Решение по делу № 2-184/2024 (2-5512/2023;) от 15.08.2023

Дело № 2-184/2024                     14 февраля 2024 года

29RS0014-01-2023-004631-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Архангельск» о понуждении создать маневренный жилищный фонд,

установил:

заместитель прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) о понуждении в срок до 01 июля 2024 года создать маневренный жилищный фонд для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обеспечить наличие в собственности Администрации не менее четырех жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649.

В обоснование иска указано, что прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства выявлены нарушения, допущенные Администрацией. Установлено, что Администрацией жилые помещения маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждающимися в них гражданам не предоставляются в связи с отсутствием в собственности Администрации жилых помещений, соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. 19 мая 2023 года заместителем прокурора города Архангельска в адрес главы Администрации внесено представление по данным фактам, в ответ на которое Администрацией сообщено, что в настоящее время ответчиком прорабатывается вопрос по изысканию помещений для их дальнейшего переоборудования с учетом потребностей инвалидов. Однако нарушения до настоящего времени не устранены, что послужило причиной обращения в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель истца, представители третьих лиц в судебном заседании не участвовали, о судебном заседании извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, директору департамента городского хозяйства Администрации и уполномоченному по правам человека в Архангельской области поступали обращения инвалидов Необердину С.Н., Дюрягиной И.А., Шевелева Е.А., Зыковой Т.В. о предоставлении жилых помещений с учетом потребностей инвалидов.

В настоящее время Шевелеву Е.А. и Зыковой Т.В. предоставлены помещения маневренного фонда, на исполнении в Администрации также находится решение суда о предоставлении Необердину С.Н. жилого помещения с учетом потребностей инвалида.

Прокуратурой города Архангельска в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что Администрацией жилые помещения маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающимся в них гражданам, не предоставляются в связи с отсутствием в собственности Администрации жилых помещений, соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

19 мая 2023 года заместителем прокурора города Архангельска в адрес главы Администрации внесено представление по данным фактам, в ответ на которое Администрацией сообщено, что в настоящее время ответчиком прорабатывается вопрос по изысканию помещений для их дальнейшего переоборудования с учетом потребностей инвалидов.

Ответчиком в материалы дела представлены экспертные заключения, подтверждающие экономическую нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно пункту 3 части 2 и пункту 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Из жилых помещений муниципального жилищного фонда формируется, в том числе, специализированный жилищный фонд.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в части 1 статьи 92 ЖК РФ. Согласно положениям данной нормы к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Буквальное толкование части 1 статьи 92 ЖК РФ позволяет говорить о том, что жилые помещения маневренного жилищного фонда для инвалидов не являются самостоятельным видом жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 областного закона от 29 ноября 2005 года <№> «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» (далее - областной закон <№>) для обеспечения инвалидов специально оборудованными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде может осуществляться строительство зданий индивидуальной планировки с комплексом социально-бытового обслуживания или реконструкция имеющихся жилых помещений.

При наличии жилых помещений маневренного фонда, которые соответствуют требованиям Правил доступности для инвалидов, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - ОМСУ) вправе предоставлять жилые помещения по договорам найма жилых помещений маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующими применения кресел-колясок (далее - инвалиды), постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования Архангельской области, жилые помещения которых признаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, непригодными для проживания инвалида. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке, установленном решениями представительных органов муниципальных образований Архангельской области, и на условиях, которые установлены федеральным законодательством и договорами найма жилых помещений маневренного фонда (пункты 2 и 3 статьи 5 областного закона <№>).

Решением Архангельской городской Думы от 26.10.2022 <№> утвержден Порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарат (далее – Порядок).

В силу п.1 данного Порядка право на предоставление специально оборудованного жилого помещения маневренного фонда имеют инвалиды, соответствующие одновременно следующим условиям: постоянное проживание на территории городского округа "Город Архангельск"; установленная инвалидность по причине заболевания опорно-двигательного аппарата, требующая применения кресел-колясок; являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и проживающие в жилых помещениях на территории городского округа "Город Архангельск", которые признаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, непригодными для проживания инвалида.

Решение об обеспечении инвалида специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда принимается Администрацией городского округа "Город Архангельск" при наличии жилых помещений маневренного фонда в муниципальном специализированном жилищном фонде городского округа "Город Архангельск", соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, требующих применения кресел-колясок, а также по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2 данного раздела, и проверки содержащихся в них сведений (п.4 Порядка).

Согласно п.5 Порядка решение об отказе в обеспечении инвалида специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда принимается по следующим основаниям: отсутствие в специализированном жилищном фонде городского округа "Город Архангельск" жилого помещения, соответствующего требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида; непредоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 настоящего раздела; недостоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2 настоящего раздела; предоставление документов, не подтверждающих право на обеспечение специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда; поступление обращения по вопросу обеспечения инвалида специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда от доверенных лиц, не уполномоченных на совершение указанных действий; поступление в Администрацию городского округа "Город Архангельск" личного заявления инвалида или его законного представителя об отказе от обеспечения специально оборудованным жилым помещениям маневренного фонда; отсутствие у инвалида права на предоставление ему специально оборудованного жилого помещения маневренного фонда, исходя из условий, указанных в пункте 1 настоящего раздела.

Таким образом, положениями данных норм не закреплена обязанность органа местного самоуправления формировать маневренный жилищный фонд для инвалидов, а предусмотрено право при наличии жилых помещений маневренного фонда, соответствующих требованиям Порядка, предоставлять такие жилые помещения инвалидам по договорам найма жилых помещений маневренного фонда в порядке и на условиях, которые определяются органом местного самоуправления самостоятельно.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что жилые помещения маневренного фонда, соответствующие требованиям Правил доступности для инвалидов, у ответчика в настоящее время отсутствуют, однако проводится работа по подбору жилых помещений муниципального жилищного фонда для дальнейшего переоборудования их в соответствии с требованиями Правил доступности для инвалидов, которая в настоящее время не дала результатов в связи с отсутствием необходимого финансирования.

Таким образом, учитывая отсутствие законодательно закрепленной обязанности по созданию Администрацией маневренного жилищного фонда для инвалидов, требования истца о понуждение ответчика к осуществлению данных действий не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН <№>) о понуждении создать маневренный жилищный фонд отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий                                 А.А. Жданова

2-184/2024 (2-5512/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора г.Архангельска
Ответчики
Администрация ГО "Город Архангельск"
Другие
Правительство Архангельской области
Департамент городского хозяйства Администрации ГО "Город Архангельск"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Подготовка дела (собеседование)
21.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее