ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело №33-4377/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 29 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Самойловой Е.В. |
судей | Романовой Л.В., Сокола В.С. |
при секретаре | Берёза О.В. |
с участием прокурора | Петриковской Н.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнегорского района Республики Крым в интересах Дагияновой Сабины Витальевны к администрации Нижнегорского района Республики Крым, третьи лица по делу - администрация Чкаловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе администрации Нижнегорского района Республики Крым на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2018 г. прокурор Нижнегорского района Республики Крым в интересах Дагияновой С.В. обратился в суд с иском, просил обязать администрацию Нижнегорского района Республики Крым предоставить Дагияновой С.В. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения вне очереди; обязать администрацию Нижнегорского района Республики Крым заключить с Дагияновой С.В. договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведенной проверки по обращению Дагияновой С.В. по факту соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, установлено нарушение прав Дагияновой С.В., поскольку ее мать – ФИО5 умерла в 2004 г., отец был записан со слов матери.
Решением исполнительного комитета Чкаловского сельского совета Нижнегорского района от 16.11.2004 Дагияновой С.Б. гарантировано предоставление жилья из имеющегося жилого фонда Чкаловского сельского совета. В 2016 г. Дагиянова С.В. окончила учебное заведение, получила профессиональное образование. Какое-либо недвижимое имущество у Дагияновой С.В. на праве собственности отсутствует.
Определением суда от 12 февраля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В судебном заседании прокурор и Дагиянова С.В. просили об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Нижнегорского района Республики Крым в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, ссылаясь на отсутствие субвенций из бюджета Республики Крым для приобретения специализированного жилья.
В суд первой инстанции представители третьих лиц Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, администрации Чкаловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым не явились, представили письменные возражения, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 марта 2018 года исковые требования прокурора Нижнегорского района Республики Крым в интересах Дагияновой С.В. удовлетворены.
На администрацию Нижнегорского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Дагияновой С.В., 1997 г.р., благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25 м2 вне очереди. Также суд обязал администрацию Нижнегорского района Республики Крым заключить с Дагияновой С.В. договор социального найма на выделенное жилое помещение.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, администрация Нижнегорского районного суда Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, ставят вопрос об отмене решения и принятии нового с учетом отсутствия оснований для его удовлетворения.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную представителем в суде первой инстанции.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы администрации Нижнегорского района Республики Крым прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От представителя третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения относительно апелляционной жалобы ответчика с указанием, что Соглашением о предоставлении субвенций бюджета муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 28.03.2018 № 720/2018, заключенного между администрацией Нижнегорского района и Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым предусмотрено выделение субвенции в размере 3 846 153 руб. в том числе и на предоставление жилья Дагияновой С.В. Перечисление субвенции запланировано на сентябрь 2018 года.
Представители ответчика и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. ст. 167, 327 ч.1 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
В порядке, предусмотренном ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, в рамках заявленных требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из содержания жалобы ответчика следует, что сторона не согласна с выводами суда относительно возложения на администрацию обязанности по предоставлению Дагияновой С.В. благоустроенного жилого помещения вне очереди. В остальной части удовлетворенных требований, жалоба ответчика доводов не содержит, в связи с чем проверке судом апелляционной инстанции проверке не подлежит.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения прокурора, самой Дагияновой С.В., проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Нижнегорского района Республики Крым.
Из материалов дела установлено, что Дагиянова Сабина Витальевна, 20.04.1997 г.р., является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, поскольку ее мать - ФИО5 умерла в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), отец согласно копии актовой записи о рождении был записан со слов матери (л.д.12).
Решением исполнительного комитета Чкаловского сельского совета Нижнегорского района от 16.11.2004 Дагияновой С.Б. был назначен опекун – ФИО6 (дедушка), а также гарантировано предоставление жилья из имеющегося жилого фонда Чкаловского сельского совета (л.д. 15,16).
В 2016 г. Дагиянова С.В. окончила учебное заведение, получила профессиональное образование (л.д.19-20), 20.04.2015 Дагиянова С.В. достигла совершеннолетия, зарегистрирована проживающей в <адрес>. По данным БТИ указанное домовладение принадлежит ФИО6 (л.д. 49).
Из пояснений Дагияновой С.В. в суде апелляционной инстанции следует, что в доме никто не проживает, т.к. он не пригоден для проживания.
Какое-либо недвижимое имущество у Дагияновой С.В. на праве собственности отсутствует (л.д. 25, 26, 27).
Согласно решения исполнительного комитета Чкаловского сельского совета Нижнегорского района от 16.11.2004 № 65 Дагиянова С.В. принята на квартирный учет как ребенок, лишенный родительского попечения, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д.28-31).
18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 г. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), в связи с чем на территории Республики Крым с указанной даты действует законодательство Российской Федерации.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции признал требования, заявленные к администрации Нижнегорского района Республики Крым, обоснованными.
Вопреки доводам жалобы администрации Нижнегорского района Республики Крым, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с решением суда в обжалуемой части, учитывая следующее.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.
Согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступивший в силу с 1 января 2013 г.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений либо должны быть поставлены на такой учет.
Юридически значимым при разрешении спора о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение и является ли он нуждающимся в получении специализированного жилого помещения по договору социального найма.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-ЗРК/2015) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26.11.2014) предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 9 Закона № 46-ЗРК/2014 именно органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены полномочиями, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Советом министров Республики Крым принято Постановление от 27.07.2016 №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
Пунктом 2 Порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, п. 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 статьи 8, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
При этом, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства не вправе действовать во вред законным интересам данной социально незащищенной категории детей, лишая их прав, которыми они обладают в силу закона.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Нижнегорского района Республики Крым обязанности обеспечить Дагиянову С.Б. жилым помещением.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
При этом, как установлено судом, администрация Нижнегорского района Республики Крым не предпринимала в установленном законом порядке мер по получению субвенций из бюджета Республики Крым для предоставления благоустроенного жилого помещения Дагияновой С.Б.
Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, Соглашением о предоставлении субвенций бюджета муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 28.03.2018 № 720/2018, заключенным между администрацией Нижнегорского района и Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, предусмотрено выделение субвенции в размере 3 846 153 руб., в том числе и на предоставление жилья Дагияновой С.Б. Перечисление субвенции запланировано на сентябрь 2018 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на субъективном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и переоценке имеющихся доказательств, однако не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нижнегорского района Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Романова Л.В.
Сокол В.С.