Дело № 2-2042/2022
64RS0043-01-2022-002248-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности
установил:
Прокурор г. Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков и регистрации права муниципальной собственности о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков и регистрации права муниципальной собственности.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что при использовании земельного участка с координатами 51.4683,45.8682 в селе <адрес> допущены нарушения требований земельного законодательства, осуществляется захоронение в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, без постановки на кадастровый учет и без установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем.
Проверка показала, что кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых кладбищами не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки не включены, какие-либо действия по оформлению права муниципальной собственности не проводились и не проводятся. Такое бездействие органов местного самоуправления нарушает требования ч. 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственность на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, она охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контролю за их состоянием, невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбищ в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки. На основании вышеизложенного истец просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка с координатами 51.4683,45.8682 ориентировочно площадью 50 000 кв.м. в селе Березина Речка, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок, самовольно занятый захоронениями.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления с учетом уточнений.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что Из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших и находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Статья 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которой предусмотрено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к IV классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 100 м. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к V классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 50 м.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что на территории села Березина Речка на земельном участке с координатами 51.4683,45.8682 ориентировочно площадью 50 000 кв.м., осуществляется захоронение в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, без постановки на кадастровый учет и без установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем.
Земельный участок с координатами 51.4683,45.8682 ориентировочно площадью 50 000 кв.м. являющийся государственной собственностью, самовольно занят захоронениями.
Земельный участок не поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка, занятого захоронениями, не установлены.
Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2022г. № «О внесении изменений в Устав муниципального образования «<адрес>» внесены изменения в ст. 1 Устава муниципального образования «<адрес>» в соответствии с которыми в состав территории муниципального образования «<адрес>» входят: городские населенные пункты: <адрес>, рабочий <адрес>, рабочий <адрес>; сельские населенные пункты: <адрес>, станция Бурки, <адрес>, станция Власовский, <адрес>, железнодорожный переезд горючка и др.
Кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Учитывая приведенные нормы в совокупности с положениями пункта 2 статьи 3.3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в отношении земельных участков, распложенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ. №, представление рассмотрено, однако нарушения не устранены, меры к приведению территории кладбища села Березина Речка в соответствии с нормами действующего земельного законодательства до настоящего времени не приняты.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Непостановка на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Спор о границах земельных участков, выделяемых под расширение существующих кладбищ, не имеет значения для рассмотрения данного дела.
Определяя срок для исполнения решения, суд учитывает порядок и сроки бюджетного процесса, порядок приобретения услуг (подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) для органов местного самоуправления, последующее оформление документов, суд считает, что срок шесть месяцев является достаточным для исполнения судебного решения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, направленных в защиту прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 51.4683,45..8682 ░░░░░░░░ ░░░░░ 50 000 ░░.░. ░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░