Гражданское дело № 2-357/2022 (2-4452/2021)
УИД 36RS0006-01-2021-007158-88
Категория 2.116
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года г.Воронеж
Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Ашихминой М.О.
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г.Воронежа Бескороваевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой Клавдии Стефановны к акционерному обществу «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой К.С. обратился в суд с исковым заявлением к АО «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании обращения жильцов <адрес>, в том числе Петровой К.С., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, а также в сфере ЖКХ, в ходе которой установлено следующее. АО «УК Центрального района» в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса РФ, осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>. Прокуратурой района проведены неоднократные проверки по вопросу надлежащего содержания общедомового имущества указанного многоквартирного дома. В ходе выездной проверки содержания <адрес> 02.04.2021 совместно со специалистом государственной жилищной инспекции Воронежской области и Управлением Роспотребнадзора Воронежской области установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка, что является нарушением п. 2 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290», п. 4.1.15 ПиН, раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» №52- ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. Несмотря на многочисленные обращения жильцов дома в управляющую компанию и создание возможной аварийной ситуации в <адрес> АО «УК Центрального района» конкретных мер по устранению нарушений не принято. Прокуратурой района на основании изложенного в адрес директора АО «УК Центрального района» внесено представление, в отношении директора общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения директор компании привлечен к административной ответственности в виде штрафа. В результате повторных выездных проверок исполнения представления прокуратуры района 15.07.2021, 24.09.2021 совместно с специалистом государственной жилищной инспекции Воронежской области установлено, что нарушения не устранены, подвальное помещение затоплено, захламлено и загрязнено, имеет место залитие канализационными стоками из инженерных коммуникаций системы водоотведения, не исправны элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем и дворовой канализации, что подтверждается актами проверки и материалами фотофиксации. Петрова К.С. является пенсионером, ветераном труда, инвалидом 2 группы, в связи с чем в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно не может отстаивать свои интересы в суде.
И.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой К.С. просит суд:
- обязать ответчика в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проверить, осушить указанное подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем.
Представитель истца помощник прокурора Центрального района г.Воронежа Бескороваева М.В. исковое заявление поддержала в полном объеме. Пояснила, что сотрудниками прокуратуры 25.12.2021 была проведена повторная выездная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, не обеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения.
Истец Петрова К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в установленном законом порядке по адресу, указанному в исковом заявлении. Однако судебная корреспонденция не получена, возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
Ответчик АО «УК Центрального района» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. 30.11.2021 посредством электронной почты от представителя ответчика поступили письменные возражения на исковое заявление. Представитель АО «УК Центрального района» по доверенности Алмазова М.Н. просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что АО «УК Центрального района» провело мероприятия по очистке загрязнений, просушке, проветриванию подвального помещения, а также ремонту канализации подвального помещения <адрес> факт подтверждается актом технического обследования от 29.11.2021, в соответствии с которым, комиссионным обследованием в составе двух представителей управляющей организации и жителя <адрес> вышеназванного дома, установлено что подвальное помещение в настоящее время сухое, без следов подтопления.
Данные обстоятельства с учётом положений статьи 167 ГПК РФ позволяют рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав представителя истца, суд полагает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила №491).
Согласно пункту 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 10 Правил №491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170).
Правила №170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил №170).
Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах (пункт 2.1.4 Правил №170).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №290).
В силу пункта 2 Правил №290 работы, выполняемые в зданиях с подвалами, включают в себя проверку температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверку состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту 18 Правил № 290 в общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включены: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Правила № 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.1.15 Правил №170 не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (пункт 5.8.3 Правил №170).
В пункте 42 Правил № 491 указано, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ВО «Управляющая компания Центрального района».
05.10.2021 Петрова К.С. обратилась в прокуратуру Центрального района г.Воронежа с заявлением, в котором просила обратиться в суд за защитой ее прав, указав, что она проживает по адресу <адрес>, с 2019 года в доме происходит затопление подвала. Также указала, что является пожилым человеком, инвалидом, ветераном труда. К указанному заявлению приложена копия справки об инвалидности Петровой К.С., копия удостоверения ветерана труда и копия пенсионного удостоверения (л.д. 10-14).
Также из материалов дела следует, что на основании обращения жильцов <адрес> прокуратурой Центрального района г.Воронежа неоднократно проводились проверки соблюдения жилищного законодательства, обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества указанного многоквартирного дома.
29.03.2021 прокуратурой Центрального района г.Воронежа принято решение №96 о проведении проверки в отношении АО «УК Центрального района» г.Воронежа. Цель проверки: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основание проверки: задание прокуратуры Воронежской области № 7/1-332-2021 от 22.03.2021, обращение физического лица. Предмет проверки: соблюдение жилищного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по адресу: <адрес>. Установлен срок проведения проверки с 29.03.2021 по 16.04.2021 (л.д. 23).
Согласно акту проверки помощника прокурора Центрального района г.Воронежа юриста 1 класса ФИО1 от 05.04.2021 в ходе выездной проверки содержания <адрес> в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут 02.04.2021 с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), продолжается затопление канализационными сточными водами (в части подвала с торца здания, где расположен дворовый канализационный колодец); не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка, что является нарушением п. 2 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290», п. 4.1.15 ПиН, раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. Ответственным лицом за указанные нарушения закона является директор АО «УК Центрального района» ФИО2 (л.д. 24-25).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №507 от 05.04.2021 содержание помещения общего имущества – подвала в жилом <адрес> не соответствует требованиям ст. 11, п.3 ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, раздела VIII п.133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 4.3 абзацы 1,6 Сан Пин 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение».
На момент обследования 02.04.2021 установлены нарушения требований санитарного законодательства при эксплуатации жилого дома: в подвале допущены захламления, загрязнения бытовым и строительным мусором, остатками труб, продолжается затопление канализационными сточными водами и т.д. (л.д. 26-28).
06.04.2021 прокуратурой в адрес директора АО «УК Центрального района» ФИО2 вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства №2-2-2021. Предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, известив о месте и времени рассмотрения, устранить выявленные нарушения и принять меры к недопущению подобного впредь. За допущенные нарушения предложено решить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
Согласно ответу директора АО «УК Центрального района» ФИО2 представление прокуратуры рассмотрено, сотрудникам АО «УК Центрального района» разъяснены положения действующего жилищного законодательства, а также указано на необходимость принятия мер по недопущению впредь фактов, изложенных в акте проверки. Управляющей организацией неоднократно направлялись заявки в адрес ООО «РВК Воронеж» с целью прочистки бесхозной канализации расположенной у <адрес>. Осуществлялась прочистка канализации силами ООО «РВК Воронеж» систематически, но положительная динамика на данный момент отсутствует. В результате течи канализации происходит подтопление подвала вышеуказанного МКД. Считаем, что причиной течи канализации и подтопления подвального помещения <адрес> <адрес> является укладка дорожного покрытия и ремонт теплотрассы на <адрес> в июле 2020 года. До июля 2020 года жалоб на подтопление и засор канализации от жильцов <адрес> в управляющую организацию не поступало. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей начальнику производственно-технического отдела ФИО3 было объявлено устное замечание, о чем директором АО «УК Центрального района» ФИО2 подписан приказ № от 06.05.2021 «О дисциплинарном взыскании» (л.д. 34).
Кроме того, решения о проведении проверки в отношении АО «УК Центрального района» г.Воронежа принималось 14.07.2021 и 24.09.2021. Целями проверки были: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основание проверки: задание прокуратуры Воронежской области № 7/1-332-2021 от 22.03.2021, обращение физического лица. Предмет проверки: соблюдение жилищного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по адресу: <адрес>.
Актами проверки от 14.07.2021 и 24.09.2021 установлено, что при визуальном осмотре общего имущества многоквартирного <адрес> выявлены захламление и загрязнение подвального помещения, залитие канализационными стоками из инженерных коммуникаций системы водоотведения, не исправны элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем и дворовой канализации (л.д. 47, 48).
Таким образом, выявленные нарушения ответчиком не устранены.
В письменных возражениях представитель АО «УК Центрального района» указывает, что АО «УК Центрального района» провело мероприятия по очистке загрязнений, просушке, проветриванию подвального помещения, а также ремонту канализации подвального помещения <адрес>.
Согласно представленному ответчиком акту технического обследования от 29.11.2021 жилого <адрес>, комиссия в составе мастера и инженера АО «УК Центрального района» в присутствии собственника <адрес> ФИО4 установила, что подвал не подтоплен фекалиями и водой.
С целью проверки доводов ответчика 25.12.2021 помощником прокурора Центрального района г.Воронежа ФИО1 проведена проверка исполнения требований о нарушении жилищного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> с выходом на место.
Согласно представленной справке, в ходе выездной проверки содержания <адрес> в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут 25.12.2021 установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка что является нарушением раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. К справке приложен фотоматериал (л.д.79-82).
Учитывая изложенное, принимая по внимание, что подвальные помещения являются общим имуществом многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что несет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме людей, в том числе Петровой К.С., до настоящего времени в надлежащее состояние не приведены, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает исковые требования истца об обязании ответчика устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проветрить, осушить подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда в течении 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой Клавдии Стефановны к акционерному обществу «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Управляющая компания Центрального района» в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проветрить, осушить подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Петрова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.02.2022.
Гражданское дело № 2-357/2022 (2-4452/2021)
УИД 36RS0006-01-2021-007158-88
Категория 2.116
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года г.Воронеж
Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Ашихминой М.О.
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г.Воронежа Бескороваевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой Клавдии Стефановны к акционерному обществу «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой К.С. обратился в суд с исковым заявлением к АО «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании обращения жильцов <адрес>, в том числе Петровой К.С., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, а также в сфере ЖКХ, в ходе которой установлено следующее. АО «УК Центрального района» в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса РФ, осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>. Прокуратурой района проведены неоднократные проверки по вопросу надлежащего содержания общедомового имущества указанного многоквартирного дома. В ходе выездной проверки содержания <адрес> 02.04.2021 совместно со специалистом государственной жилищной инспекции Воронежской области и Управлением Роспотребнадзора Воронежской области установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка, что является нарушением п. 2 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290», п. 4.1.15 ПиН, раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» №52- ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. Несмотря на многочисленные обращения жильцов дома в управляющую компанию и создание возможной аварийной ситуации в <адрес> АО «УК Центрального района» конкретных мер по устранению нарушений не принято. Прокуратурой района на основании изложенного в адрес директора АО «УК Центрального района» внесено представление, в отношении директора общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения директор компании привлечен к административной ответственности в виде штрафа. В результате повторных выездных проверок исполнения представления прокуратуры района 15.07.2021, 24.09.2021 совместно с специалистом государственной жилищной инспекции Воронежской области установлено, что нарушения не устранены, подвальное помещение затоплено, захламлено и загрязнено, имеет место залитие канализационными стоками из инженерных коммуникаций системы водоотведения, не исправны элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем и дворовой канализации, что подтверждается актами проверки и материалами фотофиксации. Петрова К.С. является пенсионером, ветераном труда, инвалидом 2 группы, в связи с чем в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно не может отстаивать свои интересы в суде.
И.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой К.С. просит суд:
- обязать ответчика в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проверить, осушить указанное подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем.
Представитель истца помощник прокурора Центрального района г.Воронежа Бескороваева М.В. исковое заявление поддержала в полном объеме. Пояснила, что сотрудниками прокуратуры 25.12.2021 была проведена повторная выездная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, не обеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения.
Истец Петрова К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в установленном законом порядке по адресу, указанному в исковом заявлении. Однако судебная корреспонденция не получена, возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
Ответчик АО «УК Центрального района» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. 30.11.2021 посредством электронной почты от представителя ответчика поступили письменные возражения на исковое заявление. Представитель АО «УК Центрального района» по доверенности Алмазова М.Н. просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что АО «УК Центрального района» провело мероприятия по очистке загрязнений, просушке, проветриванию подвального помещения, а также ремонту канализации подвального помещения <адрес> факт подтверждается актом технического обследования от 29.11.2021, в соответствии с которым, комиссионным обследованием в составе двух представителей управляющей организации и жителя <адрес> вышеназванного дома, установлено что подвальное помещение в настоящее время сухое, без следов подтопления.
Данные обстоятельства с учётом положений статьи 167 ГПК РФ позволяют рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав представителя истца, суд полагает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила №491).
Согласно пункту 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 10 Правил №491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170).
Правила №170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил №170).
Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах (пункт 2.1.4 Правил №170).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №290).
В силу пункта 2 Правил №290 работы, выполняемые в зданиях с подвалами, включают в себя проверку температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверку состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту 18 Правил № 290 в общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включены: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Правила № 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.1.15 Правил №170 не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (пункт 5.8.3 Правил №170).
В пункте 42 Правил № 491 указано, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ВО «Управляющая компания Центрального района».
05.10.2021 Петрова К.С. обратилась в прокуратуру Центрального района г.Воронежа с заявлением, в котором просила обратиться в суд за защитой ее прав, указав, что она проживает по адресу <адрес>, с 2019 года в доме происходит затопление подвала. Также указала, что является пожилым человеком, инвалидом, ветераном труда. К указанному заявлению приложена копия справки об инвалидности Петровой К.С., копия удостоверения ветерана труда и копия пенсионного удостоверения (л.д. 10-14).
Также из материалов дела следует, что на основании обращения жильцов <адрес> прокуратурой Центрального района г.Воронежа неоднократно проводились проверки соблюдения жилищного законодательства, обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества указанного многоквартирного дома.
29.03.2021 прокуратурой Центрального района г.Воронежа принято решение №96 о проведении проверки в отношении АО «УК Центрального района» г.Воронежа. Цель проверки: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основание проверки: задание прокуратуры Воронежской области № 7/1-332-2021 от 22.03.2021, обращение физического лица. Предмет проверки: соблюдение жилищного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по адресу: <адрес>. Установлен срок проведения проверки с 29.03.2021 по 16.04.2021 (л.д. 23).
Согласно акту проверки помощника прокурора Центрального района г.Воронежа юриста 1 класса ФИО1 от 05.04.2021 в ходе выездной проверки содержания <адрес> в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут 02.04.2021 с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), продолжается затопление канализационными сточными водами (в части подвала с торца здания, где расположен дворовый канализационный колодец); не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка, что является нарушением п. 2 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290», п. 4.1.15 ПиН, раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. Ответственным лицом за указанные нарушения закона является директор АО «УК Центрального района» ФИО2 (л.д. 24-25).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №507 от 05.04.2021 содержание помещения общего имущества – подвала в жилом <адрес> не соответствует требованиям ст. 11, п.3 ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, раздела VIII п.133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 4.3 абзацы 1,6 Сан Пин 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение».
На момент обследования 02.04.2021 установлены нарушения требований санитарного законодательства при эксплуатации жилого дома: в подвале допущены захламления, загрязнения бытовым и строительным мусором, остатками труб, продолжается затопление канализационными сточными водами и т.д. (л.д. 26-28).
06.04.2021 прокуратурой в адрес директора АО «УК Центрального района» ФИО2 вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства №2-2-2021. Предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, известив о месте и времени рассмотрения, устранить выявленные нарушения и принять меры к недопущению подобного впредь. За допущенные нарушения предложено решить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
Согласно ответу директора АО «УК Центрального района» ФИО2 представление прокуратуры рассмотрено, сотрудникам АО «УК Центрального района» разъяснены положения действующего жилищного законодательства, а также указано на необходимость принятия мер по недопущению впредь фактов, изложенных в акте проверки. Управляющей организацией неоднократно направлялись заявки в адрес ООО «РВК Воронеж» с целью прочистки бесхозной канализации расположенной у <адрес>. Осуществлялась прочистка канализации силами ООО «РВК Воронеж» систематически, но положительная динамика на данный момент отсутствует. В результате течи канализации происходит подтопление подвала вышеуказанного МКД. Считаем, что причиной течи канализации и подтопления подвального помещения <адрес> <адрес> является укладка дорожного покрытия и ремонт теплотрассы на <адрес> в июле 2020 года. До июля 2020 года жалоб на подтопление и засор канализации от жильцов <адрес> в управляющую организацию не поступало. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей начальнику производственно-технического отдела ФИО3 было объявлено устное замечание, о чем директором АО «УК Центрального района» ФИО2 подписан приказ № от 06.05.2021 «О дисциплинарном взыскании» (л.д. 34).
Кроме того, решения о проведении проверки в отношении АО «УК Центрального района» г.Воронежа принималось 14.07.2021 и 24.09.2021. Целями проверки были: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основание проверки: задание прокуратуры Воронежской области № 7/1-332-2021 от 22.03.2021, обращение физического лица. Предмет проверки: соблюдение жилищного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по адресу: <адрес>.
Актами проверки от 14.07.2021 и 24.09.2021 установлено, что при визуальном осмотре общего имущества многоквартирного <адрес> выявлены захламление и загрязнение подвального помещения, залитие канализационными стоками из инженерных коммуникаций системы водоотведения, не исправны элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем и дворовой канализации (л.д. 47, 48).
Таким образом, выявленные нарушения ответчиком не устранены.
В письменных возражениях представитель АО «УК Центрального района» указывает, что АО «УК Центрального района» провело мероприятия по очистке загрязнений, просушке, проветриванию подвального помещения, а также ремонту канализации подвального помещения <адрес>.
Согласно представленному ответчиком акту технического обследования от 29.11.2021 жилого <адрес>, комиссия в составе мастера и инженера АО «УК Центрального района» в присутствии собственника <адрес> ФИО4 установила, что подвал не подтоплен фекалиями и водой.
С целью проверки доводов ответчика 25.12.2021 помощником прокурора Центрального района г.Воронежа ФИО1 проведена проверка исполнения требований о нарушении жилищного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> с выходом на место.
Согласно представленной справке, в ходе выездной проверки содержания <адрес> в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут 25.12.2021 установлено необеспечение надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения (подтопление, загрязнение и захламление подвального помещения), не проведены своевременная очистка, проветривание, осушение, уборка что является нарушением раздела VIII пЛЗЗСанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 создает угрозу жизни или здоровью человека. К справке приложен фотоматериал (л.д.79-82).
Учитывая изложенное, принимая по внимание, что подвальные помещения являются общим имуществом многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что несет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме людей, в том числе Петровой К.С., до настоящего времени в надлежащее состояние не приведены, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает исковые требования истца об обязании ответчика устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проветрить, осушить подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда в течении 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление и.о. прокурора Центрального района города Воронежа в интересах Петровой Клавдии Стефановны к акционерному обществу «Управляющая компания Центрального района» о возложении обязанности устранить неисправности в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Управляющая компания Центрального района» в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить причины и исключить подтопление подвала жилого многоквартирного <адрес>, очистить от загрязнения, захламления, проветрить, осушить подвальное помещение, исправить элементы внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Петрова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.02.2022.