Дело № 2-694/2022
51RS0001-01-2022-000267-06
Изготовлено 11 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 марта 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стасурика С.В. к УФСИН России по Мурманской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Стасурик С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Мурманской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу в УФСИН России по Мурманской области в должности <данные изъяты>
Приказом начальника УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении взыскания <данные изъяты> на Стасурика С.В.» истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о полном служебном несоответствии.
Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужило совершенное коррупционное правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований пункта 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559.
В ходе проверки установлено, что истец представлял неполную и недостоверную информацию о своих банковских счетах и счетах супруги (в общей сложности 9 счетов, открытых в 5 банках), недостоверно отражал площадь недвижимого имущества, занизил доход супруги за 2020 год в виде выплат Фонда социального страхования РФ и единовременных выплат на детей, а также не отразил свой доход в виде страховой выплаты.
Считает, что указанный приказ является незаконным и необоснованным, поскольку он был привлечен к дисциплинарной ответственности за действия (бездействие), которые не являются виновными и не подпадают под понятие коррупционное правонарушение. Так, выявленными банковскими счетами ни он, ни его супруга не пользовались, а некоторые из них были закрыты.
ДД.ММ.ГГГГ истцом был подан рапорт начальнику УФСИН России по мурманской области с просьбой рассмотреть вопрос об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени решение по рапорту не принято.
Просит суд признать незаконным и отменить приказ УФСИН России по мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец Стасурик С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, не отрицая факта нарушения с его стороны, указал, что неверно указал сведения неумышленно, а по незнанию, по оплошности; полагал, что с его стороны отсутствует виновное поведение, а допущенное нарушение незначительным. Также полагает, что основанием к проведению служебной проверки послужили разладившиеся рабочие отношения с непосредственным начальником; при наложении взыскания не учтена тяжесть проступка и предшествующее поведение сотрудника; подобные нарушения были выявлены и в отношении иных сотрудников, которые к ответственности привлечены не были; указал, что при проведении проверки ему не было предоставлено достаточно времени для дачи объяснений.
Представитель истца Бабич Я.Г. в судебном заседании также поддержал заявленные требования, указал, что дисциплинарное взыскание, наложенное на истца, является чрезмерно суровым. Ранее истец к дисциплинарной ответственности не привлекался.
Представитель ответчика УФСИН России по Мурманской области Мушенкова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что факт нарушения истцом требований антикоррупционного законодательства достоверно установлен и не оспаривался истцом, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена. Также указала, что по итогам проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ Стасурику С.В. вручен бланк объяснений с вопросами по существу проверки. Объяснение представлено с нарушением срока ДД.ММ.ГГГГ. При заполнении объяснения истцом не представлены пояснения по существу на 8 вопросов. Жалоб от истца на порядок проведения проверки, основания ее проведения либо на факты, установленные в ходе проверки и изложенные в докладной записке, не поступало. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Также в части доводов стороны истца о том, что подобные нарушения были выявлены и в отношении иных сотрудников, не привлеченных к дисциплинарной ответственности, стороной ответчика приводились доводы о том, что в отношении истца выявлено значительное количество нарушений в части указания необходимых сведений отчетности, а также учтено поведение истца при проведении проверки.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом РФ от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении извещений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что регулирование правоотношений, регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (статья 3 Федерального закона №197-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ на сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559, определена обязанность государственного служащего представлять ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников дохода (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Обязанность представлять в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника в силу пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.1918 №197-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Стасурик С.В. проходил службу в УФСИН России по Мурманской области в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен о необходимости предоставлять сведения о доходах.
В ходе проведенного анализа справок о доходах, расходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по итогам декларационной кампании ДД.ММ.ГГГГ года за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, представленных истцом, были выявлены несоответствия в представленных сведениях за ДД.ММ.ГГГГ годы.
На основании рапорта инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ по факту преставления Стасуриком С.В. неполных сведений о доходах в порядке, установленном Указом Президента РФ от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими за замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В ходе проверки выявленный факт нарушения нашел свое подтверждение, а также установлены иные нарушения при представлении сведений о доходах. Так, истцом не были указаны счета, открытые в ряде банков, а также неверно отображены сведения о доходах, доходах его супруги, о получении иных выплат, что подтверждается докладной запиской от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-48).
Согласно пункту 15 Положения о предоставлении сведений о доходах, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона РФ от 19.07.2018 №197-ФЗ за несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1 – 4 части 1 статьи 50 и статьей 85 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими (в том числе, и сотрудниками органов внутренних дел) установлен Указом Президента РФ от 21.09.2009 №1065, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований в служебному поведению.
В соответствии с подпунктом а.1 пункта 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно пункту 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Подпунктом «а» пункта 22 Положения предусмотрено, что начальник Управления, руководитель Аппарата Правительства РФ или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.
Пунктом 24 Положения установлено, что государственный служащий справе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ Стасурик С.В. был приглашен в УФСИН России по Мурманской области для уведомления о назначении в отношении него проверки, разъяснения прав, содержащихся в подпункте «б» пункта Положения. Стасурик С.В. от подписи отказался, о чем составлен соответствующий акт (л.д.37).
Срок проведения проверки был продлен на 30 дней на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручен бланк объяснения с вопросами по существу проверки. Объяснения были представлены, однако при заполнении объяснения не представлены пояснения по существу 8 вопросов.
ДД.ММ.ГГГГ Стасурик С.В. ознакомлен с докладной запиской по результатам проведенной проверки.
Приказом УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении взыскания <данные изъяты> на Стасурика С.В.» за совершенное, выразившиеся в несоблюдении требований пункта 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559, лейтенант внутренней службы Стасурик С.В., <данные изъяты>, предупрежден о неполном служебном соответствии. В ходе проверки установлено, что Стасурик С.В. представлял неполную и недостоверную информацию о своих банковских счетах и счетах супруги (в общей сложности в отношении 9 счетов, открытых в 5 банках), недостоверно отражал площадь недвижимого имущества, занизил доход супруги на <данные изъяты> год в виде выплат Фонда социального страхования РФ и единовременных выплат на детей, а также не отразил свой доход, полученный в виде страховой выплаты (л.д.28).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Стасурик С.В. отказался от подписи в ознакомлении с указанным приказом (л.д.29).
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 52 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ).
В учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за непредставление сотрудником сведений (предоставление недостоверных и неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги. При принятии решения о наложении на истца дисциплинарного взыскания ответчиком приняты во внимание тяжесть совершенного проступка, личность истца, его поведение при проведении проверки.
При этом доводы истца о том, что его действия не являются виновными и противоправными опровергают собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами. О необходимости предоставлять сведения о доходах Стасурик С.В. был уведомлен в установленном порядке (л.д.30-33).
Выводы по результатам проверки о совершении Стасуриком С.В. дисциплинарного проступка нашли свое подтверждение, процедура привлечения проведена в порядке и сроки, предусмотренными действующим антикоррупционным законодательством, а наложенное дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии является законным.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Стасурика С.В. к УФСИН России по Мурманской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Матвеева