Дело № 5 - 221 /2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу об административном правонарушении
28 апреля 2018 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми И.В.Шерстюков,
при секретаре Фатиховой Г.Р.,
с участием:
должностного лица участкового уполномоченного ОУУП и ПДН ОП № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г. Перми П.Р.П.
лица в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Кодировой Р.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Кодировой Р.С., ... права, предусмотренные 25.1 КоАП РФ разъяснены, ходатайств не поступило,
УСТАНОВИЛ:
Дата по адресу: Адрес было выявлено правонарушение, допущенное гражданином Республики ... Кодировой Р.С., которая въехала на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме Дата, на миграционном учете состояла по адресу: Адрес сроком с Дата по Дата, с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства РФ, не обращалась, уведомлений от работодателей не поступало. Дата Кодировой Р.С. был выдан патент, она уплатила налоговый период сроком до Дата миграционный учет продлен по адресу: Адрес сроком с Дата по Дата. В нарушении требований пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Являясь иностранным гражданином временно пребывающим на территории РФ, в нарушение ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», по окончании срока законного пребывания до Дата не покинула территорию РФ, т.е. допустила нарушение режима пребывания на территории РФ, выразившееся в уклонении в период с Дата от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания, уклоняется. Таким образом Кодирова Р.С, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, допустила нарушение режима пребывания, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации по окончании срока законного пребывания, совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Кодирова Р.С. пояснила, что узнала о принятом решении о сокращении срока пребывания примерно месяц назад. ...
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении участковый уполномоченный ОУУП и ПДН ОП № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г. Перми П.Р.П.
пояснил, что было выявлено административное правонарушение в ходе проведения проверки Дата по адресу: Адрес в цехе работала гражданка, персональные данные которые были установлены в ходе проверки – Кодирова Р.С., патент с Дата был аннулирован ввиду неуплаты налогового периода, были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1. статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ. Сведения о наличии иждивенцев и семейном положении отражены в протоколе об административном правонарушении, о том, что ... не было известно, .... Также в отношении Кодировой Р.С. проводится проверка по признакам статьи 291 УК РФ, обстоятельствам, указанным в рапорте сотрудника полиции П.Р.П.
Выслушав лицо, участвующее в деле, должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Вина Кодировой Р. подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении № в котором вину в совершении правонарушения признала, о чем собственноручно указала в протоколе; рапортом о проверке сообщения, протоколом об административном задержании, справкой инспектора ОВМ ОП № 1 УМВД по г. Перми Н.Е.Н. рапортом сотрудника полиции участкового уполномоченного ОП № 1 УМВД России по г. Перми П.Р.П. объяснениями Кодировой Р.С., сведениями ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данной нормой. Пунктом 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
При этом, ч. 4 ст. 227.1 НК РФ предусматривает, что фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо до начала срока, на который продлевается срок действия патента.
Следовательно, авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента и только при таких обстоятельствах он считается продленным.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации (абз. 5 п. 5 ст. 5 названного выше Федерального закона).
Кодирова Р.С., имея срок законного пребывания на территории РФ до Дата, обязанность по выезду не исполнила. С Дата находится на территории РФ без оформления соответствующих документов, незаконно, уклоняясь от выезда.
Суд считает, что в действиях Кодировой Р.С. имеется состав административного нарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ.
Смягчающими обстоятельствами суд признает признание вины, ...
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Все доказательства оценены в совокупности с соблюдением правил, установленных ст. 26.11 КоАП РФ. На основании собранных доказательств в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность. При определении наказания учитываются в том числе, данные о личности, семейные связи, конкретные обстоятельства дела.
...
...
...
Следовательно, в допустимых пределах, обусловленных конституционными и международно-правовыми нормами, границами законодательного, а также правоприменительного, и прежде всего судебного, усмотрения, Российская Федерация вправе решать, создает ли определенный вид миграционных правонарушений в сложившейся обстановке насущную социальную необходимость в обязательном выдворении за ее пределы иностранцев, совершивших эти правонарушения, и допустимо ли его применение к лицам с семейными обязанностями.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Как отмечено Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 05 марта 2014 года № 628-О семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
...
Вместе с тем следует учитывать наличие на территории РФ несовершеннолетних детей лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства направлена, в частности, на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 1, часть 1; статья 7; статья 38, часть 1). В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной, являющейся составной частью правовой системы Российской Федерации и подлежащей применению в Российской Федерации на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
...
...
...
...
...
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" (г. Рим 4 ноября 1950 г., ратифицированной Федеральным законом РФ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение.
Согласно части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Указанные положения нашли отражения в статье 57 СК РФ.
Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Предоставление несовершеннолетнему права на всесторонне развитие, уважение человеческого достоинства, нацелено на формирование полноценной личности, реализуется это право в том числе путем предоставление ребёнку выражать своё мнение.
...
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей, ребёнка относится к неотчуждаемым, неотъемлемым правам человека, «естественным правам человека», вне зависимости от национальной принадлежности, вероисповедания, гражданства, обязанность национальных правых систем государств, исходя из международных правовых норм и стандартов, устанавливает приоритет по отношению к защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. Европейский суд по правам человека неоднократно выражал свою позицию о том, что существует широкий консенсус в международном праве в поддержку идеи, что при принятии всех решений, затрагивающих детей, их наилучшие интересы должны иметь первостепенное значение (см. Neulinger and Shuruk [GC], N 41615/07, § 135, 6 July 2010, and X v. Latvia [GC], № 27853/09, § 96, ECHR 2013). Согласно ч. 2 ст. 8 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим. 4 ноября 1950 г.) высылка иностранца, разлучившая его с семьей, может рассматриваться как недопустимое вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на семейное благополучие. Согласно статье 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
...
в Определении от 4 июня 2013 года № 902-О Конституционный Суд Российской Федерации, следуя ранее высказанным правовым позициям (Постановление от 17 февраля 1998 года № 6-П, Определение от 12 мая 2006 года № 155-О и др.), пришел к выводу, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными; правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно прав иностранных граждан не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории. Это согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наложение предусмотренного законом административного наказания при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (постановления от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П).
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии
Таким образом, в случае применения к Кодировой Р.С. дополнительного наказания в виде административного выдворения и не разрешении соответствующего вопроса в отношении детей, возникает ситуация разлучения детей с матерью, иных законных представителей у детей на территории РФ не имеется, при этом при наличии матери, не лишенной родительских прав, дети должны будут взяты под опеку, решаться вопрос об помещении в специализированное учреждение социальной защиты (приют).
Конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации принципам справедливости и гуманизма противоречило бы установление ответственности без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование и способствующих адекватной оценке общественной опасности, как самого правонарушения, так и совершившего его лица, данных о личности лица. Наделение суда полномочиями по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) и является одним из проявлений ее независимости, необходимой для справедливого отправления правосудия.
Таким образом, судья не связан при принятии решения принятым должностным лицом органа по делам миграции решения от Дата о сокращении срока временного пребывания Кодировой Р.С. ( л.д.9,10). Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства совершенного правонарушения, данные о личности виновной. Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
С учетом совокупности собранных по делу доказательств, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с учетом установленных судом обстоятельств, данных о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанных выше норм национального и международного права, общечеловеческих ценностей, гуманизма и справедливости.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Кодирову Р.С., ... виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере ...
...
...
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы сроком до 50 часов.
Постановление в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья: И.В.Шерстюков