Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Абакан
дело № 3а-180/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серика Сергея Викторовича об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия 9 сентября 2018 г. от 3 августа 2018 г. № 64/421-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Довбня Дениса Валерьевича»,
У С Т А Н О В И Л:
Серик С.В. 13 августа 2018 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия 9 сентября 2018 г. (далее – ТИК г. Черногорска) от 3 августа 2018 г. № 64/421-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Довбня Дениса Валерьевича». Ссылаясь на положения статей 24 - 26, 33, 38, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), статей 31, 36 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» указал, что Довбней Д.В. представлены 6 подписных листов с 27 подписями избирателей, которые должны быть признаны недействительными, так как сбор данных подписей осуществлялся лицом, сведения о котором и подпись не внесены в нотариально заверенный список сборщиков подписей. Кроме того, Довбней Д.В. не был представлен протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.
В судебном заседании представитель административного истца Корнев Е.И., действующий на основании доверенности от 10 августа 2018 г., требования подержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно указал, что Довбней Д.В. не было представлено в ТИК г. Черногорска уведомление об отсутствии счетов и вкладов в иностранных банках, что также является основанием для признания незаконным и отмены постановления о регистрации его в качестве кандидата.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва председатель Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска Тамонин Ю.Г. полагал, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Заинтересованное лицо Довбня Д.В. пояснил, что нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ при подаче документов в ТИК г. Черногорска для регистрации в качестве кандидата им допущено не было. Все требуемые документы им были сданы полностью. В силу пункта 1.4 Приложения к выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 июля 2013 г. № 180-1-6 «О разъяснениях по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов» избирательная комиссия не позднее, чем за 3 дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, обязана известить кандидата о недостатках в оформлении документов. Не позднее, чем за день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Отсутствие уведомления кандидата лишает избирательную комиссию права принять решение об отказе в регистрации кандидата. ТИК г. Черногорска не извещала Довбня Д.В. о недостатках, допущенных при оформлении документов либо об отсутствии требуемых документов. Кроме того, сведения о недостатках в представленных документах получены административным истцом с нарушением требований Федерального закона «О персональных данных», что влечет невозможность их использования в качестве доказательств по делу. Также полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд. Просил в удовлетворении требований административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии «Партия Малого Бизнеса России» в Республике Хакасия, председатель регионального политического совета регионального отделения Политической партии «Партия Малого Бизнеса России» в Республике Хакасия Мицуков Д.А. поддержал доводы заинтересованного лица Довбня Д.В.
Административный истец Серик С.В., извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Прокурор Тулина О.Е. в заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу частей 2, 10, 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 года № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 06 июня 2018 г. № 52/365-7 на Территориальную избирательную комиссию города Черногорска возложены обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Черногорска от 1 августа 2018 г. № 63/415-4 Серик С.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
По тому же избирательному округу постановлением Территориальной избирательной комиссии города Черногорска от 3 августа 2018 г. № 64/421-4 кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва зарегистрирован Довбня Д.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии «Партия Малого Бизнеса России» в Республике Хакасия.
В соответствии с частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В силу части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2018 г. по делу № АКПИ17-1019, в целях определения момента подачи документов в электронной форме, по общему правилу, принимаются во внимание дата и время информационной системы, а не дата и время часовой зоны, в которой находится суд - адресат направляемого обращения.
Административное исковое заявление в форме электронного документа направлено в суд представителем Серика С.В. Корневым Е.И. 13 августа 2018 г. в 21:54:32 (МСК), что подтверждается квитанцией об отправке от 13 августа 2018 г. № 19OS0000-101-18-0000008 и протоколом проверки электронной подписи от 13 августа 2018 г.
Таким образом, срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, являющегося органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и Законом Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 5 части 2 статьи 37 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ.
Из пояснений председателя ТИК г. Черногорска Тамонина Ю.Г. следует, что Довбня Д.В. письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, не предоставлялось.
Доводы Довбня Д.В. о том, что им направлялось такое уведомление в ТИК г. Черногорска, не наши своего подтверждения. В представленных ТИК г. Черногорска документах, послуживших основанием для регистрации кандидата, уведомление об отсутствии у кандидата счетов (вкладов), денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, отсутствует.
Подтверждение получения ТИК г. Черногорска от Довбня Д.В. документов, представленных 15 июля 2018 г. для уведомления о выдвижении кандидата на выборах в Верховный Совет Республики Хакасия седьмого созыва, также не содержит сведений о предоставлении такого уведомления.
Согласно подпункту «в.2» пункта 24 статьи 38 основаниями для отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В силу части 13 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия.
Пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67 предусмотрено, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов).
Кандидатом Довбней Д.В. в ТИК г. Черногорска в составе документов для регистрации был представлен список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в котором отсутствовали сведения о сборщике подписей ФИО1, что подтверждается пояснениями представителя ТИК г. Черногорска и подтверждением получения документов для регистрации кандидата от 30 июля 2018 г.
Список лиц, осуществлявших сбор подписей, содержащий сведения о сборщике подписей ФИО1, был представлен в ТИК г. Черногорска не ранее 31 июля 2018 г., когда он был заверен нотариально.
Таким образом, Довбней Д.В. после принятия документов ТИК г. Черногорска для регистрации кандидата был представлен дополнительный документ о лице, осуществлявшем сбор подписей, что противоречит требованиям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом).
Поскольку список лиц, осуществлявших сбор подписей, содержащий сведения о сборщике подписей ФИО1, был представлен в ТИК г. Черногорска с нарушением установленного порядка, он не мог учитываться при проверке подписных листов, а все подписные листы с подписями 27 избирателей в поддержку выдвижения кандидата подлежали признанию недействительными.
Приложением № 3 к постановлению Избирательной комиссии Республики Хакасия от 1 июня 2018 г. № 51/359-7 установлено, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 15 необходимо представить в избирательную комиссию 504 подписи избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
ТИК г. Черногорска недействительными были признаны 7 подписей избирателей из 537 подписей, представленных Довбней Д.В. В число указанных 7 подписей не вошли подписи, собранные сборщиком ФИО1, что следует из пояснений представителя ТИК г. Черногорска и представленных ведомостей проверки подписных листов.
Поскольку 27 подписей избирателей, собранных сборщиком ФИО1 являются недействительными, Довбней Д.В. в ТИК г. Черногорска представлены 503 достоверных подписи избирателей при необходимых для регистрации 504 подписей, что является основанием для отказа в регистрации кандидата по подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Кроме того в нарушение части 13 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ Довбней Д.В. не был представлен в ТИК г. Черногорска протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, что подтверждается подтверждением получения документов для регистрации кандидата от 30 июля 2018 г. В представленных суду документах, послуживших основанием для регистрации кандидата, указанный протокол отсутствует.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Ссылки заинтересованного лица Довбня Д.В. на нарушение административным истцом Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не имеют значения для дела, поскольку необходимые доказательства по делу получены от ТИК г. Черногорска в ходе судебного разбирательства в соответствии с требованиями главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы заинтересованного лица Довбня Д.В. об обязанности ТИК г. Черногорска указать на допущенные нарушения до заседания избирательной комиссии и отсутствии оснований для отказа в регистрации, со ссылкой на пункт 1.4 Приложения к выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 июля 2013 г. № 180-1-6, основаны на неправильном толковании норм права.
Вышеуказанные нарушения не свидетельствуют о законности оспариваемого постановления ТИК г. Черногорска.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку постановление Территориальной избирательной комиссии города Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия от 3 августа 2018 г. № 64/422-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Симаковой Анны Владимировны» принято с нарушением требований действующего законодательства, что нарушает права зарегистрированного в установленном порядке по одномандатному избирательному округу № 16 кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия Лукьянова С.В., требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия 9 сентября 2018 г. от 3 августа 2018 г. № 64/421-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Довбня Дениса Валерьевича».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Вениченко О.В.
В мотивированной форме решение составлено 20 августа 2018 г.