РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Геленджик 28 апреля 2022 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Соловьяновой С. В.,
при секретаре Мозымове В.В.,
с участием:
административного истца Нестерова О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нестерова О. Г. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права на предоставление в собственность за плату земельного участка в порядке перераспределения,
установил:
Нестеров О.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, в котором просит суд:
-признать отказ заместителя главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик №110-2853/22-15-59-11 от 11.03.2022 в предоставлении Нестерову О.Г. в собственность за плату, земельного участка с кадастровым №, площадью 312 кв. метров путем перераспределения и присоединения к земельному участку с кадастровым №, площадью 540 кв. метров, принадлежащему административному истцу на праве собственности, неправомерным;
-признать за Нестеровым О.Г. право на предоставление в собственность за плату земельного участка с кадастровым №, площадью 312 кв. метров путем перераспределения и присоединения к земельному участку с кадастровым №, площадью 540 кв.м., принадлежащему административному истцу на праве собственности.
В обоснование своих требований указал, что на основании постановления главы администрации г. Геленджика № от ДД.ММ.ГГГГ Нестерову О.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 540 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
На вышеуказанном земельном участке расположен принадлежащий Нестерову О.Г., жилой дом лит.«А» с кадастровым №, обшей площадью 237,3 кв.м, введенный в эксплуатацию на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, право собственности зарегистрировано на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы г. Геленджика от 18.06.1997г. №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2019г. сделана запись регистрации №.
С 1996 года в фактическом пользовании Нестерова О.Г. находится принадлежащий муниципальному образованию город-курорт Геленджик земельный участок с кадастровым №, площадью 312 кв.м., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, прилегающий к принадлежащему Нестерову О.Г. земельному участок, площадью 540 кв.м.
Письмом от 04.03.2022 Нестеров О.Г. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о предоставлении Нестерову О.Г. земельного участка с кадастровым №, площадью 312 кв.м. путем перераспределения и присоединения к земельному участку с кадастровым №, площадью 540 кв. метров, принадлежащему Нестерову О.Г. на праве собственности.
Нестеровым О.Г. был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ в котором, заместитель главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Л.Л. Грачев подтверждает, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной, и земельных участков находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Так же указывает, что согласно статье 11.6 Земельного кодекса РФ, при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При этом утверждает, что Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков муниципальной собственности путем присоединения их к земельным участкам, находящимся в частной собственности, минуя публичные процедуры, в том числе, по проведению торгов.
Нестеров О.Г. не согласен с вышеуказанным утверждением заместителя главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик А.А. Грачева, по следующим основаниям.
По данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № площадью 312 кв.м. в большей части, а именно 156 кв.м., находится в охранно-эксплуатационной зоне инженерных сетей без права строительства.
По этим основаниям, ранее проведенные в отношении данного участка торги, решением Геленджикского городского суда к делу № 2-299/2011 от 04.03.2011 признаны недействительными. Судом учитывалось заключение эксперта ООО «Кристалл плюс» от 05.10.2010 о том, что использование земельного участка для индивидуального строительства невозможно без переноса инженерных сетей в соответствии со СНиПом 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Через участок проходят инженерные сети: магистральная канализация и водоснабжение. То есть, при условно произведенной застройке данного земельного участка, площадь застройки ложится на магистральные сети, т.е. на охранную зону.
Экспертом также сделан вывод, что при возведении капитальных ограждений между земельным участком по <адрес> прилегающим земельным участком площадью 312 кв.м. перекрывается доступ на земельный участок Нестерова С.Г.
Суд определил, что при таких данных очевидна невозможность использования вышеуказанного земельного участка площадью 312 кв.м. с правом какой-либо застройки. Единственным заинтересованным на его приобретение лицом является Нестеров О.Г., с целью достаточной возможности по обслуживанию жилого дома со стороны крыльца и использования под сад.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен упрощенный порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без цели строительства.
Так, указанной нормой установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В письме Минэкономразвития от 22.03.2009 №Д23-1523 «О порядке применения статьи 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством» разъяснено, что статья 34 ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 11.6, 11.7, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, вступившим в силу решением Геленджикского городского суда к делу №2-299/2011 от 04.03.2011, подтверждающими невозможность в данном случае проведения торгов по вышеуказанному земельному участку, считает, отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о предоставлении Нестерову С.Г. земельного участка с кадастровым № площадью 312 кв.м. путем перераспределения и присоединения к земельному участку с кадастровым №, площадью 540 кв.м., принадлежащему Нестерову С.Г. на праве собственности, неправомерным.
Административный истец Нестеров О.Г. в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
От представителя административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на основании доверенности Кулиничева Д.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит суд принять законный и обоснованный судебный акт.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 4 ст. 218, ч. 1 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Геленджика № от ДД.ММ.ГГГГ Нестерову О.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
На вышеуказанном земельном участке расположен принадлежащий Нестерову О.Г., жилой дом лит.«А» с кадастровым №, обшей площадью 237,3 кв.м, введенный в эксплуатацию на основании постановления главы г. Геленджика от ДД.ММ.ГГГГ №, право собственности зарегистрировано на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы г. Геленджика от 18.06.1997г. №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2019г. сделана запись о регистрации №.
Как указывает административный истец, с 1996 года в его фактическом пользовании находится принадлежащий муниципальному образованию город-курорт Геленджик земельный участок с кадастровым №, площадью 312 кв.м., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, прилегающий к принадлежащему Нестерову О.Г. земельному участку площадью 540 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым №, площадью 312 кв.м. путем перераспределения и присоединения к земельному участку с кадастровым №, площадью 540 кв. метров, принадлежащему Нестерову О.Г. на праве собственности.
Нестеровым О.Г. был получен ответ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии решения о перераспределении испрашиваемого земельного участка с принадлежащим административному истцу на праве собственности земельным участком.
Отказ мотивирован тем, что Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков муниципальной собственности путем присоединения их к земельным участкам, находящимся в частной собственности, минуя публичные процедуры, в том числе, по проведению торгов.
Давая правовую оценку доводам административного ответчика, суд находит отказ органа местного самоуправления законным и не нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца по следующим основаниям.
Из положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного кодекса (статьи 11.2 и 11.7).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
Пунктами 2, 3 статьи 39.28 названного кодекса определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).
Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 названной статьи установлено, что перераспределение допускается в случае перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 данного Кодекса.
Проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что для принятия решения о перераспределении земельного участка необходимо наличие предельных размеров, до которых возможно изменение размеров земельных участков.
Проект межевания территории, включающей испрашиваемый земельный участок, не разработан, в связи с чем, ввиду отсутствия предельных размеров земельного участка, перераспределение возможно только в случае, когда увеличение площади в результате такого перераспределения не происходит.
По настоящему делу установлено, что произойдет увеличение площади земельного участка, принадлежащего административному истцу, тогда как наличие оснований для увеличения площади земельного участка, не установлены; безусловной обязанности по перераспределению земельного участка, в результате которого происходит увеличение его площади в отсутствии установленных пределов, у органа не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказывая Нестерову О.Г. в принятии решения о перераспределении испрашиваемого земельного участка с принадлежащим административному истцу на праве собственности земельным участком, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик руководствовалась действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) соответствующими нормативным правовым актам, отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В административных исковых требованиях Нестерову О. Г. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права на предоставление в собственность за плату земельного участка в порядке перераспределения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда принято в окончательной форме 29.04.2022г.