ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-21689/2023
УИД91RS0008-01-2022-001379-52
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 сентября 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Мартыновой Н.Н., Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и городу Севастополю о признании незаконным пункта ФИО2, о возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и городу Севастополю (далее - УФСИН по <адрес> и <адрес>) о признании незаконным пункта ФИО2, о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что истица ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-лс назначена на должность инспектора филиала по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН по <адрес> и <адрес>; ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «Об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам уголовно-исполнительной системы» (п. 1 ФИО2) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания - 1 год 02 месяца 07 дней.
С данным пунктом ФИО2 истица не согласна, полагает его незаконным, поскольку ранее она была уволена с должности начальника ОСП по <адрес> УФССП ФИО2 по <адрес>, при увольнении выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 06 лет 07 месяцев 22 дня.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать незаконным пункта № ФИО2 УФСИН ФИО2 по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «Об установлении стажа службы (выслуги лет) и надбавки за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам уголовно-исполнительной системы»; возложить обязанность засчитать в стаж службы (выслугу лет), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 06 лет 7 месяцев 22 дня, о чем издать соответствующий ФИО2; осуществить перерасчет и выплату надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере, установленном пунктом 18 ФИО2 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, о чем издать соответствующий ФИО2.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крымот ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия. Участвуя в предыдущем судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ее представитель ФИО6 доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 врио начальника УФСИН ФИО2 по <адрес> и <адрес> №-лс от 20.08.2021г. ФИО1 назначена на должность инспектора филиала по <адрес> ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по <адрес> и <адрес>», по контракту сроком на пять лет.
Согласно данных выписки из ФИО2 начальника УФСИН ФИО2 по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018г. №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003г. № «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации», Порядком организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденным ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от 23.05.2014г. №, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным ФИО2 Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) лейтенанту внутренней службы ФИО1, инспектору филиала по <адрес>ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по <адрес>» по состоянию на 01.09.2021г. - 01 год 02 месяца 07 дней; установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере, установленном п. 18 Порядка, выплату производить по достижении соответствующего стажа службы (выслуги лет).
03.02.2022г. ФИО1 обратилась к начальнику УФСИН по <адрес> и <адрес> с рапортом, в котором просила засчитать в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе период прохождения службы в органах принудительного исполнения, который составил 06 лет 07 месяцев 22 дня, по результатам рассмотрения которого предоставлен ответ об отсутствии правовых оснований для включения иных периодов в стаж службы (выслугу лет) в уголовно -исполнительной системе для назначения надбавки за выслугу лет.
Согласно выписки из ФИО2 директора ФССП ФИО2 №-ли от 30.07.2021г., расторгнут с лейтенантом внутренней службы ФИО1, начальником отделения - старшим судебным приставом отделения судебных приставов по <адрес> УФССП Россиипо <адрес>, срочный контракт и последняя уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по инициативе сотрудника; выслуга по состоянию на 30.07.20021 составляет в календарном и льготном исчислении 06 лет 07 месяцев 22 дня.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №197-ФЗ), а также ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 269, которым утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы», ФИО2 Минюста ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждена «Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1) (в календарном или льготном исчислении).
Для назначения надбавки за выслугу лет в стаж службы включаются периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении) (пункт 2 части 4 приведенной статьи Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 6, частью 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, наряду с денежным довольствием подлежит выплате ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
В пункте 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 приведен перечень периодов службы (работы), подлежащих включению в выслугу лет для назначения сотрудникам федеральных органов исполнительной власти процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
Согласно п.п. «щ» п. 2 указанного Положения в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) включается время службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников.
Изменения в Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года N 896.
Положение дополнено п. 3 (1) следующего содержания - в стаж службы (выслугу лет) для выплаты надбавки сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации помимо периодов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, включается время замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах.
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации №896 от 20.06.2020г. установлено, что пункт 3(1) Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (в редакции настоящего постановления), распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 N 328-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 N 328-ФЗ правоотношения связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространять новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 211-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 821-0).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и исходил из того, что прохождение истицей службы в органах принудительного исполнения в качестве сотрудника началось с 01.06.2020г., ввиду чего отсутствуют правовые основания как для признания незаконным пункта ФИО2 об установлении ей стажа службы (выслуги лет) и надбавки за стаж службы, так и для возложения обязанности на ответчика зачесть в стаж службы (выслугу лет) периоды, имевшие место до указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истицы о неверном определении судом фактических обстоятельств дела, о неправильном применении норм права, повторяют ее позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования суда, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи