписки из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Шарья под № 95 значится контейнерная площадка, имеющая координаты с.ш. 58.380031 ° в.д. 45.504558 ° и предназначенная для источников образования ТКО : многоквартирные дома №№ 17, 17 а, 17 б по ул. 1 микрорайон г. Шарьи. Собственником (пользователем) земельного участка на котором расположена указанная контейнерная площадка является администрация городского округа город Шарья. (л.д. 17)
Таким образом, место размещения контейнеров для сбора ТКО, используемое жителями многоквартирного дома № 17А по ул. 1 микрорайон, расположено на земельном участке собственником, которого является администрация городского округа город Шарья, указанная контейнерная площадка используется для накопления твердых коммунальных отходов также жителями многоквартирных домов №№ 17, 17 б по ул. 1 микрорайон г. Шарьи.
Согласно сведений из публичной кадастровой карты России земельный участок для многоквартирного дома № 17 А по ул. 1-й Микрорайон г. Шарья не сформирован. (л.д. 39)
Из возражении представителя ТСЖ «1-й Микрорайон 17 А» следует, что собственники помещений в многоквартирном доме № 17 А по ул. 1 Микрорайон г. Шарьи не принимали на общем собрании собственников положительных решений об определении места под установку контейнерной площадки, об ее устройстве за счет средств собственников, принятии в общедолевую собственность.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств, что в общей собственности собственников МКД 1-й Микрорайон 17 А имеется земельный участок, границы которого позволяют определить место под установку и обустройство площадки накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Приведенная позиция изложена в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 года
Учитывая вышеизложенное, оснований для возложения на ТСЖ «1-й Микрорайон 17 А» обязанностей указанных в исковых требованиях Администрации городского округа город Шарья Костромской области и удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Шарья Костромской области к Товариществу собственников жилья «1-й микрорайон 17 А» об обязании произвести мероприятия по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 17А по ул. 1-й микрорайон г. Шарья - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.С. Злобина
Мотивированное решение по делу изготовлено 02 декабря 2024 года