Судья ФИО3
Дело №
УИД 05RS0№-90
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2023 года, № 33-9086/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Минтемировой З.А.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илдаровой Фирузы Магомедовны к Отделению Социального фонда России по Республике Дагестан о признании незаконным решение об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в льготный стаж периоды работы в ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с 02.09.1993 по 27.05.1997 в должности медицинской сестры, с 15.12.1999 по 09.01.2004 в должности медицинской сестры-лаборантки, назначить пенсию со дня обращения
по апелляционной жалобе заместителя управляющего ОСФР по РД Гасанова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 5 апреля 2023г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя ОСФР по РД Касимова З.М., просившего отменить решение суда, возражения истца Илдаровой Ф.М., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Илдарова Ф.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по РД о признании незаконным решение ОСФР по Советскому району г. Махачкалы от 24.11.2022 об отказе в назначении пенсии, включении в льготный стаж периоды работы в ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры, в общий медицинский стаж период работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры-лаборантки, обязать назначить пенсию со дня обращения – <дата>.
В обоснование иска указала, что по достижении необходимых условий для назначения пенсии на льготных основаниях (как медицинскому работнику) обратилась в ОСФР по <адрес> г. Махачкалы за назначением пенсии, приложив к заявлению все необходимые документы.
Решением ОСФР по <адрес> г. Махачкалы от <дата> в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа. При этом в специальный медицинский стаж не были включены периоды работы в ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры и период работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры-лаборантки. С указанным отказом истица не согласна, поскольку при правильном зачёте медицинского стажа у неё имеются все необходимые условия для назначения пенсии в льготном порядке как медицинскому работнику, выработавшему необходимый специальный стаж.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к ГУ ОПФР по РД удовлетворить частично.
Обязать ГУ СФР по РД включить в специальный медицинский стаж ФИО1, подлежащий учёту по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы медицинской сестрой ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
Признать незаконным решение ОПФР по <адрес> г. Махачкалы от <дата> об отказе в назначении ФИО1 пенсии на льготных основаниях по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать ГУ СФР по РД назначить истице ФИО1 пенсию на льготных основаниях по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения – <дата>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать».
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОСФР по РД ФИО7, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в обоснование решения об отказе в назначении истцу пенсии, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ФИО8 <дата> обратилась в территориальный пенсионный орган – ОСФР по <адрес> г. Махачкалы за назначением пенсии в льготном порядке как медицинскому работнику на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по <адрес> г. Махачкалы в назначении пенсии было отказано, поскольку истицей не выработан необходимый медицинский стаж. При этом период работы истицы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» исчислен не льготном порядке, поскольку в уточняющей справке о работе отсутствуют сведения о контакте с больными.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Вместе с тем, действующее пенсионное законодательство предусматривает случаи назначения пенсии досрочно в связи с выработкой специального стажа и иных предусмотренных законом случаях.
Так, в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа на определенных должностях и в определенных профессиях.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на <дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Таким образом, истице для приобретения основания назначения пенсии в льготном порядке по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», прежде всего, необходим специальный стаж в размере не менее 10 лет.
Из обжалуемого решения ОСФР по <адрес> г. Махачкалы от <дата> следует, что в специальный стаж истицы включены 3 периода работы:
1) с <дата> по <дата>;
2) с <дата> по <дата>;
3) с <дата> по <дата>,
что составляет 8 лет, 3 месяца и 10 дней.
Таким образом, для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истице не хватает 1 года, 8 месяцев и 21 дня.
Согласно решения ОСФР по <адрес> г.Махачкалы от <дата> усматривается, что спорным периодом стажа является период с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер».
Подсчет и подтверждение стажа заявителя производится территориальным пенсионным органом в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №.
В соответствии с п. 10 Правил, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Сам факт работы ФИО1 в должности медицинской сестры ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» в указанный период ответчиком не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу Постановления Правительства РФ от <дата> № при исчислении льготного стажа применяются, в том числе Список 1 и Список 2, утверждённые Постановление ФИО2 от <дата> №.
В Разделе XXIV (учреждения здравоохранения и социального обеспечения) Списка 2, утверждённого Постановление ФИО2 от <дата> №, входит подраздел 22600000-1754б – работники, непосредственно обслуживающие больных, куда входят должности по коду 2260000в – младший и средний медицинский персонал в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.
Вопрос наименования должности и самого лечебного учреждения не являлись спорными, таковым являлся характер работы.
Как следует из приведённой выше позиции Списка 2, необходимым условиям отнесения стажа к специальному является непосредственное обслуживание больных.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение специального стажа истицей представлены в суд две справки уточняющие особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе. Обе указанные справки касаются работы ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер».
Согласно основной справке, выданной непосредственно ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», истица в данном медицинском учреждении работала на полную ставку в период с <дата> по <дата> (с предоставление отпуска без сохранения заработной платы на период с <дата> по <дата>).
В справке, уточняющей характер работы отдельно указано, что истица работала в должности медицинской сестры 9 женского отделения на 1,0 ставки в непосредственном контакте с психоневрологическими больными в особых условиях труда.
При этом документация о трудовом стаже истицы в более ранний период работы ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», то есть в спорный период с <дата> по <дата> передана в архив, в связи с чем справка, уточняющая характер работы в отношении данного стажа истицы выдана не ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», а Республиканским медицинским информационно-аналитическим центром.
Этой справкой подтверждается факт работы ФИО1 с <дата> по <дата> медицинской сестрой 9 отделения, но не указаны сведения о непосредственном контакте с психоневрологическими больными. В этой же справке указан период отпуска без сохранения заработной платы, не подлежащий включению в специальный стаж – с <дата> по <дата>.
Кроме того, истицей представлены должностные обязанности палатной (дежурной) медицинской сестры, в которые входит, среди прочего, осуществление ухода за больными.
С учётом подтверждения факта контакта непосредственно с психоневрологическими больными при работе в этом же отделении этого же учреждения, то есть неизменности характера работы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что период работы истицы медицинской сестрой ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с <дата> по <дата> (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>) подлежит включению в её специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Во второй спорный период работы с <дата> по <дата> ФИО8 работала в должности медицинской сестры-лаборантки Республиканской клинической больницы. Обоснование включения данного периода в специальный стаж истицы по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истцом не приводится. Кроме того, из материалов дела следует, что большую часть указанного периода с <дата> по <дата> истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком, что исключает учёт данного стажа в качестве специального по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В то же время, с учётом периодов работы с <дата> по <дата> (9 месяцев, 8 дней) и с <дата> по <дата> (2 года, 10 месяцев, 25 дней) с учётом бесспорного специального стажа истицы 8 лет, 3 месяца и 10 дней, указанный стаж составляет 11 лет, 11 месяцев, 14 дней, то есть превышает необходимые 10 лет специального стажа.
Таким образом, на момент обращения за пенсией <дата> с учётом спорных периодов с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истица ФИО8 выработала необходимый 10-летний медицинский стаж, подлежащий учёту по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», решение ОПФР по <адрес> г. Махачкалы от <дата> об отказе в назначении истице пенсии на льготных основаниях по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с чем, суд верно признал незаконным отказ в установлении истице льготной пенсии с возложением на ответчика обязанности назначить указанную пенсию со дня обращения – <дата>, частично удовлетворив исковые требования ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку, оно является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РЛ от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по РД ФИО7 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи