ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.12.2019 город Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курдыбана В.В., при секретаре Баженове Я.О., с участием прокурора Жаповой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску министерства имущественных отношений <адрес> к Климович С.А. о расторжении договора найма жилого помещения и признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее -министерство) обратилось в Тайшетский городской суд к Климович С.А. с искомо расторжении договора найма жилого помещения и признании утратившим право пользования жилым помещением. В обоснование иска указано, что в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 министерством были приобретены квартиры на территории Иркутской области с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Распоряжением министерства от 25.11.2016 №1572/и «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отнесена к жилым помещениям для детей - сирот.
На основании распоряжения министерства от 1.12.2016 №1622/и «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области» между министерством и Климович С.А. заключен договор найма жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 1.1 договора найма министерство передало Климович С.А. за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Пунктом 2.2 договора найма закреплены обязанности нанимателя, в том числе: «наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, а также передавать его в поднаём» (подп.2.2.12 договора найма).
Истец указывает на то, что в ДД.ММ.ГГГГ года сотрудниками министерства совместно с представителями управляющей компании проведен осмотр сохранности специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, по результатам которого составлен акт осмотра. На момент осмотра Климович С.А. в квартире отсутствовал.
В рамках досудебного урегулирования спора министерством в адрес Климович С.А. направлено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости освободить жилое помещение от проживающих в нем третьих лиц в течение двух недель с даты получение уведомления. До настоящего времени Климович С.А. не принял меры по исполнению предупреждения.
Истец указывает, что Климович С.А. в жилом помещении не проживает, сдает в поднаём третьим лицам, чем нарушает условия договора найма. Переданное по условиям договора найма жилое помещение фактически Климович С.А. не используется.
Истец просил суд расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между министерством имущественных отношений <адрес> и Климович С.А. ; признать Климович С.А. утратившим право пользования жилым помещением.
Представители истца министерства имущественных отношений Иркутской области Муковозчиков А.. , Шубина И.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в ходатайстве, изложенном в исковом заявлении, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Ответчик Климович С.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд, исполнив свою обязанность по надлежащему извещению ответчика, приступил к рассмотрению дела в его отсутствие в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства граждан по Тайшетскому району Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил. Заместитель начальника Межрайонного управления № 6 ФИО6 представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрайонного управления.
Изучив материалы дела, опросив свидетеля, заслушав заключение прокурора Жаповой Е.Б., полагавшей исковые требования о расторжении договора найма жилого помещения и признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением необоснованными, подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения министерства от 1.12.2016 № 1622/и «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области» между министерством и Климович С.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении квартиры по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Пунктом 2.2 договора найма закреплены обязанности нанимателя, а именно: п.2.2.1 использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ; п.2.2.2 соблюдать правила пользования жилым помещением; п.2.2.3 обеспечивать сохранность жилого помещения; п.2.2.4 поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение; п.2.2.5 проводить текущий ремонт жилого помещения; п.2.2.12 наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, установленных законом однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения предоставляются по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с положениями статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 4 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
Согласно статье 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что разрешая спор о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, суду надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный характер (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец ссылался на то, что ответчик не проживает в спорном жилом помещении, квартира сдается в поднаём.
Согласно требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороне истца, как лица, обратившегося в суд по настоящему спору, лежит обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих об отказе ответчика от прав и обязанностей, предусмотренных договором найма в отношении спорной квартиры, а также добровольного характера выезда из жилого помещения, постоянного непроживания в нем.
В нарушение указанной нормы процессуального права таких доказательств истцом при рассмотрении дела не представлено.
Согласно адресной справке отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району, Климович С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>.
В ходе слушания дела судом истребованы сведения о задолженности ответчика по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> по состоянию ДД.ММ.ГГГГ года.
По сведениям ООО «Иркутскэнергосбыт» задолженность за электрическую энергию отсутствует, имеется переплата <данные изъяты> рублей.
По сведениям ИП ФИО7 задолженность по коммунальным платежам составляет <данные изъяты>.
По сведениям ООО «Региональный северный оператор» задолженность за услуги по обращению с ТКО отсутствует.
По сведениям ООО «Водоресурс» задолженность за холодную воду составляет <данные изъяты> рублей. Произведены оплаты: <данные изъяты>
По сведениям ООО «Биоочистка» задолженность за отведение сточных вод составляет 3237,92 рублей. Произведены оплаты: <данные изъяты>
В судебном заседании по ходатайству стороны истца опрошен свидетель ФИО8, последний пояснил, что он работает УУП ОМВД России по Тайшетскому району. ДД.ММ.ГГГГ он совместно с представителями министерства участвовал в проверке целевого использования спорной квартиры. На момент проверки дверь никто не открыл. По данному адресу он был один раз, с Климович С.А. не знаком, не знает, проживают ли он фактически в спорной квартире.
Суд находит показания свидетеля достоверными, согласующимися с иными доказательствами по делу, свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Доказательств того, что ответчик Климович С.А. утратил интерес к спорному жилому помещению, постоянно не проживает в нем, а также добровольного характера его выезда из жилого помещения, наличия у него иного жилья материалы дела не содержат.
Представленные в материалы дела акты осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, показания свидетеля ФИО8 данное обстоятельство не подтверждают.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ, проанализировав нормы законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что, поскольку достаточных оснований для расторжения с Климович С.А. договора найма в ходе рассмотрения дела не установлено, ответчик не отказывался от своих прав и обязанностей, предусмотренных договором найма в отношении спорной квартиры, непроживание Климович С.А. в спорной квартире постоянно достоверно не подтверждено, допустимых, достаточных и достоверных доказательств того, в материалы дела не представлено, то оснований для удовлетворения заявленных требований о расторжении договора найма жилого помещения и признании Климович С.А. утратившим право пользования жилым помещением в связи с непроживанием в спорном жилом помещении, не имеется.
То обстоятельство, что Климович С.А. имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги, не влечет безусловного расторжения договора найма жилого помещения, данная задолженность может быть взыскана в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Суд полагает, что заявляя требования о расторжении договора найма жилого помещения, признании Климович С.А. утратившим право пользования спорным жилым помещением, истец фактически заявляет о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, частью 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска ввиду недоказанности заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 233 ГПК РФ суд
решил:
В иске министерству имущественных отношений Иркутской области к Климович С.А. о расторжении договора найма жилого помещения и признании утратившим право пользования жилым помещением отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Курдыбан
Мотивированное заочное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.