Дело № 2-493/2015 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 29 июня 2015 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре К.А.Г., с участием истца Иванова А.А., его представителя Васениной Е.Н., представителей: от администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» по доверенности от <дата> Засорина Н.Н., от администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» по доверенности б/н от <дата> Мешеркина П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Иванова А. АлексА.а к администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для ведения садоводства, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» предоставить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов А.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) об оспаривании отказа администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» (далее администрация района), выраженного в письме от <дата>, в предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения,в аренду сроком на 49 лет для ведения садоводства, на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ, обязании администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» (далее администрация поселения) предоставить ему вышеуказанный земельный участок.

В обоснование требований указал, что неоднократно обращался в администрацию муниципального образования «Звениговский муниципальный район» с заявлениями о предоставлении ему земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для садоводства), в чем ему отказано по причине нахождения земельного участка в зоне затопления. Постановлением от <дата> администрации поселения утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте <адрес> для садоводства, примерной площадью 600 кв.м. Истец обеспечил выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, осуществил постановку на кадастровый учет с присвоением условного кадастрового номера . Его заявление о предоставлении земельного участка письмом за исх. от <дата> было оставлено администрацией района без удовлетворения. Полагая отказ в предоставлении земельного участка не мотивированным и не соответствующим требованиям статей 22, 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), препятствующим ему в получении земельного участка для ведения садоводства, обратился в суд. В связи с изменениями, внесенными в ст. 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», вступившими в силу с <дата>, и осуществлением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления поселения, просил обязать администрацию муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» предоставить ему в аренду вышеуказанный земельный участок.

Истец Иванов А.А., его представитель Васенина Е.Н. на заявленных требованиях настаивали, приводя доводы, изложенные в заявлении. Указывали, что мать истца инвалид второй группы, а потому он как имеющий в составе семьи инвалида имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для ведения садоводства. Нахождение испрашиваемого объекта в зоне затопления в силу положений Водного кодекса РФ не препятствует предоставлению земельного участка.

<адрес> в лице представителя Засорина Н.Н. против удовлетворения требований возражала, полагая их необоснованными. Представитель указывал, что земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования, периодического затопления паводковыми водами Куйбышевского водохранилища, в водоохраной зоне, а также частично попадает в прибрежную полосу, а потому в предоставлении земельного участка, в том числе ввиду его возможного затопления, отказано. Кроме того, земельным законодательством выделение земельных участков для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке не предусмотрено.

Администрация муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» в лице представителя Мешеркина П.Г. также возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным администрацией района. Представитель объяснял, что в генеральный план муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» в <дата> внесены изменения в части зон затопления и подтопления, где и находится испрашиваемый земельный участок. После возбуждения гражданского дела Иванов А.А. обращался в администрацию поселения с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для ведения садоводства, в чем ему также было отказано. Кроме того, выходом на место установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в 11 метрах от береговой полосы, в то время как полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования должна составлять 20 метров.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» от <дата> (л.д. 15) по заявлению Иванова А.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте <адрес>: для садоводства, примерной площадью 600 кв.м., месторасположение: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Заявителем обеспечено выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществлена постановка на кадастровый учет с присвоением условного кадастрового номера (л.д. 21, 22-29).

<дата> Иванов А.А. обратился в администрацию муниципального образования «Звениговскиймуниципальный район» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, а именно для садоводства.

Письмом от <дата> администрацией муниципального образования «Звениговскиймуниципальный район» Иванову А.А. было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что вопрос рассматривался на заседании Градостроительного Совета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от <дата>, на котором принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен вдоль береговой линии водного объекта.

В соответствии с представленными в материалы дела Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Кокшайскоесельское поселение»Звениговскогомуниципального района Республики Марий Эл, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования «Кокшайскоесельское поселение»Звениговского районаРеспублики Марий Эл от <дата> , генеральным планом указанного муниципального образования, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Кокшайское сельское поселение»Звениговского районаРеспублики Марий Эл от <дата> (с изменениями, утвержденными решением от <дата>), испрашиваемый Ивановым А.А. земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования (СХ) вдоль береговой линии водного объекта, в зоне паводка.

Согласно пункту 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) земельные участки могут представляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

По смыслу статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.

Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.

Анализ приведенных выше правовых норм в их системном единстве, с учетом того, что целями использования земельного участка под садоводство, исходя из статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», являются выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля и отдых, право возведения жилого строения является дополнительным правом, а не целью использования земельного участка, свидетельствует о том, что земельный участок под садоводство может предоставляться в порядке статьи 34 ЗК РФ, то есть без проведения торгов.

Суд с учетом положений пункта 1 ст. 8 Федерального закона N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» полагает, что действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленным ЗК РФ, а органы местного самоуправления вправе предоставлять для ведения садоводства земельный участок, если к этому нет иных установленных законом препятствий.

Из представленной карты градостроительного зонирования и генерального плана поселения следует, что спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования (СХ), а также в зоне затопления паводкамиКуйбышевскоговодохранилища, в прибрежной полосе.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Кокшайскоесельское поселение»Звениговскогорайона Республики Марий Эл (раздела 3 градостроительного регламента) в состав зоны сельскохозяйственного использования включены земли сельскохозяйственного назначения, которые могут использоваться в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (пункт 8 статьи 6).

По смыслу пункта 12 части 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу положений части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый участок находится в зоне сельскохозяйственного использования и относится к территориям общего пользования в соответствии с вышеприведенными нормами градостроительного и земельного законодательства, в связи с чем, он может быть использован только в соответствии с целевым назначением, предусмотренным для земель сельскохозяйственного назначения.

Суд отмечает, что из анализа статьи 34 ЗК РФ, устанавливающей, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является правом органа местного самоуправления, обусловленным возможностью дальнейшего предоставления земельного участка заявителю. Возможность понуждения администрации к предоставлению такого участка заявителю в отсутствие заинтересованности в распоряжении земельным участком на права Иванова А.А. не влияет.

Кроме того в соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением изъятых из оборота земельных участков, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли на территории Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения, не включенных в состав фонда перераспределения земель, для ведения садоводства и огородничества Кодексом не предусмотрено.

Оценивая возможность предоставления Иванову А.А. испрашиваемого земельного участка, суд исходит из того, что доказательства отнесения земель сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> к фонду перераспределения земель в материалы дела не представлены.

Следовательно, обязанность по формированию земельного участка для ведения садоводства и огородничества в указанном районе у Администрации отсутствовала.

Кроме того суд принимает во внимание, что испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны (Н-1) водного объекта Куйбышевского водохранилища, правовой режим которой предусматривает ограничения в их использовании, в том числе ограничения на размещение объектов и распашку земель.

Из буквального содержания вышеуказанных норм следует, что действующее законодательство не обязывает арендодателя сдавать имущество в аренду. Такая обязанность может иметь место лишь в случаях наличия у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды перед третьими лицами, установленного статьей 621 ГК РФ, либо наличия исключительного права на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, установленного статьей 36 ЗК РФ.

Преимущественных прав, являющихся основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок Иванову А.А., судом не установлено. Представленные в судебном заседании светокопии паспорта на имя И.А.Н. (мать заявителя) и справки серии 413 от <дата> об установлении инвалидности с детства, справка ООО <.....> доказательствами наличия таковых не являются, а потому доводы истца о праве на первоочередное получение земельного участка как имеющему в составе семьи мать-инвалида в силу положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» являются неосновательными.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей с 01 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Довод стороны истца о том, что в случае признания отказа администрации района в предоставлении земельного участка обязанность по его предоставлению в связи с изменениями в земельном законодательстве может быть возложена на администрацию поселения, противоречит закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей, и не освобождает Иванова А.А. от обязанности обращения с заявлением и иными необходимыми документами в уполномоченный орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования «Звениговскиймуниципальный район» в предоставлении Иванову А.А. испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным, поскольку принят в соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательств, а также действующими на территорииКокшайскогосельского поселения Правилами землепользования и застройки, прав и законных интересов лица, обратившегося в суд, не нарушает. Предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» по предоставлению в аренду Иванову А.А. земельного участка для ведения садоводства судом не установлено.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований по правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы взысканию с ответчиков не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 600 ░░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 49 ░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░ 2015 ░░░░

2-493/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов А.А.
Другие
Администрация МО Звениговский муниципальный район
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Передача материалов судье
17.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2015Предварительное судебное заседание
10.06.2015Предварительное судебное заседание
25.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Судебное заседание
29.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее