УИД 69RS0026-01-2021-001734-22
Дело № 2а-705/2021
№ 33а-3706/2021 судья – Черняев С.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкина И.Н.,
судей Васильевой Т.Н., Иванова Д.А.,
с участием прокурора Голодковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Малининой П.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Никитушкина И.Н.
административное дело по апелляционному представлению и.о. Ржевского межрайонного прокурора на решение Ржевского городского суда Тверской области от 11.08.2021
по административному исковому заявлению начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области об установлении административного надзора и ограничений в отношении осужденного Бакина А. А.овича,
установила:
<данные изъяты> ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора и ограничений в отношении Бакина А.А.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором Лесного районного суда Тверской области от 08.11.2017 Бакин А.А. осужден по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев. В соответствии с частью 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного указанным приговором, и наказания, назначенного приговором Заволжского районного суда города Твери от 16.06.2017, Бакину А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбытие срока наказания Бакину А.А. исчислено с 08.11.2017.
Постановлением Торжокского городского суда Тверской области от 21.09.2018 года Бакину А.А. зачтено время содержания под стражей с 01.04.2016 по 27.12.2016, с 16.06.2017 по 09.08.2017, с 08.11.2017 по 21.11.2017 из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений, предусмотренных частью 3 статьи 72 УК РФ.
Постановлением Лесного районного суда Тверской области от 18.04.2019 началом срока исчисления наказания по приговору Лесного районного суда Тверской области от 08.11.2017, указано считать с 01.04.2016.
Осужденный Бакин А.А. подлежит освобождению из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области 12.10.2021.
Бакин А.А. трудоустроен на участке «Сборка» в качестве сборщика. К труду относится отрицательно, работу выполняет по принуждению. За время отбывания наказания допустил <данные изъяты> нарушение режима содержания, за что на него было наложено <данные изъяты> взысканий. Поощрений не имеет. К работам без оплаты труда, согласно статье 106 УИК РФ, относится отрицательно. Мероприятия воспитательного характера посещает по принуждению. Из воспитательной работы, проводимой с ним, правильных выводов не делает, на занятиях по социально-правовой подготовке пассивен.
<данные изъяты> Бакин А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, <данные изъяты> переведен на строгие условия отбывания наказания, <данные изъяты> поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка исправительного учреждения. По характеру <данные изъяты>. Вину в совершенном преступлении не признает. Имеет исполнительный лист на сумму <данные изъяты> руб., который не выплачивает.
В связи с изложенным административный истец просил установить в отношении Бакина А.А. административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями в виде:
- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) или фактического нахождения поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов до 06 часов следующего дня;
- запрещения выезда за пределы территории <данные изъяты>, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор;
- обязательной явки четыре раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные органом внутренних дел;
- запрещения посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.
В письменных возражениях административный ответчик выразил свое несогласие с заявленными требованиями, указав, что намерен проживать по адресу: <данные изъяты>, и явка в орган внутренних дел с периодичностью 4 раза в месяц для него практически будет невозможна, поскольку нужны денежные средства на проезд, а, пока он не получил первую зарплату, взять их ему негде, в связи с чем, такое ограничение приведет к неизбежному нарушению им административного надзора. Обратил внимание суда на то, что совершенное им преступление никак не связано с посещением мест продажи спиртных напитков и, вообще, не связано с алкоголем или наркотиками. Также указал, что у него на иждивении двое малолетних детей, и ему необходимо будет ходить с ними на массовые мероприятия. Просил ограничить его административный надзор до обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства один раз в месяц, сроком два года, а в остальных требованиях истцу отказать.
Ржевский межрайонный прокурор Никитюк А.С. в судебном заседании суда первой инстанции административное исковое заявление поддержал.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Ржевского городского суда Тверской области от 11.08.2021 административные исковые требования удовлетворены частично.
В отношении Бакина Алексея Александровича, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, установлен административный надзор сроком на 03 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Также в отношении Бакина А.А. установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении и.о. Ржевского межрайонного прокурора просит решение суда изменить, исключив из абзаца второго резолютивной части решения суда указание «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Голодкова А.А. поддержала апелляционное представление и.о. Ржевского межрайонного прокурора по изложенным в нем основаниям.
Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседании не явились, в связи с чем на основании положений статьей 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон № 64-ФЗ).
Порядок рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, кроме приведенного Федерального закона, регламентирован Главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, приговором Лесного районного суда Тверской области от 08.11.2017 Бакин А.А. осужден по части 3 статьи 159 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев. На основании части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору, и наказания, назначенного по приговору Заволжского районного суда города Твери от 16.06.2017, Бакину А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 12-18).
Отбытие срока наказания Бакину А.А. исчислено с 08.11.2017. В срок отбытия наказания Бакину А.А. зачтено наказание, отбытое им по приговору Заволжского районного суда города Твери от 16.06.2017 в период с 16.06.2017 по 07.11.2017 включительно.
17.11.2016 приговором Заволжского районного суда города Твери Бакин А.А. осужден по части 4 статьи 159 УК РФ (4 эпизода), по части 3 статьи 30 УК РФ - части 4 статьи 159 УК РФ (2 эпизода), на основании части 3 статьи 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
16.06.2017 приговором Заволжского районного суда города Твери Бакин А.А. осужден по части 3 статьи 159 УК РФ, части 4 статьи 159 УК РФ, на основании части 3 статьи 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет. На основании части 5 статьи 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказания, назначенного указанным приговором, и наказания, назначенного Бакину А.А. приговором Заволжского районного суда города Твери от 17.11.2016, окончательно Бакину А.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
21.09.2018 постановлением Торжокского городского суда Тверской области на основании пункта «б» части 3.1 статьи 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 186-ФЗ), по приговору Лесного района Тверской области от 08.11.2017 время содержания Бакина А.А. под стражей с 01.04.2016 по 27.12.2016 (включительно), с 16.06.2017 по 09.08.2017 (включительно) и с 08.11.2017 по 21.11.2017 (включительно) зачтено из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. В остальном приговор Лесного района Тверской области от 08.11.2017 оставлен без изменения (л.д. 20-23).
18.04.2019 постановлением Лесного районного суда Тверской области началом срока исчисления наказания Бакину А.А. по приговору Лесного районного суда Тверской области от 08.11.2017 постановлено считать дату 01.04.2016.
05.07.2021 Бакин А.А. из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области был переведен в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области для отбывания взыскания в виде помещения в единое помещение камерного типа на срок 2 месяца.
Из справки о взысканиях осужденного Бакина А.А. от <данные изъяты> следует, что за время отбывания наказания на него было наложено <данные изъяты> взысканий, в том числе водворение в ШИЗО, и по фактам <данные изъяты> нарушений с ним были проведены профилактические беседы без наложения взыскания. Поощрений не имеет (л.д. 9-11).
В ходе судебного заседания установлено, что фактически за время отбывания наказания на Бакина А.А. было наложено <данные изъяты> взысканий, поскольку два постановления начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области от 04.09.2018 и от 16.11.2018 и примененное на их основании взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на срок <данные изъяты> суток и <данные изъяты> суток соответственно были отменены постановлениями Тверского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 15.05.2019 (л.д. 49-50, 51-52).
01.11.2018 постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области С.В. Виноградова Бакин А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.25).
Решением административной комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области (<данные изъяты>) осужденный Бакин А.А. был переведен на строгие условия содержания.
27.05.2019 Бакин А.А. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.
Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, административный надзор за указанными лицами устанавливается на срок от 1 года до 3 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд, принимая решение об установлении административного надзора, в резолютивной части решения указывает срок административного надзора и конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Учитывая, что Бакин А.А., освобождаемый из мест лишения свободы и имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, признан во время отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции пришел к верному выводу об установлении в отношении него административного надзора и административных ограничений.
Срок административного надзора и порядок его исчисления определены судом правильно, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ.
Установленные судом ограничения судебная коллегия находит необходимыми и соразмерными, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Бакиным А.А. преступлений и правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии со статьей 2 Закона № 64-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 84 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления о необходимости изменения резолютивной части решения суда заслуживают внимания.
Порядок исчисления срока административного надзора, установленный пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, не предусматривает возможности вычета срока из установленного срока административного надзора, поэтому такое указание в абзаце втором резолютивной части решения суда не соответствует требованиям закона.
Также судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части указание на частичное удовлетворение административного иска, поскольку исходя из положений части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при разрешении административного дела об установлении административных ограничений не связан изложенным в административном иске мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению.
В данной связи установление судом части предложенных административным истцом административных ограничений не свидетельствует о частичном удовлетворении административного иска.
Существенных нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление и.о. заместителя Ржевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Решение Ржевского городского суда Тверской области от 11.08.2021 изменить.
Исключить из абзаца первого резолютивной части решения суда слово «частично».
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения суда фразу «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».
Исключить из резолютивной части решения суда абзац четвертый.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи