УИД 58RS0031-01-2022-000916-77
Судья Филь А.Ю. № 33-359/2023
(№ 33-4558/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2023 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Копыловой Н.В.
судей Богатова О.В., Мягковой С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Сериковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-531/2022 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Малюкову П.В. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги
по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 3 октября 2022 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы № 2 (г. Пенза) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЦВО к Малюкову П.В. о взыскании с Малюкова П.В. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы № 2 (г. Пенза) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ЦВО суммы задолженности за период с марта 2020 г. по март 2022 г. (включительно) в размере 58030 руб. 68 коп., пени в размере 11484 руб. 68 коп. - отказать.
Заслушав доклад судьи Копыловой Н.В., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Ульяновой Л.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ) обратилось в суд с иском к Малюкову П.В. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение, расположенное по <адрес>, и коммунальные услуги за период с марта 2020 г. по март 2022 г. (включительно) в размере 58 030 руб. 68 коп., пени в размере 11 484 руб. 68 коп.
Требования мотивированы тем, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации, от 13 сентября 2017 г. № З-УЖФ-1 осуществляет управление жилым многоквартирным домом по <адрес>. Ответчик является основным квартиросъемщиком квартиры № в указанном доме и осуществляет потребление коммунальных услуг. Со стороны истца обязательства по оказанию коммунальных услуг гражданам, вытекающие из заключенного договора управления, выполнены в полном объеме. Ответчиком же плата за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме не произведена, в связи с чем за ним образовалась задолженность за период с марта 2020 г. по март 2022 г. в размере 58 030 руб. 68 коп. В добровольном порядке ответчик отказывается погашать образовавшуюся задолженность. Ранее вынесенный судебный приказ № 2-673 от 30 февраля 2022 г. о взыскании с ответчика указанной задолженности, был отменен 8 июня 2022 г. в связи с поступившими от него возражениями.
Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения и принятии нового об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Так, в силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ от 2 июля 2018 г. № 155 утвержден Регламент приема-передачи жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, действующий в период спорных правоотношений, на основании которого жилое помещение принимается после его осмотра, закрытия финансово-лицевого счета по заявлению нанимателя и сведений о снятии с регистрационного учета. Согласно п. 3.1 Регламента открытый финансово-лицевой счет закрывается на основании заявления нанимателя со дня, следующего с даты подписания акта приема-передачи служебного жилого помещения. Ответчик жилое помещение не сдавал, лицевой счет не закрывал, справку о закрытии лицевого счета не получал, несмотря на то, что указанный порядок ему был известен. Районным судом при вынесении решения данное обстоятельство не принято во внимание и оценка ему не дана. Полагает, что при указанных обстоятельствах вывод суда об отказе во взыскании задолженности является неверным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Малюков П.В., представитель третьего лица Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В силу ст. 678 ГК РФ наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии, своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 682 ГК РФ размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), а также плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение, расположенное по <адрес>, является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 18 октября 2021 г. № 3337 (т.1 л.д. 159-163).
ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 13 сентября 2017 г. № 3-УЖФ-1 является поставщиком коммунальных услуг для вышеуказанного многоквартирного жилого дома (т. 1 л.д. 83-93).
Согласно п. 3.1.4 указанного договора управляющая организация (ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ) обязана взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги.В силу п. 4.5 данного договора наниматели вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации на расчетный (лицевой счет), доводимый до соответствующих нанимателей управляющей организацией, а также плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги до 10 числа следующего за расчетным месяцем.
Согласно данным учета специализированного жилого фонда и выданных договоров, осуществляемого ФГАУ «Росжилкомплекс», в жилом помещении по <адрес>, значится проживающим Малюков П.В. на основании ордера от 10 января 1995 г. (т. 1 л.д. 7-8).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что Малюков П.В. освободил фактически жилое помещение в 2006 году, трудовые отношения Малюкова П.В. с войсковой частью № были прекращены 31 декабря 2016 г., в связи с чем основания для взыскания задолженности за период с марта 2020 г. по март 2022 г., когда он фактически жилым помещением не пользовался, отсутствуют.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Согласно п.1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В силу ст.92 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст.65, ч.3 и 4 ст.67 и ст.69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. 2-4 ст.31, ст.65 и ч.3 и 4 ст.67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что Малюков П.В. с 28 июля 2000 г. по 18 июля 2018 г. был зарегистрирован по <адрес>) (т. 2 л.д. 1-2, 60).
С 18 июля 2018 г. Малюков П.В. зарегистрирован по <адрес> (т. 1 л.д. 53-55).
Из представленного дубликата трудовой книжки Малюкова П.В. следует, что 24 июля 2000 г. он был принят в войсковую часть № должность 2 ноября 2011 г. переведен в должность; 15 марта 2013 г. войсковая часть № реорганизована путем переформирования в склад войсковой части №; 31 декабря 2016 г. уволен по ч.1 п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости (т. 1 л.д. 117-125).
Из сообщения командира войсковой части № от 28 сентября 2022 г. следует, что Малюков П.В. 24 июля 2000 г. был принят в войсковую часть №, переформированную впоследствии в войсковую часть № без изменения места дислокации, откуда уволен 30 декабря 2016 г. Дом № по <адрес> располагается на административно-хозяйственной территории войсковой части №, для прохода на данную территорию выдаются пропуска. Малюкову П.В. пропуск не выдавался (т. 2 л.д. 52).
Согласно рапорту старшего участкового уполномоченного ОМВД России по <адрес> от 20 сентября 2022 г. по <адрес> Малюков П.В. не проживает, со слов соседей по указанному адресу он не проживает с 2006 г. (т. 2 л.д. 56).
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля А.В., проживающего по <адрес>, следует, что на момент его вселения в квартиру в 2007 г., Малюков П.В. в квартире № уже не проживал и до настоящего времени там никто не проживает. На работу Малюков П.В. ездил из города.
Доказательств, подтверждающих, что ответчик после снятия с регистрационного учета продолжал проживать в спорном жилом помещении, материалы дела не содержат.
Напротив, из сообщения общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза», являющегося единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Пензенской области, от 22 сентября 2022 г. следует, что 22 октября 2019 г. в адрес общества от Малюкова П.В. поступило заявление о закрытии лицевого счета и отключении квартиры, расположенной по <адрес> от электроснабжения, на основании которого 31 октября 2019 г. лицевой счет был закрыт, электроснабжение указанной квартиры прекращено (т. 2 л.д. 13-15).
Исходя из того, что предоставление гражданам служебных жилых помещений непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей, прекращение трудовых отношений влечет за собой прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного для выполнения профессиональных обязанностей. Поскольку после увольнения ответчика из войсковой части в 2016 г. договор найма прекратил свое действие, ответчик фактически освободил жилое помещение и выехал в другое жилое помещение, доступа в жилое помещение не имеет ввиду отсутствия пропуска на закрытую территорию, правоотношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, прекратились, соответственно, основания для возложения на ответчика обязанности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период после прекращения правоотношений по договору найма служебного жилого помещения отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы положения ч.11 ст.155 ЖК РФ к спорным правоотношения неприменимы, поскольку указанная норма регулирует вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги при действующем договоре найме на период временного отсутствия гражданина, что не имеет место в данном случае.
Само по себе отсутствие в материалах гражданского дела акта приема-передачи служебного жилого помещения также не свидетельствует о сохранении у Малюкова П.В. обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг при доказанности факта прекращения жилищных правоотношений.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали об отказе Малюкова П.В. от сдачи жилого помещения. Напротив, из его пояснений в суде первой инстанции следует, что им предпринимались меры к сдаче жилого помещения как путем обращения в домоуправление войсковой части, где в приеме жилого помещения было отказано, так и путем обращения в Министерство обороны России (т.2 л.д.85).
Суд апелляционной инстанции полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом допущено не было. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сердобского городского суда Пензенской области от 3 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 февраля 2023 г.