Судья Мехрякова Л.И.
Дело №33-11963
г.Пермь
24 декабря 2014 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего: Киселевой Н.В.
Судей Кузнецовой Г.Ю., Пьянкова Д.В.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 24.12.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 01.10.2014 года, которым постановлено:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Соловьевой К.В. в городе Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., истца Соловьевой К.В., просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Соловьевой К.В. с иском к Правительству Пермского края о предоставлении Соловьевой К.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Соловьева К.В. обратилась в прокуратуру Мотовилихинского района с заявлением о защите ее жилищных прав как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Прокуратурой по указанному заявлению проведена проверка и установлено, что ее мать - С. умерла 10.04.2009 года, отец указан со слов матери, то есть Соловьева К.В., 04.03.1994 года рождения, обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Распоряжением администрации Мотовилихинского района от 11.06.2009 года за Соловьевой К.В. закреплено жилое помещение площадью 12,5 кв.м. по ул.**** г.Перми. В 2013 году указанная комната на основании договора приватизации передана в долевую собственность Соловьевой К.В. и Соловьева Д.В. по 1\2 доле каждому.
30.05.2013 года Соловьева К.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Соловьева К.В. зарегистрирована по ул.**** г.Перми, на ее долю приходится 8,75 кв.м общей площади, что сене учетной нормы, установленной по городу Перми.
В судебном заседании прокурор, Соловьева К.В. на иске настаивали.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Соловьевой К.В. на предоставление жилья в границах города Перми не основано на действующем законодательстве.
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми, Соловьева К.В. представили возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобах доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Соловьева К.В., 04.03.1994 года рождения, как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Соловьева К.В. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Соловьева К.В. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшейся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.
Не оспаривая право Соловьевой К.В. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Соловьевой К.В. на предоставление жилья территорией города Перми не основано на действующем законодательстве.
По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Соловьевой К.В. в соответствии со статьей 20 ГК РФ являлся город Пермь, где она проживала ранее и была поставлена на жилищный учет. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Соловьевой К.В. жилого помещения в городе Перми требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в городе Перми закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у Соловьевой К.В. в месте ее жительства, что является недопустимым.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
Определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 01.10.2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи