Дело № 2-217/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2016 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Н.В.
при секретаре Ивановой Я.М.,
с участием
представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Мазка Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Беловой Татьяны Владимировны к иском к Владимирской таможне, Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> о взыскании излишне удержанного налога и невыплаченной суммы компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Белова Т.В. обратилась в суд с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ с иском к Владимирской таможне, Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> о взыскании невыплаченной суммы компенсации в размере ###
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом Ивановской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ###-К ДД.ММ.ГГГГ Белова Т.В. была уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы. По общему правилу, установленному ч. 3 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, связанные с их увольнением. Поэтому не подлежит налогообложению налогом компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая в связи с сокращением должностей гражданской службы. Однако Ивановской таможней, как налоговым агентом было произведено удержание НДФЛ с выплаченной Беловой Т.В. компенсации в сумме ### ДД.ММ.ГГГГ Белова Т.В. обратилась во Владимирскую таможню, являющуюся правопреемником Ивановской таможни с заявлением о возврате излишне удержанного подоходного налога. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ###/Б-7 Владимирская таможня отказала в возврате удержанного подоходного налога. В связи с сокращением должностей Беловой Т.В. была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме ### Однако исчисление денежного содержания для выплаты компенсации было произведено Ивановской таможней без учета суммы средств, выплаченных Беловой Т.В. в виде материального стимулирования. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Истец Белова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивала на удовлетворении уточненного искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика Владимирская таможня Мазка Е.М., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что в соответствии с п.1 приказа Ивановской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ###-к «Об увольнении Т.В.Беловой» истец была уволена из Ивановской таможни ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе – п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с п. 2 вышеуказанного приказа Беловой Т.В. перечислены денежные выплаты, положенные при увольнении, в том числе и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Размер компенсации составил ### и рассчитывался с учетом требований законодательства. Указанная компенсация с учетом требований Международного стандарта финансовой отчетности (IAC) 19 «Вознаграждения работникам» по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении государственного гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное ст.178 ТК РФ не выплачивается. Таком образом, компенсация, выплачиваемая гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы на основании п.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п.3 ст.217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного денежного содержания или шестикратный размер среднего месячного денежного содержания для работников, уволенных их организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Таким образом ### – это налог на доходы физического лица, взысканный на основании п.3 ст. 217 НК РФ из размера компенсации, превышающей трехкратный размер среднего месячного денежного содержания государственного служащего. Расчет среднего размера месячного денежного содержания Беловой Т.В. для выплаты компенсации осуществлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».
Представитель ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщи.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (статья 73 данного Федерального закона).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьи 50, 51 названного Федерального закона устанавливают систему оплаты труда государственных гражданских служащих.
Оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания, федеральный законодатель отнес ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Часть 10 статьи 50 Федерального закона предусматривает возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частями 1 и 2 статьи 51 названного Федерального закона определены составляющие фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В таком случае гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (часть 3.1 статьи 37).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Белова Т.В. до ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Ивановской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных платежей.
При назначении на должность гражданскому служащему было установлено денежное содержание, которое состояло из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (###), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином (###), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (###), ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы (###), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы РФ в размере до 120% этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в соответствии с Указом Президента РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ. в размере до 2 должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных законом.
На основании приказа Ивановской таможни ###-К от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. служебный контракт с Беловой Т.В. был прекращен, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п.8.2. ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе). При увольнении истцу была выплачена компенсация в размере 4-хмесячного денежного содержания в соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ, что составило ###, с учетом удержанного НДФЛ в сумме ### и удиновременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий в соответствии с письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ ### «О материальном стимулировании гражданских служащих таможенных органов в ДД.ММ.ГГГГ г.».
На основании приказа ФТС России ### от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. произведена реорганизация Ивановской таможни в форме присоединения к Владимирской таможне.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В пункте 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из пункта 8 Правил следует, что в случаях, предусмотренных подпунктом "Д" пункта 1 настоящих Правил (т.е. при увольнении по сокращению должности), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "А" - "Г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "Д" - "Ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пункте 2 Правил перечислены следующие виды дополнительных выплат:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, включение в состав денежного содержания иных премий Правилами не предусмотрено. Перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Средний размер месячного денежного содержания Беловой Т.В. исчислялся с учетом следующих составляющих:
- ### - должностной оклад;
- ### - оклад за классный чин;
- ### — ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
- ### - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
- ### - ежемесячное денежное поощрение;
- ### – 1/12 размера дополнительных выплат, фактически начисленных в течении 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Итого – ######
Таким образом исчисление среднего размера месячного денежного содержания Беловой Т.В. осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».
В соответствии с приказами Центрального таможенного управления (далее - ЦТУ) от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждены размеры денежных средств на выплату федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов ЦТУ единовременного поощрения. Данные приказы ЦТУ послужили основаниями для выплаты в III, IV кварталах ДД.ММ.ГГГГ года и I, II кварталах ДД.ММ.ГГГГ года должностным лицам Ивановской таможни, в том числе и истцу, единовременного поощрения.
Доводы истца о том, что при исчислении денежного содержания при увольнении ответчик не учитывал суммы средств в виде материального стимулирования, в результате которого она недополучила ### не основаны на нормах действующего законодательства.
Расчет среднего размера месячного денежного содержания Беловой Т.В. для выплаты компенсации осуществлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».
Поскольку ассигнования федерального бюджета, выделенные федеральным государственным органам на основании Постановления N 551-17, не включаются в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих этих органов, не относятся к обязательным и регулярным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда государственных гражданских служащих, следовательно, средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не должны учитываться при исчислении размера денежного содержания, сохраняемого на периоды, установленные Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Ссылка истца на письмо Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N14-14-05/34482 с разъяснениями о том, что к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует отнести суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 238-7 от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит содержанию постановления Правительства РФ по вопросам выделения ассигнований на указанные цели, где разъяснено, что данные средства выплачиваются сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, указанные разъяснения даны Министерством финансов РФ за пределами своей компетенции, так как в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 329 Минфином РФ не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на Министерство возложена соответствующая обязанность. Право давать разъяснения по применению положений Федерального закона N 79-ФЗ, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" и других нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, изданных по вопросам оплаты труда гражданских служащих, Министерству финансов РФ не предоставлялось.
Что касается требований истца о взыскании с Владимирской таможни излишне удержанного НДФЛ, то они также необоснованны с учетом ранее изложенных норм права, а также положений ст. 217 НК РФ, согласно которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
... все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
увольнением работников, за исключением:
- компенсации за неиспользованный отпуск;
-суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П и т.д.).
Федеральный законодатель определил перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, распространив льготу на выплаты, связанные с увольнением работников.
Из материалов дела следует, что произведенная истцу компенсационная выплата, по сути своей, является выходным пособием, в связи с чем подлежит налогообложению в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.01.2016 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░