Дело № 2-743/2020
(УИД 27RS0005-01-2020-000772-11)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» июля 2020 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.B.,
при секретаре Зверевой В.Е.,
с участием помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Седляр Е.Н.,
представителя истца администрации г. Хабаровска Круковской П.В., действующей на основании доверенности от 11.10.2019,
представителя ответчиковКальченко И.Н., действующей на основании доверенности от 15.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда г. Хабаровска гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Хабаровска к Семеновой Натали Петровне, Денисюк Валерии Петровне о защите права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска обратилась в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска с настоящим иском к Семеновой Натали Петровне, Денисюк Валерии Петровне о защите права собственности, мотивируя свои требования тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: ****, в котором в настоящее время проживают ответчики – наниматели жилого помещения, находится в муниципальной собственности. Заключением межведомственной комиссии указанный жилой **** был признан аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с чем, дом включен в перечень МКД, подлежащих расселению, в рамках реализации которой было приобретено жилое помещение – однокомнатная квартира площадью 30,2 кв.м., расположенное по адресу: ****, <данные изъяты>, ****, которое было предложено ответчикам для заселения, однако ответчики уклонились от заселения.
На основании изложенного истец Администрация **** просит суд выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: ****, в предоставленное жилое помещение по адресу: ****, <данные изъяты>, ****; обязав Семенову Н.П. заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ****, <данные изъяты>, ****, включив в состав членов семьи Денисюк В.П.
Представитель истца Администрации **** Новикова Д.К. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные выше, а также пояснения, данные ранее в суде. Пояснения дополнила тем, что жилое помещение, куда истец просит вселить ответчиков, признано пригодным для проживания, Тек недостатки, которые имела квартира, устранены, в частности, проведены работы по замене канализационного стояка в жилом помещении по адресу: ****, <данные изъяты>, ****.
В судебном заседании представитель ответчиков Семеновой Н.П., Денисюк В.П. Кальченко Н.И. против переселения в предоставляемое жилое помещение не возражает, вместе с тем, с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым предоставляемое в обмен жилое помещение имеет недостатки: неустойчивые полы, запах канализации, ржавая вода. Кроме того, что ответчиков не устраивает местоположение квартиры.
Ответчики Семенова Н.П., Денисюк В.П. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в их отсутствие с согласия участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
По смыслу ст. 59 ГПК РФ, суд исследует только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 40, ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, ответчики Семенова Натали Петровна (в качестве нанимателя), а также Денисюк (ранее Хамфри) Валерия Петровна (в качестве члена семьи нанимателя) зарегистрированы и проживают в жилом помещении – комнате площадью 16 кв.м., расположенном по адресу: ****, которое находится в муниципальной собственности (свидетельство о заключении брака от 17.07.2019, поквартирная карточка от 10.03.2020, выписка из реестра муниципального жилищного фонда от 12.03.2020).
Указанный дом на основании постановлении Администрации города Хабаровска № 4389 от 10.10.2020 признан нуждающимся в реконструкции, с переселением жильцов из данного дома с одновременным заключением с ними договоров социального найма (постановление от 16.06.2017 № 2023).
Также судом установлено на основании выписки из ЕГРН от 09.01.2020 установлено, что в муниципальной собственности находится однокомнатная квартира площадью 30,2 кв.м. (из которых жилой площади – 17,1 кв.м.), расположенная по адресу: ****, <данные изъяты>, ****. В указанной квартире зарегистрированных граждан нет.
Во исполнение выше приведенных постановлений в связи с переселением указанная квартира предлагалась ответчикам для заселения с одновременным заключением договора социального найма, однако последние от заселения и заключения договора отказывались со ссылкой на обстоятельства, указанные в письменном отзыве на иск (заявление № С240Ж от 05.03.2020).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие муниципальной подпрограммы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия муниципального образования в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства»).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.
В силу ст. 88 Жилищного кодекса РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.
Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по вышеизложенным основаниям, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как предусмотрено ст. ст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что ответчики отказались от заключения и подписания договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, <данные изъяты>, ****.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом (реконструкцией) дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район» (раздел 3 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Поскольку предлагаемое ответчикам жилое помещение, как и занимаемое ими в настоящее время находятся в черте одного населенного пункта – городской округ «Город Хабаровск», доводы ответной стороны в части невселения в предоставляемое жилое помещение в связи с несогласием с его месторасположением, не принимаются судом.
Как следует из ответа на обращение от *** ип/с 927-ж-2079, согласно представленному акту комиссионного осмотра состояния жилищного фонда от 26 мая 2020 г., полы в **** по адресу: ****, <данные изъяты>, ****, находятся в удовлетворительном состоянии, покрытие в жилой комнате, кухне и коридоре - линолеум; следы плесени отсутствуют. Инженерное оборудование системы отопления в удовлетворительном состоянии, участок стояка требует замены, устранение данной неисправности в зоне ответственности управляющей организации, при поступлении заявки будут выполнены необходимые ремонтные работы. Стояки горячего и холодного водоснабжения в удовлетворительном состоянии, приборы учета в наличии, течи нет. При осмотре санузла выявлен запах канализации, труба канализации, проложенная в санузле, имеет контруклон, участок канализационной трубы между унитазом и раковиной имеет течь, соединение гофрированного отвода от раковины в лежак канализации неплотное, что может являться причиной запаха канализации. Данные неисправности не находятся в зоне ответственности управляющей организации, бремя содержания данного имущества несет собственник.
Из сообщения на обращение администрации г. Хабаровска от 14.07.2020 представленных фотографий усматривается, что указанные недостатки (замена горизонтального канализационного стояка) устранены.
В нарушении положений ст., ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, ответчиками доводы, положенные в основу непризнания исковых требований, включая ссылку на наличие ржавой воды, неустойчивых полов не доказаны, в том числе представленной видеозаписью, которая обозревалась участниками процесса в судебном заседании, и судом не установлены, как и сведений о том, что с учетом состояния здоровья ответчика вселение в квартиру может привести к ухудшению жилищных условий по сравнению с предыдущими условиями проживания.
Каких либо нарушений, указанных во втором разделе Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», которым жилое помещение, расположенное по адресу: ****, <данные изъяты>, ****, не соответствует или соответствует не в полной мере, судом не установлено и из материалов дела не следует.
В этой связи довод ответной стороны о том, что проживание в предоставляемой квартире невозможно в виду ее неудовлетворительного технического состояния, судом отклоняется. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Так, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания на основании заключения комиссии в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Вместе с тем надлежащих и допустимых доказательств непригодности для проживания предоставляемого жилого помещения суду не представлено.
Напротив, согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Хабаровском крае» от 19.12.2019, следует, что квартира № 17 в доме 4 по пер. Краснореченскому города Хабаровска соответствует СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Каких-либо оснований сомневаться в выводах специалиста не имеется, равно как не имеется оснований считать, что вновь предоставляемое жилое помещение не является благоустроенным и равнозначным занимаемому нанимателем Семеновой Н.П. и членом ее семьи жилому помещению.
Аналогичная информация содержится и в Постановлении Администрации города Хабаровска № 391 от 11.02.2020, согласно которому **** по <данные изъяты> **** признана пригодной для проживания.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
В связи с чем, предоставление гражданам в связи со сносом дома, признанного в установленном порядке аварийным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а потому иные обстоятельства (ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке улучшения жилищных условий, во внимание не принимаются, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определения от 03.11.2009 № 1368-0-0, от 29.05.2012 № 928-0).
Таким образом, при предоставлении гражданам другого жилья в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ, статьей 89 ЖК РФ критерием равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилого помещения по отношению к ранее занимаемому.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также приведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований и выселении ответчиков из жилого помещения, комнаты жилой площадью 16 кв.м., в трехкомнатной коммунальной **** по адресу: ****, с вселением в предоставленное жилое помещение по адресу: ****, <данные изъяты>, ****.
В связи с чем, удовлетворению подлежит производное от него требование о заключении договора социального найма с включением в состав членов семьи Денисюк В.П. с учетом установленных обстоятельств отказа ответчиков к его заключению и соблюдения досудебного порядка регулирования спора администрацией г. Хабаровска путем направления проекта такого договора потенциальному нанимателю жилого помещения.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 16 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ **** ░░ ░░░░░░: ****, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ****, <░░░░░░ ░░░░░░>, ****.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ****, ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░, ****, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.B. ░░░░░░░