УИД 86RS0-07

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 сентября 2020 г.                                                    г. Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи             Бегининой О.А.,

        при секретаре судебного заседания             Гайнетдиновой А.К.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-511/2020 по иску прокурора Кондинского района ХМАО – Югры в интересах Гуляевой Татьяны Антоновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в оплате проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Прокурор Кондинского района ХМАО – Югры ры обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в прокуратуру города поступило обращение неработающего пенсионера Гуляевой Т.А. о проведении проверки правомерности отказа ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В ходе проверки было установлено, что истец является неработающим пенсионером, в 2019 она выезжала на отдых в Турцию. При обращении к ответчику с заявлением о компенсации ей расходов на проезд в 2019 к месту отдыха и обратно истцом были приложены проездные билеты, подтверждающие факт оплаты проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Кондинское – Тюмень – Анталия – Тюмень – Кондинское. Ответчиком принято решение от 15.11.2019 № 027-170/511658/19 ГУ - УПФ РФ в г. Урай ХМАО – Югры (межрайонное) об отказе в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, так как отдых был организован за пределами Российской Федерации. Считает данный отказ незаконным и необоснованным и с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Урае от 15.11.2019 № 027-170/511658/19 в г.Урай ХМАО – Югры (межрайонное), взыскать с ответчика в пользу Гуляевой Т.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно в размере 25640,09 руб.

Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, истец Гуляева Т.А., представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в городе Урае ХМАО – Югры (межрайонное) дело просили рассмотреть в их отсутствие.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав Гуляевой Т.А., учитывая, что основанием для заявления прокурора послужило обращение к нему последнего о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социального обеспечения.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела – паспортом пенсионным удостоверением, трудовой книжкой и не оспаривалось представителем ответчика, что истец является получателем пенсии по старости, не работает, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Также в судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что истец в сентябре 2019 выезжала к месту проведения отдыха в р. Турция, отдых был организован ею самостоятельно.

Материалами дела подтверждается, что 07.11.2019 истец обращалась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Решением ответчика от 15.11.2019 № 027-170/511658/19 в удовлетворении требований истца о компенсации расходов по проезду к месту отдыха ответчиком отказано ввиду нахождения места отдыха за пределами территории РФ.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст. 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Указанными правилами определяются порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда указанным категориям граждан к месту отдыха на территории РФ и обратно, а именно: определяется круг лиц, имеющих право на получение компенсации, виды компенсации, порядок обращения за назначением компенсации, перечень документов, подлежащих представлению, а также пределы возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Согласно п.п. 2, 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, указанная компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 место жительства истца - Ханты-Мансийский автономный округ – относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, реализация права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха, в данном случае на территории РФ или за ее пределами, поскольку и в том, и в другом случае пенсионер несет расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ.

Выбор пенсионером места отдыха за пределами РФ не нарушает указанных в п. 3 ст. 55 Конституции РФ основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем не может быть ограничен.

Кроме того, при рассмотрении настоящего гражданского дела суд руководствуется положениями Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула закона), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ч.1 и 2 ст. 41 Конституции России), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в ст. 7 Конституции России, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд к месту отдыха в пределах Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Следовательно, истец имеет право на оплату компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в пределах стоимости проезда по территории РФ, а решение ответчика от 15.11.2019 № 027-170/511658/19 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда истцу противоречит закону.

Рассматривая исковые требования о взыскании с ответчика расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Гуляева Т.А. самостоятельно выбрала форму организации отдыха, последней были предоставлены следующие документы: проездные билеты по маршруту Кондинское – Тюмень – Анталия – Тюмень – Кондинское.

Данные проездные билеты прилагались Гуляевой Т.А. к заявлению в адрес ответчика, подтверждающие факт понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно.

Вышеупомянутые документы позволяют с достоверностью установить, что Гуляева Т.А. в период с 05.09.2019 по 15.09.2019 пребывала в избранном им месте отдыха.

По смыслу ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520 – 1 решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не место его проведения на территории России, поскольку получателям страховых (трудовых) пенсий по старости не гарантируется предоставление путёвок для отдыха и лечения на предусмотренных указанным Законом условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведённых расходов по оплате стоимости проезда по территории России к любому месту, избранному для отдыха при наличии доказательств, подтверждающих затраты на проезд.

При таких обстоятельствах, Гуляева Т.А. имеет право на компенсацию расходов по оплате проезда, так как форма организации отдыха была выбрана истцом самостоятельно, факт прибытия в р. Турция в указанных целях нашел свое подтверждение в судебном заседании, при этом факт пребывания Гуляевой Т.А. на отдыхе на территории другого государства не освобождает ответчика от обязанности возмещения расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.

Суд принимает в качестве допустимых, достоверных и достаточных доказательств фактических затрат Гуляевой Т.А. на проезд к месту отдыха и обратно вышеназванные документы.

Согласно Разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.

Стоимость проезда по маршруту Кондинское – Тюмень, Тюмень – Кондинское подтверждены квитанциями, стоимость составила 7288 руб. (3644 + 3644).

Согласно ст. 44 и ст. 67 Конституции67 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, федеральные законы имеют верховенство на всей её территории, которая включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов (ч.2 ст. 9 названного Закона).

Анализ ст. 11 и ч. 2 ст. 99 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что пункт пропуска через границу и пересечение границы не тождественные понятия, в пункте пропуска через границу осуществляются различные виды контроля и пропуск через государственную границу, после чего граждане, получившие разрешение на пересечение государственной границы, следуют к месту пересечения государственной границы по территории Российской Федерации до места фактического пересечения государственной границы. Государственная территория России в данном случае заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы Российской Федерации.

Согласно п. 85 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. Пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов вне воздушных коридоров, за исключением случаев, указанных в п. 96 настоящих Федеральных правил, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации.

При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, лицо, приобретающее авиабилет, оплачивает не стоимость прохождения пункта пропуска государственной границы, а стоимость перелета до границы территории Российской Федерации и далее, до места отдыха на территории иностранного государства, следовательно, при оплате проезда за пределы Российской Федерации, оплата авиационного перелета к месту проведения отпуска и обратно должна производиться в пределах территории Российской Федерации и должны компенсироваться расходы по проезду к месту проведения отпуска и обратно не до пункта пропуска в аэропорту, а до пересечения воздушным судном государственной границы, то есть до ближайшего к месту пересечения границы аэропорта на территории Российской Федерации, в связи с чем применяются значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов.

В судебном заседании также установлено, что Гуляева Т.А. выезжала на отдых за пределы Российской Федерации в р. Турция и возвращалась воздушным транспортом, при этом воздушное судно не делало посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту, в связи с чем возмещению подлежит процентная часть стоимости воздушной перевозки, указанной в перевозочном документе, соответствующая процентному отношению ортодромии по Российской Федерации к общему ортодромии.

На основании справки ООО «Азур Эйр» от 20.04.2020 № 00733/20 общая ортодромия по маршруту Тюмень – Анталия составляет 3398 км., ортодромическое расстояние по территории Российской Федерации – 2364 км., процентное соотношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии – 69,57 %, общая ортодромия по маршруту Анталия – Тюмень составляет 3398 км., ортодромическое расстояние по территории Российской Федерации – 2349 км., процентное соотношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии – 69,13 %.

Согласно справки ООО «Регион Туризм» от 16.09.2019 № 6761504/ША стоимость перелета по указанному маршруту в указанные даты составляет 26463 руб.

Учитывая вышеизложенное, размер компенсации стоимости авиаперелета к месту отдыха и обратно, подлежащий взысканию с ответчика в пользу Гуляевой Т.А. составляет 18352,09 руб. (26463*(69,57+69,13)/100)/2)

Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика, составляет: 25640,09 руб. (7288+18352,09)

В силу с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае (межрайонное) от 15.11.2019 № 027-170/511658/19 об отказе в выплате Гуляевой Татьяне Антоновне расходов по проезду к месту отдыха и обратно в 2019 году.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае (межрайонное) в пользу Гуляевой Татьяны Антоновны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно в размере 25640,09 руб.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца через Урайский городской суд.

Председательствующий судья                          О.А. Бегинина

Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020

2-511/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуляева Татьяна Антоновна
Прокурор Кондинского района ХМАО-Югры
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урае ХМАО-Югры (межрайонное)
Суд
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Бегинина Ольга Александровна
Дело на сайте суда
uray.hmao.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Подготовка дела (собеседование)
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020Дело оформлено
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее