Судья Варсанофьева С.Г. дело № 33а-116
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой О.Н.
судей Лукоянова А.Н. и Пелевиной Н.В.
при секретаре Добряковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мамаева Дмитрия Геннадьевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 ноября 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Мамаева Дмитрия Геннадьевича к Главному Управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконными действий, связанных с принятием на учет, и о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 сентября 2005 года, с даты написания рапорта, отказано.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя административного истца Мамаева Д.Г.по доверенности Бакина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Главного Управления МЧС России по Костромской области Булвнова А.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мамаев Д.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия начальника и жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Костромской области, связанные с принятием на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01 ноября 2016 года и отказом пересмотреть очередность принятия на учет; обязать принять решение о постановке на вышеуказанный учет с 22 сентября 2005 года - с даты написания рапорта.
В обоснование иска указал, что 22 ноября 2016 года уволен из МЧС России, в период службы и после увольнения с нее жильем не обеспечен, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 сентября 2017 года выселен из занимаемого служебного жилого помещения, после чего вынужден снимать жилье для своей семьи.
В конце ноября 2017 года он обратился к начальнику ГУ МЧС России по Костромской области с просьбой осуществить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, на что в январе 2018 года получил ответ о том, что он принят на учет для получения указанной выплаты с 01 ноября 2016 года и будет обеспечен ею в порядке очередности.
Так как в списках нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий по месту службы он состоял с 22 сентября 2005 года, то в августе 2018 года он вновь обратился к ответчику с просьбой пересмотреть его очередность в списке на получение единовременной социальной выплаты, и в сентябре 2018 года на свое обращение получил ответ, по содержанию аналогичный первоначальному.
С таким решением он не согласен, так как на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы он был принят решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 09 декабря 2005 года (протокол № 2) на основании его рапорта от 22 сентября 2005 года, поэтому и временем принятия на учет для получения ЕСВ следует считать эту дату.
Судом по делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Мамаев Д.Г. просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить. Полагает решение суда незаконным, так как суд не принял во внимание тот факт, что он подал рапорт на улучшение жилищных условий 22 сентября 2005 года и на основании него был поставлен на соответствующий учет решением жилищной комиссии от 09 декабря 2005 года. В процессе службы и после увольнения он жилым помещением обеспечен не был, поэтому, подав заявление об осуществлении ему ЕСВ, он просто избрал способ обеспечения его жильем, так как в настоящее время жилые помещения не предоставляются, а выдается единовременная социальная выплата для их приобретения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца Мамаева Д.Г., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Мамаев Д.Г. проходил службу в подразделениях МЧС России, в частности, с 01 января 2012 года в ФГКУ «Специализированная пожарная часть по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы по Костромской области» <данные изъяты>
В период службы в указанных органах Мамаев Д.Г. на основании рапорта от 22 сентября 2005 года решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 09 декабря 2005 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий с момента подачи рапорта.
01 ноября 2016 года Мамаев Д.Г. подал в единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по Костромской области заявление, в котором просил принять его и его сына Мамаева Н.Д., 1998 года рождения, указав также, что по прежним местам службы единовременная социальная выплата или субсидия для приобретения или строительства жилого помещения ему не предоставлялась.
Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области № от 11 мая 2017 года Мамаев Д.Г. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления 01.11.2016 года в составе семьи <данные изъяты>.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-нс Мамаев Д.Г. уволен из ФПС МЧС России по достижении предельного возраста пребывания на службе ДД.ММ.ГГГГ.
28 ноября 2017 года Мамаев Д.Г. обратился к начальнику ГУ МЧС России по Костромской области с просьбой осуществить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
На данное обращение письмом врио.начальника ГУ МЧС России по Костромской области от 20 декабря 2017 года ему сообщено, что он поставлен на учет для получения указанной выплаты с 01 ноября 2016 года в составе семьи 2 человека, состоит в очереди под № 47, и что в соответствии с действующим законодательством единовременная социальная выплата сотрудникам предоставляется в порядке очередности.
10 августа 2018 года Мамаев Д.Г. повторно обратился к начальнику ГУ МЧС России по Костромской области по указанному вопросу, просил пересмотреть его очередность в списках на получение единовременной социальной выплаты, так как в списках нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий по месту службы состоял с 22 сентября 2005 года.
Письмом врио.начальника ГУ МЧС России по Костромской области от 16 августа 2018 года Мамаеву Д.Г. разъяснено, что в период прохождения службы он на основании рапорта от 22 сентября 2005 года был поставлен на учет как нуждающийся в получении служебного жилья и после увольнения был снят с такого учета решением жилищной комиссии от 16 марта 2017 года №, что на учет для получения единовременной социальной выплаты он принят с 01 ноября 2016 года, эта выплата предоставляется в порядке очередности, и оснований для пересмотра очередности принятия его на учет для предоставления указанной выплаты не имеется.
Разрешая заявленные Мамаевым Д.Г. требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Данный вывод судом мотивирован, установленным по делу обстоятельствам не противоречит, нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует, поэтому оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу части 7 этой же статьи закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4).
Во исполнение данного предписания закона Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу приведенных норм принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть производится на основании соответствующего заявления лица, претендующего на такую выплату, с дачи подачи такого заявления, а предоставление выплаты осуществляется в порядке очередности принятия на учет.
Поскольку с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты Мамаев Д.Г. обратился 01 ноября 2016 года, оснований для принятия его на учет с иной даты и пересмотра его очередности в соответствии с его обращением от 10 августа 2018 года у административного ответчика не имелось.
Отклоняя доводы административного истца о необходимости его принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты с 22 сентября 2005 года – с даты подачи им рапорта о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, суд правомерно указал и на то, что Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» впервые предоставил сотрудникам противопожарной службы право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Этот закон вступил в действие с 01 января 2013 года и предписаний о придании обратной силы положениям статьи 4, закрепляющей такое право, не содержит.
В Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, положения, допускающие возможность принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья, поданного до введения указанных Правил в действие, также отсутствуют.
Таким образом, Мамаев Д.Г. не мог быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании указанного им рапорта.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании законодательства, и вопреки этим доводам факт подачи истцом 22 сентября 2005 года рапорта о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как и факт принятия на такой учет, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного спора.
Ссылок на обстоятельства, имеющие значение для дела и не проверенные судом, а также на наличие предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил материальный закон, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и при соблюдении требований процессуального законодательства постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамаева Дмитрия Геннадьевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: