Решение по делу № 2-1014/2023 от 12.09.2023

    Дело №2-1014/2023    

УИД 29RS0017-01-2023-001360-34

Решение

именем Российской Федерации

г. Няндома                                                                           22 ноября 2023 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при секретаре Пиган А.С.,

с участием представителя истца Прилучного А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ергина Н.Н. к администрации Каргопольского муниципальный округа Архангельской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обеспечении жилым помещением,

установил:

Ергин Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Каргопольского муниципальный округа Архангельской области (далее - Администрация) о лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обеспечении жилым помещением.

В обоснование исковых требований указано, что истец относится к детям-сиротам. В период с 1993 г. по 1999 г. он проживал в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежал на праве собственности ФИО5 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в <данные изъяты> как лицо, оставшееся без попечения родителей. После окончания периода обучения в ГБУ АО «Октябрьский детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в общежитии ПУ-34 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ергин Н.Н. обратился в администрацию Устьянского муниципального района Архангельской области с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем в удовлетворении указанного было отказано в связи с достижением истцом возраста 23 лет и отсутствием регистрации на территории Устьянского района Архангельской области. 31 мая 2023 г. истец обратился с аналогичным заявлением к ответчику. Вместе с тем ответчик также отказал во включении Ергина Н.Н. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением возраста 23 лет и отсутствием своевременной постановки на учет. Полагает, что истец в силу незнания правовых норм по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не мог самостоятельно обратиться с заявлением о включении в список до достижения возраста 23 лет. Кроме того, полагает, что обязанность по своевременной постановке истца на указанный учет была возложена на администрацию Устьянского муниципального района Архангельской области и ГБУ АО «Октябрьский детский дом», где Ергин Н.Н. воспитывался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на полном государственном обеспечении. С учетом изложенного просит обязать ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области; обязать ответчика предоставить истцу на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленное санитарным и техническим правилам и нормам, по договору специализированного жилого помещения.

Протокольным определением Няндомского районного суда от 25 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Архангельской области и Министерство финансов Архангельской области.

В судебном заседании представитель истца Прилучный А.С. доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме.

    Истец, ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения стороны истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).

Свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

При подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялись требования ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Как следует из материалов дела, Ергин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7, лишенная родительских права на основании решения Устьянского районного народного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , умерла ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, решения Устьянского районного народного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Из сообщения ГБУ АО «Октябрьский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ и справки ГБУ АО «Октябрьский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ергин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в ГБУ АО «Октябрьский детский дом» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ на учебу в ПУ-34 <адрес> (в настоящее время ГАПОУ АО «Устьянский индустриальный техникум»).

Согласно справке ООО «АТП» от ДД.ММ.ГГГГ Ергин Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Ергину Н.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Устьянского муниципального округа Архангельской области.

Согласно заключению отдела опеки и попечительства администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа во включении Ергина Н.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Устьянского муниципального округа Архангельской области послужили постоянное проживание и работа на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области.

Распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Ергину Н.Н., отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области.

Из заключения отдела опеки и попечительства администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основания для включения Ергина Н.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, а также принимая во внимания пояснения истца, данные в судебном заседании 25 октября 2023 г., суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Согласно абзацу 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Таким образом, из указанных норм следует, что реализация права на получение жилого помещения носит заявительный характер.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., указано, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что до достижения возраста 23 лет Ергин Н.Н. не обращался в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади. На момент обращения с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства Администрации истцу исполнился 36 лет.

Как следует из искового заявления, истец в обоснование не своевременного обращения с заявлением о в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет ссылается на незнание правовых норм по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также на ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной постановке истца на указанный учет администрацию Устьянского муниципального района Архангельской области и ГБУ АО «Октябрьский детский дом».

Вместе с тем, перечисленные причины, суд не может признать уважительными, поскольку названные обстоятельства сами по себе не лишали Ергина Н.Н. возможности реализовать предоставленное законом право и своевременно (в разумные сроки) обратиться с соответствующим заявлением о включении его в список нуждающихся в обеспечении жильем.

Кроме того, из пояснений истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что он уже в 2010 или 2011 г. ходил в отдел опеки и попечительства, где ему дали бланк соответствующего заявления для заполнения, а следовательно, ему было известно о порядке обращения в соответствующее муниципальное образование с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако он самостоятельно отказался от подачи указанного заявления сославшись на возникшие трудности. Доказательств того, что названные трудности объективно препятствовали истцу своевременно обратиться с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, Ергиным Н.Н. и его представителем не представлено. После указанного времени до 2023 г. истец не предпринимал мер для подачи соответствующего заявления в орган опеки и попечительства. При этом суд учитывает, что истец дееспособен, образован, на наличие заболеваний, препятствующих реализации своих прав в судебном заседании не ссылался.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших самостоятельному обращению истца в компетентный орган, в том числе в г. Каргополь Архангельской области, по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, и после наступления возраста 23 лет при наличии уважительных причин, материалы дела не содержат.

Таким образом, имея возможность заявить о своих нарушенных жилищных правах, истец данной возможностью своевременно не воспользовался, в связи с чем, право на предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, утратил. Оснований для обеспечения Ергина Н.Н. жильем на территории Каргопольского муниципального округа Архангельской области суд не усматривает.

По этим основаниям суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ергина Н.Н. (СНИЛС ) к администрации Каргопольского муниципальный округа Архангельской области (ИНН о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обеспечении жилым помещением, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                              А.Г. Тимошенко

    Мотивированное решение составлено 27 ноября 2023 года.

2-1014/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ергин Николай Николаевич
Ответчики
Администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области
Другие
Министерство финансов Архангельской области
Министерство образования Архангельской области
Администрация Устьянского муниципального района Архангельской области
Прилучный Артем Сергеевич
ГБУ Архангельской области "Октябрьский детский дом"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Тимошенко А.Г.
Дело на странице суда
nyandomasud.arh.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее