К делу № 2-793/2021
УИД 61RS0022-01-2020-011574-95
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 февраля 2021года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Демьянюк И.Е.,
помощнике судьи Коноваловой Е.В.,
с участием истца Горбатенко Л.В., представителя истца адвоката Бутенко А.В., действующего на основании ордера №91570 от 10 февраля 2021г., представителя ответчика – ГУ УПФ РФ в г.Таганроге РО Бублий А.А., действующего на основании доверенности №44 от 30.12.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбатенко Любови Васильевны к ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с момента прекращения ее выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Горбатенко Л.В. обратилась в Таганрогский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области, об обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с момента назначения пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что 27.12.2010г. ей была назначена страховая пенсия по старости. Совместно с ней по адресу: <адрес>-а, зарегистрирована и проживает ее несовершеннолетняя дочь ФИО2, <дата> рождения. Согласно справке МСЭ №, ее дочь ФИО2 является инвалидом <данные изъяты> группы с детства. В связи с чем, она получала повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, выплачиваемая истице на основании ч.3 ст.17 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» как лицу, на иждивении которого находится нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.1,3 и 4 ч.2 ст.10 ФЗ №400 от 28.12.2013г., установленная в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч.1 ст.16 ФЗ №400 от 28.12.2013г., на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более, чем на трех нетрудоспособных членов семьи, до января 2016 года, с января 2016 года дополнительные выплаты были прекращены, со ссылкой на то, что дочь не находится на ее иждивении, так как получает социальную пенсию по инвалидности.
12.08.2020г. истица обратилась в Управление ПФ в г.Таганроге Ростовской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ №400 от 28.12.2013г.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области от №1382504/20 от 18.08.2020г. ей было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца ФИО2 по следующим причинам: ФИО2 является <данные изъяты> и получает социальную пенсию по инвалидности, ЕДВ по инвалидности. Суммарный доход ФИО2 превышает размер пенсии матери (Горбатенко Л.В.), поэтому материальная помощь Горбатенко Л.В. не является для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
С данным решением истец не согласна и считает его незаконным, так как в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.06.2012 №5-КГ 12-16, само по себе наличие у нетрудоспособного лица (пенсионера по старости и инвалида II группы), получающего материальную помощь от
другого лица, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания его находящимся на иждивении. Аналогичная позиция содержится также в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 №45-КГ-21).
Истец полагает, что поскольку ч.2 ст.23 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничений каким-либо сроком, то невыплаченная ей повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости подлежит ей выплате в полном объеме за весь период неполучения указанной выплаты.По смыслу данной нормы и закона в целом, в случае назначения ей пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии в необходимом размере.
Учитывая указанные н6ормативные акты,истец расценивает решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области №1382504/20 от 18.08.2020 об отказе в установлении размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца ФИО2как незаконное.
Истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области №1382504/20 от 18.08.2020г.; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с момента прекращения ее выплаты, то есть с 05.12.2015г.
В судебном заседании истец Горбатенко Л.В. исковые требования уточнила: просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области №1382504/20 от 18.08.2020г.; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с момента прекращения ее выплаты, то есть с 01.01.2016г. Поддержала доводы, изложенные в иске, просила иск удовлетворить. Суду также пояснила, что она, являясь получателем страховой пенсии по старости, она продолжает работать, ее общий доход превышает размер дохода дочери,за которой она осуществляет уход и содержит ее, которая в силу своей инвалидности не может делать это самостоятельно.
Представитель истца адвокат Бутенко А.В., действующий на основании ордера №91570 от 10 февраля 2021г., поддержал уточненные исковые требования Горбатенко Л.В., просил удовлетворить. В дополнение к тем доводам, которые изложены в иске, пояснил суду, что дочь истицы ФИО2, являясь инвалидом с детства II группы, нуждается в постоянном дополнительном уходе за нею со стороны матери – истицы по делу. Благодаря заботе и уходу матери, дочь с 2015г. посещает групповые занятия в бассейне, которые ей необходимы в связи с имеющимся у нее заболеванием. Дочка также посещала индийские танцы с 19.10.2012г. по 2016г., занятия лечебной физкультурой. Оплату занятий осуществляла ее мать Горбатенко Л.В., которая также оплатила лечение дочери в санатории. Указанные расходы, понесенные Горбатенко Л.В., в связи с осуществлением ухода за дочерью-инвалидом, подтверждены соответствующими справками. Кроме того, за свой счет истица в 2017, 2019, 2020 годах приобретала для дочери обувь, одежду, корсет-корректор осанки, заказывая и оплачивая покупки посредством Интернет-услуг, что также подтверждено соответствующими чеками.
Третье лицо ФИО2 не смогла дать суду никаких пояснений, в силу своего заболевания.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Таганроге РО Бублий А.А., действующий на основании доверенности №44 от 30.12.2020г., в судебном заседании исковые требования не признал, полагая их незаконными и необоснованными. Пояснил, что ГУ УПФ РФ в г.Таганроге РО исходит из следующего. В ст.10 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» законодатель определяет, какие члены семьи признаются состоящими на иждивении: это те члены семьи, которые находятся на полном содержании кормильца или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Из смысла приведенных положений закона следует, что кормилец должен получать доход и за счет получаемого дохода содержать себя и имеющихся нетрудоспособных членов семьи. Причем, помощь иждивенцам, получаемая ими от кормильца, должна полностью обеспечивать их жизненные потребности в пище, одежде, предметах домашнего, личного обихода медикаментами и т.д. Истица утверждает, что ее дочь находилась на ее иждивении, однако это не соответствует действительности, поскольку ее дочь имеет собственный доход, а именно: получает пенсионные выплаты в размере 13 269,354 руб. (на ноябрь 2019г.). Сама же истица имеет доход в размере 11 212,24 руб., в ноябре 2019г. То есть доход истицы меньше дохода ее дочери, что исключает возможность подтверждения нахождения дочери у нее на иждивении. Поскольку основной источник средств к существованию ее дочери является ее доход, так как истица фактически не может предоставить ей больший объем средств к существованию, в силу того, что ее доход меньше дохода дочери, то, с учетом положений ст.10 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», - у Горбатенко Л.В., по мнению УПФР в г.Таганроге Ростовской области, отсутствуют правовые основания для признания факта нахождения ФИО8 на иждивении истца. Просил суд обратить внимание на то обстоятельство, что, согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 16.11.2020г. №214, для пенсионеров установлен прожиточный минимум - 8 844 рублей. Указанная сумма официально признана достаточным размером дохода, обеспечивающим все жизненные потребности пенсионера в течение месяца. Факт того, что дочь истца имеет достаточный самостоятельный доход, превышающий доход истца, - исключает ее нахождение на иждивении у истца. Поскольку, по мнению представителя ответчика, отсутствует обстоятельство, наличие которых позволило бы сделать вывод о наличии иждивения в данном случае, - полагает, что у истца отсутствует право на получение пенсии с учетом надбавки на иждивенца, в связи с чем, просил в иске отказать.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Горбатенко Л.В. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица является получателем пенсии по старости в размере 11 212,24 рубля (на ноябрь 2019 года). К ее страховой пенсии по старости ранее была установлена повышенная фиксированная выплата в связи с нахождением на иждивении дочери ФИО14, <дата>, <данные изъяты>. Учитывая, что ФИО2 является инвалидом с детства второй группы и получает социальную пенсию по инвалидности, ЕДВ по инвалидности, а также то, что суммарный доход получаемой ФИО2 пенсии превышает размер пенсии заявительницы, а потому, по мнению Пенсионного фонда Российской Федерации в УПФР в г.Таганроге, - помощь матери Горбатенко Л.В. не является для нее постоянным и основным источником средств к существованию, в связи с чем, ПФ РФ в УПФР в г.Таганроге по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, на основании п.3 ст.17 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» с учетом иждивенца Горбатенко Я.Н., пришел к выводу об отказе ФИО1 в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца ФИО2, <дата> рождения, что зафиксировано в Решении от 12.08.2020г. №1382504/20 (л.д.17).
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах: при I группе: при наличии одного такого члена семьи - 5978 рублей в месяц; при наличии двух таких членов семьи - 6832 рублей в месяц; при наличии трех и более таких членов семьи - 7686 рублей в месяц.
Со дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется (с 01.01.2015), за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального Закона на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
На основании ч.2 ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются родители и супруг кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, под иждивенством понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получении от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи.
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение длительного периода и что кормилец взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. При этом не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования.
Как следует из материалов дела, истица Горбатенко Л.В. работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 19.10.2012г. по настоящее время (справка выдана 11.02.2021 г.).
Ее средняя заработная плата, согласно указанной справке, в 2016 году составила 10 585,43 руб.; в 2017г. 5 354,83 рубля; в 2018г. – 3 721 рубля; в 2019 году – 11 939,73 рубля; в 2020г. – 14 015,20 рублей.
Дочь истицы ФИО2 является инвалидом с детства, ей установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ №.
ФИО2 зарегистрирована и проживает вместе с матерью по адресу: <адрес>
В судебном заседании установлено, что мать и дочь Горбатенко живут одной семьей, ведут совместное хозяйство.
ФИО2, являясь инвалидом с детства второй группы, получает социальную пенсию по инвалидности, ЕДВ по инвалидности, суммарный доход получаемой ею пенсии составил <данные изъяты> руб.Доход истицы состоит из страховой пенсии по старости в размере11 939,73 рубля и среднего заработка <данные изъяты> рублей за период с 01.01.2016 года по 01.01.2021 года.
На дату рассмотрения заявления Горбатенко Л.В. о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, на основании п.3 ст.17 ФЗ № «О страховых пенсиях» с учетом иждивенца ФИО2, УПФР в <адрес> было установлено, что суммарный доход ФИО2 не превышает размер дохода заявительницы.
В судебном заседании установлено, что систематически дочь истицы ФИО2 проходит лечение в медицинских учреждениях города, в связи с наличием у нее врожденного хронического заболевания, что подтверждается многочисленными выписками из медицинских документов <данные изъяты> <данные изъяты>, а также других медицинских учреждений.
ФИО2 требует постоянного ухода и надзора, соблюдение режима питания и приема лекарств, выполнение восстановительных процедур, санаторно-курортном лечении.
Получаемой ФИО2 пенсии явно не хватает на приобретение необходимых лекарств и посещение оздоровительных процедур.
В материалы гражданского дела истцом и ее представителем представлены многочисленные доказательства затрат истицы на восстановительные процедуры дочери (танцы, посещение бассейна), санаторно-курортное лечение, приобретение медтехники, одежды, обуви, размер которых превышает доход дочери ФИО2
Оценивая вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оказываемая истцом своей дочери ФИО2 ежемесячно материальная и другая помощь истцом, является для нее постоянной, что свидетельствует о том, что истец взял на себя заботу о содержании дочери, предоставляя помощь, являющуюся для нее основным и постоянным источником средств к существованию.
Суд не соглашается с решением УПФР по отказу в перерасчете истице фиксированной страховой выплаты к страховой пенсии по основанию, предусмотренному ч.3 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ по причине того, что на момент разрешения указанного вопроса размер дохода дочери истицы в виде пенсионных выплат превышал ее собственный доход.
Позицию УПФР в г.Таганроге, свидетельствующую об утрате об утрате ФИО2 статуса иждивенца нельзя признать законной, так как в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.06.2012 №5-КГ 12-16, само по себе наличие у нетрудоспособного лица (пенсионера по старости и инвалида II группы), получающего материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания его находящимся на иждивении. Аналогичная позиция содержится также в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 №45-КГ-21).
Суд считает, что выводы ответчика, связанные с отказом произвести истцу перерасчет пенсии, с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой» в той мере, в какой она, действуя в нормативном единстве с иными положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" служит основанием для решения вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).
По результатам рассмотрения указанного дела вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2020 г. № 20-П в котором отмечается, что, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является демократическим правовым и социальным государством, в котором указанные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием и политика которого - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить их благополучие и процветание - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статьи 17 и 18); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
При этом Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление порядка и условий пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39, части 1 и 2).
Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения и, предусматривая в законе правовые основания назначения пенсий, порядок их исчисления и выплаты, вправе устанавливать для отдельных категорий граждан специальные правила пенсионного обеспечения, учитывающие применительно к данным лицам особые объективно значимые обстоятельства, влияющие, в числе прочего, на размер назначаемых им пенсий. Такого рода дифференцированный подход при установлении условий и размеров пенсионного обеспечения согласуется и с предписаниями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения указанных целей правовые средства соразмерны им. При этом критерии (признаки), лежащие в основе установления соответствующих специальных норм, должны определяться с учетом преследуемой цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены (постановления от 3 июня 2004 года N 11-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П; определения от 12 июля 2006 года N 261-О, от 3 октября 2006 года N 471-О и др.).
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" (с 1 января 2020 года - 5686 рублей 25 копеек), на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий. Признание нетрудоспособных членов семьи находящимися на иждивении умершего кормильца осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Данный общий подход распространяется в том числе и на детей-инвалидов, а также лиц, достигших 18 лет и ставших инвалидами до достижения этого возраста (инвалидов с детства), которых федеральный законодатель хотя и относит к категории нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца, однако прямо не признает их априори состоящими на иждивении своих родителей.
Приведенное правовое регулирование - при отсутствии в законодательстве каких-либо специальных положений - подлежит применению и при рассмотрении вопроса о признании ребенка-инвалида или инвалида с детства находящимся на иждивении у его родителя, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, для определения наличия у данного родителя права на повышение фиксированной выплаты к соответствующей пенсии на основании части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Исходя из этого родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, - в силу презумпции иждивенства, прямо установленной законом только в отношении несовершеннолетних детей, - имеет безусловное право на предусмотренное указанным законоположением повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности. В случае же продолжения фактического осуществления таким родителем ухода за своим ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории "инвалид с детства" право на повышенную фиксированную выплату к установленной данному родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что его совершеннолетний ребенок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на его иждивении. При этом вышеприведенное актуально и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре).
Помощь, которую родитель оказывает инвалиду, может проявляться не только в деньгах, но и в уходе за инвалидом, проявлении о нем заботы, который ввиду своего заболевания не может осуществлять за собою уход.
В таком случае, для признания инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя, не имеет значения соотношение размеров доходов самого инвалида с детства и его родителя, поскольку помощь, которую оказывает инвалиду с детства его родитель при осуществлении необходимого такому инвалиду постоянного ухода за ним и после достижения совершеннолетия, может выражаться не только непосредственно в денежной форме, но и в иных, также требующих определенных денежных затрат, формах (например, в приобретении продуктов питания, одежды, лекарственных средств, оплате медицинских и иных услуг в целях жизнеобеспечения инвалида с детства и др.).
Данные действия родителя, осуществляющим уход за ребенком – инвалидом по достижении им 18-летнего возраста, позволяют сохранять родителю, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов рассматриваемого гражданского дела, ответчиком не правильно была истолкована часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", что привело к нарушению законных прав истца, которая несет иждивенческую нагрузку, проживая одной семьей с инвалидом, фактически, продолжая осуществлять уход за своим достигшим совершеннолетия ребенком-инвалидом ФИО2, - причем не только в порядке исполнения обязанности, возложенной на этого родителя Конституцией Российской Федерации (статья 38, часть 2) и семейным законодательством (пункт 1 статьи 63 и пункт 1 статьи 85 Семейного кодекса Российской Федерации), но и в силу биологической и социальной связи со своим ребенком-инвалидом.
Истец ФИО1 не прекращала нести сопряженные с уходом значительные материальные затраты в целях поддержания жизнеобеспечения дочери инвалида и удовлетворения ее специфических нужд и потребностей, которые могут не покрываться за счет доходов самого инвалида и по этой причине фактически возлагаются на его родителя, в том числе и в указанном случаях, когда он сам является получателем пенсии.
Кроме того, пунктом 1 статьи 85 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, чья нетрудоспособность связана с тем или иным заболеванием, повлекшим нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной утрате трудоспособности, в результате чего была установлена инвалидность.
Поскольку Горбатенко Л.В., в силу закона, обязана содержать свою нетрудоспособную совершеннолетнюю дочь, которая, с учетом состояния здоровья нуждается в постоянном уходе и лечении, что предполагает и несение необходимых затрат для обеспечения качественного уровня жизни, установление гарантий социальной защиты инвалидам, в том числе мер социального обеспечения в предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» случаях,- ответчик не может снижать уровень социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, суд полагает, что ответчик УПФ РФ в г.Таганроге, обязан по заявлению истицы от 12.08.2020г. о перерасчете пенсии, с учетом наличия у нее на иждивении дочери ФИО10, произвести ей перерасчет страховой пенсии, с повышенной фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом иждивенца, с 12.04.2016г., как настаивает истица.- с момента назначения ей страховой пенсии по старости.
В силу ч.2 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По смыслу данной нормы и закона в целом, в случае назначения пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии в необходимом размере.
В связи с этим, с учетом вышеизложенного, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области следует обязать произвести перерасчет Горбатенко Л.В. размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 01.01.2016г., как настаивает истица.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Горбатенко Л.В. к ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, с учетом повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.3 ст.17 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400 ФЗ с 16.01.2001г. - признаются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Горбатенко Любови Васильевны к ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с момента прекращения ее выплаты- удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Горбатенко Любови Васильевне, с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.3 ст.17 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ с 01.01.2016г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2021.
Председательствующий Л.Н. Одинцова