Дело № 12-5/2018
РЕШЕНИЕ
01 марта 2018 года с. Тоора-Хем
Судья Тоджинского районного суда Республики Тыва Сат А. К.,
при секретаре Сарыглар А. Б.,
с участием защитника юридического лица – Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва Ондар Ш. Б. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва на постановление главного государственного инспектора Тоджинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Тоджинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее - Администрация) признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация подала жалобу указав, что назначенное наказание является чрезмерно суровым, просив назначить наказание в виде предупреждения. В уточненной жалобе защитник Чорбаа Т. Г. просил отменить обжалуемое постановление, указав, что требования ст. 24.1 КоАП РФ не выполнены.
В судебном заседании защитник Ондар Ш. Б., жалобу поддержала, просила отменить обжалуемое постановление по указанным в жалобе доводам.
Свидетель М. в судебном заседании пояснил, что территории, граничащие с населенным пунктом - с. Тоора-Хем, где расположены леса относятся к территории лесного фонда, но Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва предоставляет гражданам земельные участки из территории земель лесного фонда. Очисткой сухого мусора должна заниматься орган местного самоуправления, а именно сама Администрация, раньше так и было.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - главный государственный инспектор Тоджинского района по пожарному надзору Доптан О. В. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассмотрел дело без его участия.
В судебное заседание законный представитель юридического лица – и. о. председателя Администрации, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.
Выслушав защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Ответственность по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно с п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений противопожарной службы.
В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Согласно п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 от 24.04.2013 № 288 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – Свод правил), противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 30 м.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» изложенные выше меры входят в число дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенного пункта на земли населенного пункта.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.04.2017 № 181 на территории Республики Тыва с 24 апреля по 14 мая 2017 года установлен особый противопожарный режим.
Согласно плану дополнительных противопожарных мероприятий на территории Республики Тыва на период действия особого противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.04.2017 № 181, на администрации муниципальных образований (по согласованию) возложены следующие мероприятия: ведение запрета на разведение костров, сжигание мусора, выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов, прилегающей территории; организовать совместное подвижное, пешее, конное патрулирование в населенных пунктах и их окрестностях, местах отдыха с целью запрета разведения костров, предотвращения возникновения степных пожаров, угрожающих переходом в населенные пункты и в лесные массивы; усилить охрану объектов, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения муниципального образования или населенного пункта и другие мероприятия.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 15.05.2018 № 212 действие особого противопожарного режима, веденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24.04.2017 № 181, продлено по 04 июня 2017 года.
Как видно из материалов дела, постановление главного государственного инспектора Тоджинского района по пожарному надзору вынесено по факту нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима на территории Республики Тыва, а именно на территории с. Тоора-Хем не созданы противопожарные разрывы по границам населенного пункта – улиц Енисейская, Дружбы, Новая, Чекпелиг, Такпажык, а также при проведении внеплановой проверки улицы с. Тоора-Хем не очищены от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов.
Как следует из решения Тоджинского районного суда от 28.08.2017 иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворено в полном объеме. На Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу путем:
1) Создания противопожарных расстояний по границам сельского поселения Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва;
2) Очистки от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов: северо-западной стороны конца улицы Дружба, северной и восточной стороны конца улицы Дружба, северной и восточной стороны конца улицы Новая, восточной стороны улицы Чекпелиг, восточной стороны улицы Такпажык, северо-восточной стороны конца улицы Енисейская села Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 ноября 2017 года решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Таким образом, главным государственным инспектором Тоджинского района по пожарному надзору обоснованно вносилось представление по факту нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, во время составления акта проверки и предписания действие особого противопожарного режима продлевалось по 04 июня 2017 года, то есть правонарушение совершено в период действия особого противопожарного режима. Факты нарушения требований пожарной безопасности Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва подтверждается также вступившим в силу решением Тоджинского районного суда от 28.08.2017, что имеет преюдициальное значение для разрешения жалобы по настоящему делу. В указанном решении суда также имеются ссылки на вышеуказанные нормативно-правовые акты. Апелляционным определением апелляционной инстанции указанное решение суда оставлено без изменения. Вина юридического лица подтверждается распоряжением органа федерального государственного пожарного надзора о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 03.05.2017, актом проверки от 01.06.2017, предписанием главного государственного инспектора Тоджинского района по пожарному надзору от 02.06.2017, протоколом об административном правонарушении от 27.09.2017.
Вместе с тем, выводы главного государственного инспектора по пожарному надзору в протоколе о том, что санкция ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 400000 до 500000 рублей, суд находит необоснованными, поскольку санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200000 до 400000 рублей, в связи с чем доводы жалобы о чрезмерной суровости назначенного наказания суд считает обоснованными, поскольку в протоколе не указано каких-либо отягчающих административную ответственность. Администрация впервые привлекается к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, ею принимаются меры к устранению выявленных нарушений путем очистки улиц от сухой растительности, мусора, созданию минерализованных полос и другие мероприятия.
Доводы защитника Домур-оол С. Ч. о том, что нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении и составлены не на то лицо, изложенные в объяснении, суд находит необоснованными, поскольку это не влияет на существо принятого решения, выводы должностного лица соответствуют фактическим обстоятельствам дела, протокол составлен в отношении юридического лица – Администрации, указаны все необходимые реквизиты юридического лица, а также указан законный представитель юридического лица. Несвоевременное составление протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком, не является существенным процессуальным нарушением, приводящим к отмене постановления.
Доводы законного защитника юридического лица Домур-оол С. Ч. о назначении наказания в виде предупреждения суд считает несостоятельными, поскольку согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данном случае не принятием мер по устранению нарушений пожарной безопасности может возникнуть угроза чрезвычайных ситуаций в виде пожара, в связи с чем наказание в виде предупреждения по делу не может быть назначено.
Доводы защитников Чорбаа Т. Г. о том, что земли лесного фонда не принадлежат муниципальной собственности, а являются федеральной собственностью суд оценивает как несостоятельные, поскольку согласно требованиям ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 390 от 25.04.2012; Согласно п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 от 24.04.2013 № 288; п. 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.04.2017 № 181 на территории Республики Тыва с 24 апреля по 14 мая 2017 года установлен особый противопожарный режим. Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 15.05.2018 № 212 действие особого противопожарного режима, веденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24.04.2017 № 181, продлено по 04 июня 2017 года, проведение противопожарных мероприятий отнесено компетенции органов местного участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения. Кроме того данные земельные участки лесного фонда граничат с селом Тоора-Хем, Администрацией Тоджинского кожууна предоставлялись земельные участки из земель лесного фонда гражданам для индивидуального жилищного строительства, где уже срублены лесные насаждения. При этом под мероприятиями, обеспечивающими пожарную безопасность, в данном случае понимаются не только создание противопожарных разрывов по границам населенного пункта, а также создание противопожарных минерализованных полос и другие подобные меры, в том числе очистка улиц, граничащих с лесом, от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов, в целях предотвращения возможного перехода лесного пожара на территорию жилых домов сельского поселения. Территории лесных насаждений, граничащих с сельским поселением Тоора-Хем, в которых нужно создать противопожарные разрывы, суд считает возможным решить данный вопрос в порядке взаимодействия органа местного самоуправления с соответствующими органами государственной власти, уполномоченных на решение этих вопросов. Не создание противопожарных разрывов в данном случае приведет к возможному переходу лесных пожаров на жилые дома граждан, что является угрозой для жизни и здоровью неопределенного круга лиц и их имущества, что также не является допустимым со стороны органа местного самоуправления.
Доводы защитника Чорбаа Т. Г. о том, что главный государственный инспектор по пожарному надзору не всесторонне, не полно, не объективно выяснил все обстоятельства дела, привлек не того юридического лица суд оценивает как несостоятельные, поскольку из материалов дела следует, что собраны все необходимые сведения, установлены все обстоятельства совершенного правонарушения, протокол об административном правонарушении составлен в отношении надлежащего юридического лица – Администрации, указаны все необходимые реквизиты, а также указан законный представитель юридического лица.
Доводы защитника о том, что по делу не проведено административное расследование, в протоколе не указаны смягчающие и отягчающие обстоятельства и границы сельского поселения Тоора-Хем в части создания противопожарных разрывов, суд считает также несостоятельными, поскольку после выявления административного правонарушения экспертизы или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не осуществлялись ввиду отсутствия необходимости. Отсутствие в протоколе смягчающие и отягчающие обстоятельств на основании п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не является существенным недостатком протокола. Как видно из протокола об административном правонарушении, указаны конкретные границы населенного пункта, а именно направления сторон концов улиц, граничащие с лесным фондом, где нужно создать противопожарные разрывы.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований главным государственным инспектором по пожарному надзору не допущено, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, однако должностным лицом необоснованно назначен максимальный размер административного наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей, в то время как каких-либо отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не имеется, а имеется смягчающие обстоятельства – привлечение к административной ответственности впервые, принятие мер к устранению выявленных нарушений, в связи с чем размер назначенного штрафа подлежит снижению до разумных пределов.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворяется частично, постановление подлежит изменению, поскольку положение лица, в отношении которого вынесено постановление, не ухудшается и административное наказание не усиливается.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора Тоджинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва изменить, снизив назначенное наказание в виде штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей до 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, изложив резолютивную часть постановления в следующем виде:
Признать юридическое лицо - Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Тоджинский районный суд Республики Тыва. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Тыва.
Судья А. К. Сат