Решение по делу № 2-2519/2015 от 10.08.2015

Дело № 2 – 2519/15 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2015 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Сергеевой А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Ф.Д. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 к администрации г.Твери о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Королева Ф.Д. обратилась в суд с иском к администрации г.Твери о признании незаконным отказа, обязании заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование иска указано, что истец с тремя детьми ФИО13, ФИО2, ФИО3 занимает на условиях договора социального найма комнату 62 площадью 22,1 кв.м в бывшем общежитии в <адрес> в <адрес>, с 08 июня 2004 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Заволжского района г.Твери. В 2012 году умер муж истца. Обеспечение жилыми помещениями многодетных малоимущих семей осуществляется в соответствии с государственной программой Тверской области «Социальная поддержка и защита населения Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. № 609-пп. Мероприятие данной Программы «Приобретение жилья для многодетных семей» предусматривает предоставление бюджетных ассигнований в соответствии с Порядком проведения конкурса по распределению субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области на приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 23 декабря 2008 г. № 486-па. В 2014 году истцу стало известно, что 22 апреля 2014 г. для 16 многодетных семей, проживающих в г.Твери, в том числе и для семьи истца, выделены денежные средства для приобретения жилых помещений; в департаменте ЖКХ сообщили, что готовится проект постановления о предоставлении истцу на семью из четырех человек <адрес> в г.Твери. 11 июня 2015 г. истцу отказали в предоставлении указанного жилого помещения, поскольку 21 сентября 2014 г. сын истца достиг возраста 18 лет и 13 января 2015 г. истец заключила брак с Чебатаревым Д.Ю., у которого имеется в собственности 1/4 доля в квартире общей площадью 62,6 кв.м. Администрацией г.Твери несвоевременно была исполнена обязанность по заключению договора социального найма приобретенного для истца жилого помещения. Истец просит признать незаконным отказ администрации г.Твери от 11 июня 2015 г., обязать администрацию г.Твери заключить с истцом договор социального найма <адрес> в <адрес>, с включением в договор социального найма членов семьи истца ФИО13, ФИО2, ФИО3.

При рассмотрении дела истец изменила исковые требования. В обоснование иска дополнительно указано, что решение Калининского районного суда Тверской области от 29 июля 2015 г. брак, заключенный 13 января 2015 г. между Королевой Ф.Д. и Чебатаревым Д.Ю. признан недействительным (фиктивным) со дня его заключения. Истец просит признать незаконным отказ администрации г.Твери от 11 июня 2015 г., обязать администрацию г.Твери предоставить истцу и членам его семьи ФИО13, ФИО2, ФИО3 <адрес> в г.Твери.

Истец Королева Ф.Д., несовершеннолетний истец ФИО2, третье лицо Королев М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В предыдущем судебном заседании истец Королева Ф.Д. поддержала исковые требования.

Представитель истца Королевой Ф.Д. и третьего лица Королева М.А. - Клочков Г.П. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика администрации г.Твери Абрамова Т.Г. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Действующим законодательством не предусмотрено право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма малоимущим многодетным семьям. Обеспечение жилыми помещениями многодетных малоимущих семей осуществляется в соответствии с государственной программой Тверской области «Социальная поддержка и защита населения Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. № 609-пп. Мероприятие данной Программы «Приобретение жилья для многодетных семей» предусматривает предоставление бюджетных ассигнований в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 23 декабря 2008 г. № 486-па. При подготовке проекта постановления о предоставлении семье Королевой Ф.Д. как многодетной семье жилого помещения выявился факт регистрации брака с Чебатаревым Д.Ю.. В 2014 году сыну истца исполнилось 18 лет, семья истца перестала отвечать требованиям закона об обеспечении жилыми помещениями многодетных семей, исключена из списка многодетных семей.

Представитель третьего лица администрации Заволжского района г.Твери Новинская О.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что при подготовке проекта постановления о предоставлении Королевой Ф.Д. жилого помещения выявился факт регистрации брака с Чебатаревым Д.Ю.. Многодетная семья – это семья, имеющая в совеем составе трех и более человек и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. В 2014 году сыну истца исполнилось 18 лет, семья истца перестала отвечать требованиям закона об обеспечении жилыми помещениями многодетных семей, исключена из списка многодетных семей. Дальнейшее улучшение жилищных условий семьи Королевой Ф.Д. возможно на общих основаниях в соответствии со ст. 57 ЖК РФ. Лица, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях обязаны ежегодно предоставлять сведения об изменении состава семьи. Независимо от этого администрация района самостоятельно проверяет все сведения. После проверки документов истцу дан мотивированный ответ.

Представитель третьего лица МКУ «УМЖФ» Загуменкина А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц департамента архитектуры и строительства администрации г.Твери, министерства социальной защиты населения Тверской области, департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело в возникновении, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

С момента принятия компетентным органом решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений между сторонами возникают жилищные правоотношения, гражданин наделяется особым статусом и вправе рассчитывать на предоставление в будущем жилого помещения. При оспаривании гражданина решения должностного лица, органа о предоставлении жилого помещения имеет место спор о праве гражданина на предоставление ему жилого помещения и такие отношения не могут носить публичного характера. Решения компетентных органов полежат оспариванию гражданами в порядке искового производства.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент возникновения рассматриваемых правоотношений были предусмотрены ст. 29 ЖК РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининской области, утвержденные решением исполкома облсовета и президиума облсовпрофа от 05 ноября 1984 г. № 313, действовавшие на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, содержали дополнительные условия, согласно которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 6 квадратных метров; проживающие в общежитиях при отсутствии в данном населенном пункте у них или ближайших родственников (супруга, родителей, детей) пригодной для проживания жилой площади достаточного размера (п. 7).

В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

На основании ст. 36 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям.

В соответствии со ст. 6 ч. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

На основании ст. 56 ч. 1 п. 2 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Действующее жилищное законодательство не предусматривает первоочередное предоставление жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 23 апреля 2015г. №774-О, от 22 марта 2012 г. №509-О-О, от 25 февраля 2013 г. №192-О и др., конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, поскольку направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г., на получение жилых помещений по договорам социального найма, не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определения от 28 мая 2009 г. №695-О-О, от 29 сентября 2011 г. №1090-О-О и др.).

В судебном заседании установлено, что 08 июня 2004 г. Королева Ф.Д. с семьей из пяти человек принята на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в администрации Заволжского района г.Твери, включена в списки лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, как многодетная семья.

Из приложенных к заявлению о принятии на учет документов следует, что на момент обращения с заявлением семья Королевой Ф.Д. состояла из 5 человек: Королева Ф.Д., муж Королев А.Н., сын Гусев (Королев) М.А., 1996 года рождения, дочь ФИО2, 2000 года рождения, сын ФИО3, 2002 года рождения, и проживала в комнате 74 б жилой площадью 22,1 кв.м в общежитии в <адрес> в г.Твери.

26 августа 2012 г. Королев А.Н. умер.

По заявлению Королевой Ф.Д. от 15 ноября 2012 г. на основании представленных документов приказом главы администрации Заволжского района г.Твери от 26 ноября 2012 г. № 249 в учетное дело Королевой Ф.Д., проживающей по адресу: <адрес>, внесены изменения, согласно которым состав семьи очередника изменен с 5 человек на 4 человека.

19 сентября 2014 г. одному из детей Королевой Ф.Д. – Королеву М.А. исполнилось 18 лет.

Приказом главы администрации Заволжского района г.Твери от 20 января 2015 г. № 4 Королева Ф.Д. исключена из списка первоочередников в связи с тем, что дети достигли совершеннолетия. При этом Королева Ф.Д. не снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняет право на предоставление жилого помещения на основании ст. 57 ЖК РФ в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

13 января 2015 г. Королева Ф.Д. заключила брак с Чебатаревым Д.Ю.. Решением Калининского районного суда г.Твери от 29 июля 2015 г. брак, заключенный 13 января 2015 г. между Королевой Ф.Д. и Чебатаревым Д.Ю., признан недействительным (фиктивным) со дня его заключения.

На основании ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 г. № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста.

Обеспечение жилыми помещениями многодетных малоимущих семей осуществляется в соответствии с Государственной программой Тверской области «Социальная поддержка и защита населения Тверской области» на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. № 609-пп. В подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми» предусмотрены мероприятия по предоставлению субсидий на приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Администрации Тверской области от 23 декабря 2008 г. № 486-па утвержден Порядок проведения конкурсного отбора муниципальных образований Тверской области для предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях; постановлением Администрации Тверской области от 23 декабря 2008 г. № 485-па утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанным нормативным актам под малоимущими многодетными семьями понимаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (п. 3 Порядка предоставления субсидий).

Субсидии из областного бюджета Тверской области на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, включенных в перечень расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, утвержденный Правительством Тверской области (п. 4 Порядка предоставления субсидий).

Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на софинансирование данных субсидий, является Министерство социальной защиты населения Тверской области, получателями субсидии являются муниципальные образования Тверской области (п. 5 Порядка предоставления субсидий).

Общий объем субсидий местным бюджетам из областного бюджета Тверской области утверждается законом об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 6 Порядка предоставления субсидий).

28 мая 2014 г. администрацией г.Твери подана заявка в министерство социальной защиты населения Тверской области на участие в конкурсном отборе заявок муниципальных образований для софинансирования на приобретение жилых помещений малоимущим многодетным семьям, в том числе для семьи Королевой Ф.Д..

По результатам проведенного аукциона 02 декабря 2014 г. заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения – <адрес> в г.Твери. 18 декабря 2014 г. зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Тверь на указанную квартиру.

Постановлением администрации г.Твери от 20 января 2015 г. № 28 квартира принята в муниципальную казну, департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери поручено подготовить проект постановления администрации города о предоставлении квартиры малоимущей многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При подготовке проекта постановления о предоставлении жилого помещения департаментом ЖКХ и жилищной политики администрации г.Твери проведена проверка нуждаемости Королевой Ф.Д. в предоставлении жилого помещения, истребованы необходимые документы, на основании которых установлен факт регистрации 13 января 2015 г. брака Королевой Ф.Д. и Чебатарева Д.Ю. и наличие в собственности Чебатарева Д.Ю. 1/4 доли квартиры общей площадью 62,6 кв.м.

Письмом администрации г.Твери от 12 мая 2015 г. Королевой Ф.Д. предложено представить документы, подтверждающие право на получение жилого помещения как малоимущей многодетной семье, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Письмом администрации г.Твери от 11 июня 2015 г. Королевой Ф.Д. отказано в предоставлении жилого помещения в связи с заключением брака с Чебатаревым Д.Ю. и наличием у него в собственности 1/4 доли квартиры общей площадью 62,6 кв.м, а также исключением из списка многодетных семей, поскольку сыну Королевой Ф.Д. исполнилось 18 лет и семья перестала отвечать требованиям закона для обеспечения жилым помещением.

Отказ администрации г.Твери от 11 июня 2015 г. в предоставлении истцу жилого помещения суд находит обоснованным.

При решении вопроса о предоставлении жилого помещения собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда, действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления обязан проверить наличие оснований, дающих лицу, право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Предметом рассматриваемых правоотношений является предоставление жилого помещения малоимущей многодетной семье, нуждающейся в жилом помещении.

В связи с регистрацией брака изменилось семейное и имущественное положение и доход семьи Королевой Ф.Д.. Одному из детей истца исполнилось 18 лет, семья истца утратила статус многодетной семьи.

Указанные обстоятельства установлены на момент принятия администрацией г.Твери отказа в предоставлении истцу жилого помещения. Решение суда о признании брака истца недействительным (фиктивным) принято позже 29 июля 2015 г., вступило в силу 22 сентября 2015 г..

На момент рассмотрения дела семьей истца утрачен статус многодетной семьи, право на социальную поддержку от органа местного самоуправления по этому основанию, в том числе право на получение жилого помещения, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на администрацию г.Твери обязанности по предоставлению спорного жилого помещения.

Истец не снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняет право на предоставление жилого помещения на основании ст. 57 ЖК РФ в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить жилое помещение не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Королевой Ф.Д. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 к администрации г.Твери о признании незаконным отказа от 11 июня 2015 г., возложении обязанности предоставить жилое помещение – <адрес> в г.Твери, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.Н.Багаева.

2-2519/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Королева Ф.Д.
Ответчики
Администрация г.Твери
Другие
Администрация Заволжского района г. Твери
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Королева С.А.
Департамент архитектуры и строительства Администрации г. Твери
Королев Д.А.
Королев М.А.
Суд
Московский районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
moskovsky.twr.sudrf.ru
10.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2015Передача материалов судье
10.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2015Предварительное судебное заседание
22.10.2015Судебное заседание
23.11.2015Судебное заседание
14.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2016Дело оформлено
11.02.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.02.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.03.2016Судебное заседание
18.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
14.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее