Дело № 2-165/2024
УИД 04RS0003-01-2024-000276-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура 24 июня 2024 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Соболевой Н.А., при секретаре-помощнике судьи Баженовой В.Ю., с участием помощника прокурора Бичурского района Республики Бурятия Хобракова М.Б., представителя ответчика АУ РБ «Буйский лесхоз» Павлова А.А., действующего на основании Устава, представителя третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Иванова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бичурского района Республики Бурятия, в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к АУ РБ «Буйский лесхоз» о возложении обязанности обеспечить лесопожарную станцию средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бичурского района РБ, в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к АУ РБ «Буйский лесхоз» о возложении обязанности обеспечить лесопожарную станцию средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно: четырьмя единицами по типу «АГП1» - четырьмя автомобилями пассажирскими или грузопассарижскими на базе полноприводного шасси, общей массой дол 3,5 т., с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу, мотивируя требования тем, что проведена проверка готовности АУ РБ «Буйский лесхоз» к пожароопасному сезону 2024 года. Согласно паспорту национального проекта «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Постановлением Правительства Республики Бурятия 3 603 от 03.12.2014 с 01 января 2015 года создано Автономное учреждение Республики Бурятия «Буйский лесхоз». Учреждение выполняет работы по сохранению лесов, использованию лесов, их охране, в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, выполняет работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Бурятия.
Состав и оснащенность лесопожарных станций комплектуется в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 года № 167, и Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 года № 1605-р.
АУ РБ «Буйский лесхоз» относится к 2 типу лесопожарного формирования, в составе которого создано 6 групп. В силу пункта 13 Норматива лесопожарные станции должны быть оборудованы техникой по типу «АГП1», то есть автомобилем пассажирским или грузопассажирским на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5т., с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. АУ РБ «Буйский лесхоз» не надлежаще исполняет свои обязанности по укомплектованию необходимыми средствами пожаротушения.
В ходе проверки лесопожарной станции 2 типа АУ РБ «Буйский лесхоз» установлено, что при осуществлении мероприятий по тушению лесных пожаров используется грузовая и грузо-пассажирская автомобильная техника марки УАЗ №» одна единица, УАЗ «№» - три единицы, износ которой составляет 100 % для УАЗ «№» - одной единицы, УАЗ «№» - две единицы, 96,43% для УАЗ «№» - одна единица, что является недопустимым, поскольку снижает эффективность работы АУ РБ «Буйский лесхоз» по охране лесов в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, выполнению работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Бурятия и может повлечь угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, лесопожарная станция 2 типа АУ РБ Буйский лесхоз к охране и защите лесов от пожаров в пожароопасный период с 2024 году в полном объеме не укомплектована в соответствии с действующими требованиями, тем самым АУ РБ «Буйский лесхоз» допущены нарушения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, что влечет за собой несвоевременную организацию тушения очагов лесных пожаров, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, подвергает опасности жизнь и здоровье человека и гражданина, охраны окружающей среды, что не отвечает целям и задачам национального проекта «Экология».
В судебном заседании помощник прокурора Бичурского района Хобраков М.Б., действующий на основании удостоверения, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – руководитель АУ РБ «Бичурский лесхоз» Павлов А.А. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Иванов В.В. исковые требования признал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).
Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
Частью 5 ст. 51 ЛК РФ предусмотрено, что тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ч. 5).
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. «в» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пп. а п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Постановлением Правительства Республики Бурятия № 603 от 03.12.2014 с 01 января 2015 года создано Автономное учреждение Республики Бурятия «Буйский лесхоз». Учреждение выполняет работы по сохранению лесов, использованию лесов, их охране (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров), выполняет работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Бурятия.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки готовности АУ РБ "Буйский лесхоз" к пожароопасному сезону 2024 года, прокуратурой Бичурского района Республики Бурятия, установлено, что АУ РБ «Буйский лесхоз» при осуществлении мероприятий по тушению лесных пожаров используется грузовая и грузо-пассажирская автомобильная техника марки УАЗ «№» одна единица, УАЗ «№» - три единицы, износ которой составляет 100 % для УАЗ №» - одной единицы, УАЗ «№» - две единицы, 96,43% для УАЗ «№» - одна единица, что является недопустимым, поскольку снижает эффективность работы АУ РБ «Буйский лесхоз» по охране лесов в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, выполнению работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Бурятия и может повлечь угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лесопожарная станция 2 типа АУ РБ «Буйский лесхоз» к охране и защите лесов от пожаров в пожароопасный период с 2024 году в полном объеме не укомплектована в соответствии с действующими требованиями, тем самым АУ РБ «Буйский лесхоз» допущены нарушения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, что влечет за собой несвоевременную организацию тушения очагов лесных пожаров, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, подвергает опасности жизнь и здоровье человека и гражданина, охраны окружающей среды, что не отвечает целям и задачам национального проекта «Экология».
Таким образом, суд приходит к выводу, что недостаточная укомплектованность лесопожарной станции создает угрозу несвоевременной локализации и тушения лесных пожаров на территории Буйского лесничества, увеличения их площади, размера ущерба, который в результате может быть причинен лесному фонду.
Учитывая, что в ходе судебного заседания установлено, что ответчиком не в полной мере выполняются требования действующего законодательства в области обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно не обеспечено оснащение лесопожарной станции II типа, необходимой пожарной техникой предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом, нарушает права собственника леса – Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия к АУ РБ «Буйский лесхоз» удовлетворить.
Обязать Автономное учреждение Республики Бурятия «Буйский лесхоз» (ОГРН №, ИНН №) обеспечить лесопожарную станцию средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно: четырьмя единицами по типу «АГП1» - 4 (четырьмя) автомобилями пассажирскими или грузопассарижскими на базе полноприводного шасси, общей массой дол 3,5 т., с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бичурский районный суд Республики Бурятия.
Судья Бичурского районного суда
Республики Бурятия Н.А. Соболева
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2024 года.