Дело №2-1576/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2015 года г. Рязань
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Жирухин А.Н.,
при секретере Кулевой Т.В.,
с участием представителя истицы Козловой М.М. – Демина Е.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчиков (ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» и МСЗН Рязанской области) Ивановой Е.А., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Козловой Марии Михайловны к Министерству социальной защиты населения Рязанской области и Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
УСТАНОВИЛ:
Козлова М.М. обратилась в суд с иском к МСЗН Рязанской области о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида, вследствие чернобыльской катастрофы, – ФИО1.
При жизни её супруг на основании Закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (далее по тексту - ЕДК на приобретение продовольственных товаров).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в МСЗН Рязанской области с заявлением о назначении ей выплат, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Однако, МСЗН Рязанской области отказало Козловой М.М. в назначении ЕДК на приобретение продовольственных товаров, так как, по мнению ответчика, по закону истица не имеет право на указанную меру социальной поддержки.
Как указывает истица, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна была быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ По расчетам Козловой М.М., задолженность по ЕДК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила № руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области».
С учетом уточнения своих требований в ходе слушания дела, Козлова М.М. окончательно просила суд признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в назначении ей компенсации на приобретение продовольственных товаров незаконным; взыскать с МСЗН Рязанской области в свою пользу за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.; взыскивать с МСЗН Рязанской области в свою пользу за счет средств федерального бюджета бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> руб. ежемесячно, с последующей индексацией, установленной законом.
В судебное заседание истица Козлова М.М. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в связи с чем суд на основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным провести судебное разбирательство в отсутствие истицы по имеющимся в деле доказательства и материалам.
Представитель истицы по доверенности Демин Е.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме по тем же основаниям, дополнительно указывая на то, что, по его мнению, размер ЕДК на приобретение продовольственных товаров, который должен был быть назначен Козловой М.М. после её обращения в органы социальной защиты в ДД.ММ.ГГГГ, с учетом применения для его расчета индекса роста прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ гг., должен составлять <данные изъяты> руб. ежемесячно, а не <данные изъяты> руб., как то предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1189 от 19.03.2013 г. При этом положения Постановления Правительства РФ № 847 от 27.12.2004 г., установившие Правила индексации в ДД.ММ.ГГГГ году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, не должны учитываться правоприминителями, поскольку вступают в противоречие с положениями ст.ст. 3, 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г.).
Представитель ответчиков по доверенностям Иванова Е.А. иск не признала, указав, что не оспаривает факт того, что истица является вдовой умершего инвалида, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – ФИО1, который при жизни имел право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, установленное п.13 ч.1 ст.14 указанного Закона право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров гарантируется только самим инвалидам, а также проживающим с ним детям, не достигшим 14-летнего возраста. Вдовы умерших инвалидов к кругу лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, не относятся. Помимо этого, поскольку факт обращения за назначением ЕДК имел место в ДД.ММ.ГГГГ, то в случае назначения истице спорной компенсации её размер за ДД.ММ.ГГГГ год должен составлять – <данные изъяты> руб. ежемесячно, за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб. ежемесячно. Общая задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно должна составить – <данные изъяты> руб.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд считает иск обоснованным, но подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
На основании п. 13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
Указанная мера социальной поддержки также распространяется на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье (ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
На основании пп. 2, 3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 года №751), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации) с приложением к нему определенных документов, подтверждающих право на получение компенсации.
Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления (пункт 6 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", исходя из уровня инфляции на 2014 год размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен в сумме 740.66 руб.
На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 N 1411 размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров проиндексирован и составил на 2015 год – 781.4 руб.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в МСЗН Рязанской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предоставив документы, подтверждающие, что она является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Как следует из имеющегося в материалах дела решения экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов № от ДД.ММ.ГГГГ г., причина смерти ФИО1 связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
ФИО1 при жизни являлся инвалидом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имел право на меры социальной защиты, предусмотренные ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную п.13 ч.1 ст.14 указанного Закона, что сторонами не оспаривалось и подтверждается представленными в дело удостоверением серии А № 028383, а также справкой об инвалидности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании вступившего в законную силу решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения Козловой М.М. на иждивении ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением МСЗН Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ за № истице отказано в назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Давая правовую оценку аргументам ответчика, изложенным в решении об отказе в назначении ЕДК, суд считает позицию Министерства не основанной на законе, по следующим причинам:
Положениями п. 13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 был определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной данной нормой Закона, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие Чернобыльской катастрофы при их жизни.
В целях реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым определены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не были включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.
Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 г. N 751 в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом суд отмечает, что понятие "семьи" в контексте рассматриваемых правоотношений включает в себя не только детей, но и таких членов как жену, а равно и вдову.
Так положениями ст. 2 СК РФ предусмотрено, что членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Федеральный закон от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" дает в статье 1 более широкое толкование рассматриваемого понятия, а именно, что "семья" - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Одновременно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к убеждению, что в любом из рассматриваемых нормативно-правовых актов к членам семьи причислен супруг либо супруга.
При таком положении доводы стороны ответчика о неравнозначности понятия супруги, а в рассматриваемом контексте вдовы, и семьи, либо члена семьи несостоятелен и направлен на неверное толкование действующего социального законодательства.
При указанных обстоятельствах, каких-либо правовых оснований для отказа в назначении ЕДК на приобретение продовольственных товаров Козловой М.М. суд не усматривает.
Следовательно, решение МСЗН Рязанской области об отказе в назначении ЕДК на приобретение продовольственных товаров Козловой М.М. является незаконным, а за истицей следует признать право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, как вдовы инвалида, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Суд также отмечает, что распоряжением Правительства Рязанской области № 468-Р от 09.10.2014 г. создано ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», основной целью которого является предоставление государственных услуг в сфере социальной поддержки населения на территории Рязанской области.
Одновременно на основании Постановления Правительства Рязанской области от 19.11.2014 N 337, вступившего в законную силу 01.01.2015 г., внесены изменения в Положение «О министерстве социальной защиты населения Рязанской области»; изменен перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, находящимися в ведении МСЗН Рязанской области.
Согласно пп. 41 п. 2.1 Устава ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерства социальной защиты населения Рязанской области, в перечень основных видов деятельности, осуществляемых учреждением в сфере социальной защиты населения включено предоставление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (за исключением выплаты).
Таким образом, поскольку в настоящее время полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за счет средств федерального бюджета (за исключением их выплаты), переданы в ведение ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», а выплата спорной компенсации неизбежно связана с вопросами её назначения Управлением, суд полагает, что наряду с МСЗН Рязанской области ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» также является надлежащим ответчиком в рамках заявленного спора.
Определяя дату, с которой необходимо произвести назначение спорной выплаты, суд исходит из положений п. 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлено, что выплата уполномоченными органами должна производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Как указано выше, Козлова М.М. заявление на выплату именно ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров представила в органы социальной защиты населения по месту жительства лишь ДД.ММ.ГГГГ г.
Следовательно, право истицы на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло только с ДД.ММ.ГГГГ года.
Определяя размер задолженности по ЕДК на приобретение продовольственных товаров, суд отвергает расчет, представленный в дело стороной истицы, поскольку указанная задолженность за исследуемый период рассчитана Козловой М.М. неверно.
Как пояснил в судебном заседании представитель истицы Демин Е.А., принимая за основу расчета задолженности за ДД.ММ.ГГГГ года размер ЕДК, равный <данные изъяты> руб., а за ДД.ММ.ГГГГ года – равный <данные изъяты> руб., истица производила исчисление размера ЕДК с учетом индекса роста величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ гг., а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. – с учетом индекса инфляции.
Между тем, на дату обращения истицы в органы социальной защиты с заявлением о назначении спорной компенсации, на основании Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1189 размер ЕДК на приобретение продовольственных товаров, с учетом его индексации на ДД.ММ.ГГГГ год, составил - <данные изъяты> руб., а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, в силу Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 N 1411, - <данные изъяты> руб.
Аргументы стороны истицы о необходимости расчета ЕДК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, исходя из роста величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., а в последующем, исходя из уровня инфляции за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., судом проверены и признаются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права. К указанному выводу суд приходит, исходя из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Частью первой статьи 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (в ред. от 24.11.1995), гарантирована ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 22).
Согласно части 3 статьи 5 Закона (в ред. от 24.11.1995) компенсации подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в статью 14 Закона были внесены изменения, и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров установлена в размере 300 рублей.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, согласно которым компенсации и иные выплаты гражданам подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, размеры компенсационных выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации, своими постановлениями, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. Федерального закона от 10.11.2004 N 136-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на ДД.ММ.ГГГГ г. был утвержден в размере 10 процентов.
В соответствии с вышеуказанными законодательными актами Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 Правил определено, что компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (за исключением ежемесячных компенсаций, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 указанного Закона), индексируются с 29 мая 2004 г. с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложениям N N 1 и 2.
В приложении N 1 к Правилам приведены размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие индексации с 29 мая 2004 г.
Пункт 1 приложения N 1 не устанавливает самостоятельного правового регулирования. Размер компенсации, определенный пунктом 1 приложения N 1, представляет собой установленный федеральным законом базовый размер компенсации 300 руб. с применением коэффициента 1,1%, определенного в соответствии с индексом инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Таким образом, данным Постановлением Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на 2004 финансовый год в размере 10% и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Из этого следует, что на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. N 879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановления (в т.ч. N 847 от 29.12.2004), устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.
Ссылки стороны истицы на несоответствие указанного Постановления Правительства РФ пункту 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 мая 2004 г.), не могут быть приняты во внимание судом, поскольку названные выше правовые нормы не действуют, утратили силу до принятия указанного нормативного правового акта.
Следовательно, не могут быть признаны обоснованными и доводы стороны истицы о том, что Правительством РФ неправомерно рассчитаны компенсации за 2004 год без учета индексов роста величины прожиточного минимума в 2001, 2002 и 2003 годах.
Закон РФ от 26 апреля 2004 г., наделивший Правительство РФ такими полномочиями, вступил в силу 29 мая 2004 г., и только с этого времени Правительство РФ вправе определять порядок индексации.
И, коль скоро указанный Закон не предусматривает придания обратной силы новому порядку индексации ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров, а право на получение спорной компенсации и обращение Козловой М.М. в органы социальной защиты населения за её назначением имело место быть в период действия новой редакции статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1189, то назначение ЕДК на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ года в размере, заявленном истицей, не соответствует требованиям действующего социального законодательства.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года №35, задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также задолженность по указанным платежам, образовавшаяся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, является основанием для взыскания данных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики.
На основании п. I.2 Постановления Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен", индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
При таких условиях суд, не выходя за пределы исковых требований, полает возможным при расчете задолженности по ЕДК на приобретение продовольственных товаров применить сводный индекс роста потребительских цен на территории Рязанской области за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, данные о котором содержатся в представленных истицей в судебное заседание справках ТО Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
Таким образом, задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров истице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на сводный индекс роста потребительских цен, рассчитанных органом статистики Рязанской области, оставляет <данные изъяты> руб. Расчет произведен судом следующим образом:
Период индексации |
Сумма на начало периода |
Выплачивалось фактически |
Разница (задолженность) |
Сводный индекс роста потребительских цен |
ИТОГО |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>. |
Одновременно суд полагает, что на основании положений ст.ст. 5, 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, п.п. 2,5,6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, п.п 1, 2 Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 N 1411, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 781.4 руб. должна взыскиваться ежемесячно с МСЗН Рязанской области в пользу Козловой М.М. с последующей индексацией указанной выплаты в установленном законом порядке.
При этом, руководствуясь п. 2 Постановления Правительства РФ № 907 от 31.12.2004 г., суд считает, что как единовременное взыскание задолженности по ЕДК на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> руб., так и последующее взыскание ежемесячных выплат в размере <данные изъяты> руб., следует производить за счет средств федерального бюджета.
При таких условиях исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 ГПК РФ.
Положениями ст.ст. 88, 94 ГПК РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, судом могут быть отнесены любые признанные необходимыми расходы.
Судом установлено, что истицей Козловой М.М. в связи с обращением в суд за восстановлением своего нарушенного права оплачены услуги по оформлению нотариальной доверенности в сумме 700 руб., что подтверждается представленной в дело доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием взысканных нотариусом по тарифу сумм.
Вопреки доводам представителя ответчиков, данные расходы суд, руководствуясь положениями ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, признает необходимыми издержками, связанными с рассмотрением дела, поскольку реализация истицей предусмотренного ст.ст. 48, 53, 54 ГПК РФ права на ведение гражданского дела через представителя с делегированием последнему всего комплекса процессуальных правомочий, предусмотренных ст. 53 ГПК РФ, была бы невозможна без оформления в установленном законом порядке нотариальной доверенности на имя Демина Е.А.
В этой связи суд полагает, что с проигравшей стороны подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг по составлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> руб.
При этом суд, руководствуясь принципом дизпозитивности сторон, считает возможным произвести взыскание данных судебных расходов с ответчика МСЗН Рязанской области, поскольку нарушение прав истицы на своевременное получение спорной компенсации изначально было обусловлено неправомерными действиями Министерства, незаконно отказавшего Козловой М.М. в назначении указанной выплаты. Данные незаконные действия ответчика и послужили причиной обращения истицы в суд за восстановлением своего нарушенного права и, соответственно, несения ею судебных расходов в заявленной сумме.
По мнению суда, вновь созданное ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», будучи обязанным в силу закона разрешать вопросы о назначении ЕДК на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ г., не должно нести бремя по оплате судебных издержек, возникших вследствие неправомерного отказа в назначении спорной компенсации со стороны МСЗН Рязанской области.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козловой Марии Михайловны к Министерству социальной защиты населения Рязанской области и Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, - удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Козловой Марии Михайловне компенсации на приобретение продовольственных товаров, – незаконным.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Козловой Марии Михайловны за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом индексации в сумме <данные изъяты>.
Взыскивать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Козловой Марии Михайловны за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Козловой Марии Михайловны судебные расходы по оплате услуг за составление нотариальной доверенности в размере 700 (семьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.Н. Жирухин