Дело № 2-896/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г. П.,
при секретаре Титовой Е. Д.,
а так же с участием представителя Псковской таможни, по доверенности Голубевой Д.М., ответчика Григорьева Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковской таможни к Григорьеву Ю.И. о взыскании таможенных платежей,
установил:
Псковская таможня обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что <дата> Григорьев Ю.И. на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни временно на срок до <дата> ввез транспортное средство - автомобиль <...>.
<дата> Григорьев Ю.И. на таможенную территорию Таможенного союза через указанный таможенный пост вновь временно на срок до <дата> ввез транспортное средство - автомобиль <...>.
В установленные сроки названные транспортные средства с таможенной территории вывезены не были, в настоящий момент находятся на территории РФ.
В связи с этим, в адрес Григорьева Ю.И. неоднократно направлялись требования об уплате таможенных платежей, которые до настоящего времени не исполнены.
Истец просит взыскать с Григорьева Ю.И. таможенные платежи в размере <...> пени в размере <...>
В судебном заседании представитель Псковской таможни Голубева Д.М., исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Григорьев Ю.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что ввезенные им автомобили были старыми и приобретены за незначительную сумму. Он намерен был вывезти указанные автомобили обратно, однако по независящим от него обстоятельствам автомобили были разукомплектованы, с них похищены различные элементы, в результате чего автомобили пришлось утилизировать. Кроме того, в настоящее время он является пенсионером и его материальное положение не позволяет ему уплатить заявленную истцом сумму.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Григорьевым Ю.И. на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни временно был осуществлен ввоз транспортного средства - автомобиля <...>.
Срок временного ввоза был установлен до <дата>
<дата> Григорьев Ю.И. вновь на таможенную территорию Таможенного союза через указанный таможенный пост временно ввез транспортное средство - автомобиль <...>.
Срок временного ввоза на автомобиль был установлен до <дата>
В установленные сроки названные транспортные средства с таможенной территории вывезены не были, в настоящий момент находятся на территории РФ.
В связи с этим, Григорьев Ю.И. неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, как не вывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза (л.д. 18-27)
Указанные обстоятельства являются основанием для уплаты таможенных пошлин, пени, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Статьей 352 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза (пункт 3).
Кроме того, порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В силу ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 5).
Согласно пункту 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом в соответствии с п.п. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
Анализ указанных норм права свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.
Из вышеприведенных норм следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза. В случае, если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения.
Таким образом, нарушение сроков временного ввоза, установленных таможенным органом, влечет за собой необходимость уплаты таможенных платежей.
На основании п. 3 ст. 150 Федерального Закона от 27 ноября 2010 г. № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в адрес Григорьева Ю.И. неоднократно направлялись требования об уплате таможенных платежей, пени, которые до настоящего времени не исполнены (л.д.7-9)
Таким образом, требования о взыскании с Григорьева Ю.И. таможенных платежей в размере <...> и пени в размере <...> являются обоснованными.
Возражения Григорьева Ю.И. о том, что ввезенные автомобили были старыми и поэтому, один из автомобилей пришел в негодность, а другой был разукомплектован, некоторые части которого были похищены неустановленными лицами, суд не принимает, по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Аналогичные правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены и в статье 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г. Так, в пункте 3 статьи 14 названной Конвенции предусмотрено, что действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В этом случае лицо, пользующееся льготами, связанными с временным ввозом, будет освобождено от уплаты ввозных пошлин и сборов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Григорьев Ю.И. на такие обстоятельства не ссылался, ветхость и неисправность ввезенных автомобилей сами по себе не могут быть признаны непреодолимыми препятствиями для надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Доводы ответчика об освобождении его от уплаты таможенных платежей в связи с привлечением к административной ответственности суд так же находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 152 ч. 18 ФЗ №311-ФЗ от 27. 11. 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику таможенных пошлин независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Ссылка ответчика на тяжелое материальное положение и пенсионный возраст не имеет юридического значения, поскольку в силу действующего законодательства не является основанием для освобождения декларанта от уплаты таможенных платежей.
Размер взыскиваемой суммы таможенных платежей и пени установлен на основании имеющихся в материалах дела документов, представленных истцом, и расчетов, произведенных в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а именно, в соответствии с Приложением № 5 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
По правилам ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. - 5 200 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 руб.
Таким образом, сумма госпошлины, подлежащая взысканию с Григорьева Ю.И., составляет <...>.
Оценивая все добытые по делу доказательства в их совокупности, суд, находит иск Псковской таможни подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Псковской таможни удовлетворить.
Взыскать с Григорьева Ю.И. таможенные платежи в размере <...> пени <...> всего <...>
Взыскать с Григорьева Ю.И. в доход бюджета муниципального образования город Брянск госпошлину в размере <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фокинский районный суд г. Брянска.
Председательствующий: Г.П. Маковеева