Дело № 2-345/2024
УИД 32RS0022-01-2024-000315-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 07 августа 2024 года
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Белозора С.Ф.,
при секретаре Рубис Д.А.,
с участием истца – помощника прокурора Погарского района Брянской области Ооржак Д.О-о.,
представителя ответчика – Коваленко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Погарская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящего в национальный проект «Здравоохранение». В обоснование иска указывает, что по результатам проверки в ГБУЗ «Погарская ЦРБ» выявлены факты нарушения требований действующего законодательства в организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), а именно: Прирубкинский, Абаринский, Евдокольский, Бугаевский и Жигалковский фельдшерско-акушерские пункты не оснащены компьютерами и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», что лишает сотрудников ФАП своевременно вносить информацию в ЕГИСЗ. Указанные нарушения влияют на реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения», входящего в структуру национального проекта «Здравоохранение», а также нарушают права граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит обязать ГБУЗ «Погарская центральная районная больница» обеспечить Прирубкинский ФАП, Абаринский ФАП, Евдокольский ФАП, Бугаевский ФАП, Жигалковский ФАП доступом к сети «Интернет» с целью подключения к Единой государственной информационной системе здравоохранения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Погарского района Брянской области Ооржак Д.О-о. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ «Погарская ЦРБ» Коваленко С.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, просил предоставить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ГАУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В письменном заявлении на имя суда ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Как следует из статей 18,19 вышеуказанного федерального закона, каждый имеет право охрану здоровья и на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу п.16 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать предоставление информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 91.1 Федерального закона № 323-ФЗ в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Поставщиками информации в единую систему являются в том числе и медицинские организации.
Согласно п. 4.7 Паспорта Национального проекта «Здоровье», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24 декабря 2018 года, задачей Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (далее - ЕГИСЗ)» является создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений.
Единая государственная информационная система должна обеспечивать функционирование единого контура в сфере здравоохранения путем взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Моё здоровье».
Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2022 года № 140 утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, регламентирующее, в том числе, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе, порядок обмена информацией с использованием единой системы, а также обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В силу п. 2 и п. 10 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н (приложение № 15), предусмотрено, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения); ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах; оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.
Согласно Приложению № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, определен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), в котором поименованы оборудование и медтехника, оснащению которыми подлежат фельдшерско-акушерские пункты.
Таким образом, вышеуказанные положения нормативных актов предусматривают оснащение ФАПов в соответствии с указанным стандартом.
Согласно главе 6 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Погарская центральная районная больница», утвержденного директором Департамента здравоохранения Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, территориально обособленные структурные подразделения Прирубкинский, Абаринский, Евдокольский, Бугаевский и Жигалковский фельдшерско-акушерские пункты не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени ГБУЗ «Погарская ЦРБ». Ответственность за деятельность структурных подразделений несет ГБУЗ «Погарская ЦРБ».
Из материалов дела следует, что прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан. Установлено, что Прирубкинский, Абаринский, Евдокольский, Бугаевский и Жигалковский фельдшерско-акушерские пункты не оснащены компьютерами и доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что лишает сотрудников своевременно вносить информацию в ЕГИСЗ.
Данные нарушения препятствуют реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения», входящего в национальный проект «Здравоохранение», а также нарушают права граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что ненадлежащее оснащение ФАПов нарушает основополагающие принципы охраны здоровья населения, а именно приоритет охраны здоровья граждан, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, суд находит требования прокурора к ГБУЗ «Погарская ЦРБ» по обеспечению ФАПов доступом к сети «Интернет» с целью подключения к Единой государственной информационной системе здравоохранения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что указанный срок будет отвечать принципу разумности и обеспечивать соблюдение баланса сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Погарская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Погарская центральная районная больница» (ОГРН 1023200916408, ИНН 3223002247) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Прирубкинский фельдшерско-акушерский пункт, Абаринский фельдшерско-акушерский пункт, Евдокольский фельдшерско-акушерский пункт, Бугаевский фельдшерско-акушерский пункт, Жигалковский фельдшерско-акушерский пункт доступом к сети «Интернет» с целью подключения к Единой государственной информационной системе здравоохранения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Белозор
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.