Дело № 2-1241/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2015 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Сумароковой М.С.
с участием прокурора Хораблева В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «*» о возложении обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух, получению разрешения на выброс вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух и оплате за негативное воздействие на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
прокурор Вельского района обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «*» о возложении обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух, получению разрешения на выброс вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух и оплате за негативное воздействие на окружающую среду, обязании устранить нарушения закона путем произведения оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации.
В обоснование указал, что прокуратурой района в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «*» (далее ООО «ВКА»). В ходе проверки установлено, что на основании договора аренды №* от 12 октября 2014 года ООО «ВКА» производит эксплуатацию котельного оборудования, расположенного в д. *МО «*» (центральная котельная). Данной котельной отапливается школа, больница, жилой фонд и детский сад. Котельная работает на твердом топливе (дровах). Выход отходов горения в виде дыма осуществляется через дымовые трубы без дополнительной чистки. Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу в отношении вышеуказанных котлов не разработан. Оплата за загрязнение атмосферного воздуха не производится. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источника загрязнения атмосферы (вышеуказанной котельной) у организации отсутствует. В результате при сжигании древесного топлива осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Согласно актам выполненных работ ежемесячный расход дров в котельной составляет от 158 до 339 куб.м. Согласно актов выполненных работ следует, что котельная в отопительный сезон 2014-2015 года эксплуатировалась. ООО «ВКА» не производит перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Хораблев В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель ответчика ООО «ВКА» в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, согласно отзыва иск признал, указав, что ООО «ВКА» на основании договора аренды от * 2014 года №* осуществляет эксплуатацию следующих объектов теплоснабжения: отопительная котельная, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, «МО «Верхнеустькулойское», д.*, д.*, и тепловую распределительную сеть, технологически присоединенную к указанной котельной. Основным видом топлива отопительной котельной являются дрова. ООО «ВКА» осуществляет выработку тепловой энергии на указанной котельной, посредством сжигания топлива в установленных котлоагрегатах, что сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. Для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ, необходимо выполнить ряд промежуточных этапов и предварительно-подготовительных работ, которые требуют временных затрат. Просит установить срок необходимый для выполнения требований прокуратуры до 6 апреля 2016 года.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области, администрации МО «Верхнеустькулойское», администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседании не явились, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ст.30 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В силу ст.14 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц.
Статей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В соответствии с Порядком предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, вносят плату за загрязнение окружающей среды от результатов своей деятельности не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу п.1 пп.6 Областного закона Архангельской области от 23.06.2005 N 66-4-ОЗ (ред. от 29.04.2015) "Об охране окружающей среды на территории Архангельской области" исполнительный орган государственной власти Архангельской области, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды выдает разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Пунктом 93 пункта 8 постановления Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года №92-пп определено, что на территории Архангельской области таким органом является Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности ООО «ВКА».
ООО «ВКА» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Согласно Устава ООО «ВКА» основными видами деятельности общества являются: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность агентов по оптовой торговле электроэнергией и тепловой энергией (без их производства, передачи и распределения) (п.3.3 Устава).
На основании договора аренды №* от * октября 2014 года ООО «ВКА» производит эксплуатацию котельного оборудования, расположенного в д. * МО «Верхнеустькулойское» (центральная котельная). Данной котельной отапливаются школа, больница, жилой фонд и детский сад.
Котельная работает на твердом топливе (дровах). Выход отходов горения в виде дыма осуществляется через дымовые трубы без дополнительной чистки.
Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу в отношении вышеуказанных котлов не разработан. Оплата за загрязнение атмосферного воздуха не производится.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источника загрязнения атмосферы (вышеуказанной котельной) у организации отсутствует.
В результате при сжигании древесного топлива осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Из актов выполненных работ следует, что ежемесячный расход дров в котельной составляет от 158 до 339 куб.м. Согласно актов выполненных работ следует, что котельная в отопительный сезон 2014-2015 года эксплуатировалась.
ООО «ВКА» не производит перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению ООО «ВКА» выявленных нарушений не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения ООО «ВКА» законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Одновременно суд пришел к выводу, что выполнение мероприятий по устранению нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха потребует подготовки и значительного времени и поэтому срок по устранению данного нарушения должен быть установлен до 06 апреля 2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
иск прокурора Вельского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «*» о возложении обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух, получению разрешения на выброс вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух и оплате за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «*» в срок до 06 апреля 2016 года разработать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «*» в срок до 06 апреля 2016 года получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источника загрязнения атмосферы (котельной, расположенной по адресу: д.*, МО «Верхнеустькулойское» Вельского района Архангельской области.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «*» в срок до 06 апреля 2016 годаустранить нарушения закона путем произведения оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Вельское коллекторское агентство» в пользу бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.Г. Латфуллин