Судья Шведенко М.В. дело № 33-8487/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2019г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Шамрай М.С.
судей: Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,
при секретаре Толстопятовой Е.А.,
Терентьева Вячеслава Александровича к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в специальный стаж периоды работы, досрочном назначении пенсии, по апелляционной жалобе Терентьева В.А. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 января 2019г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Терентьев В.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 18.01.2018г. он обратился в УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего страхового стажа работы в летном составе гражданской авиации, однако ответчик отказал истцу в назначении страховой пенсии досрочно из-за отсутствия требуемого льготного стажа.
В специальный стаж работы в лётном составе гражданской авиации ответчиком не включены следующие периоды работы истца: с 15.08.1998 г. по 31.12.1998 г. в Авиакомпании «Беркут - З.К.» Республика Казахстан, при налёте 114 часов 30 мин. и страховом стаже в летном составе гражданской авиации 00 лет 05 мес. 21дн.; с 01.01.1999 г. по 15.08.1999 г. в Авиакомпании «Беркут - З.К.» Республика Казахстан, при налете 219 часов 20 минут и страховом стаже работы в лётном составе гражданской авиации 00 лет 10 мес.29дн. и с 20.05.2001 г. по 21.04.2008 г. в Авиакомпании «Атырау ауе жолы» Республика Казахстан с 30.05.2001 г. по 21.04.2008 г., при налёте 2213 часов 3 мин. и страховом стаже работы в лётном составе гражданской авиации 09лет 02 мес. 15 дн.
Истец полагает отказ пенсионного органа в назначении пенсии незаконным, поскольку трудовая книжка не является исключительным доказательством подтверждающим наличие страхового стажа, и при наличии лётной книжки, согласно которой у истца в период с 15.08.1998 г. по 31.12.1998 г. у него имеется налёт часов 114 ч. 30 мин. он должен быть преобразован в льготный стаж. По мнению истца, к спорным правоотношения применимы положения Постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. №459. Недостаточно чёткий оттиск печати в лётной книжке, а также отсутствие записи в трудовой книжке за спорный период работы истца не могу повлечь для истца как работника отрицательный последствий, поскольку законодателем не возложена обязанность контролировать правильность внесения записей в трудовую книжку и чёткость оттиска печати в лётной книжке.
По мнению истца, ответчик, отказывая во включении в специальный стаж периода работы с 30.05.2001 г. по 21.04.2008 г. неправомерно руководствовался нормами иностранного государства, а именно Законом Республики Казахстан от 26.06.1996 г. №32-1, которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет. При этом в силу положений Соглашения от 13 марта 1992 года установление пенсионных прав истца, как гражданина Российской Федерации должно осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, полагая отказ ответчика незаконным, истец просил суд: признать незаконным Решение ГУ УПФР в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону от 20.07.2018г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе Терентьеву В.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ в связи с летной работой в качестве летного состава гражданской авиации; признать за Терентьевым В.А. право на назначение досочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ; обязать ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону включить Терентьеву В.А. в подсчет страхового стажа периоды работы в летном составе гражданской авиации, для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 13 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ:
- период работы в Авиакомпании «Беркут -З.К.» республика Казахстан с 15.08.1998г. по 31.12.1998г. при налете 114 часов 30 минут и страховой стаж работы в летном составе гражданской авиации 00 лет 05 месяцев 21 день;
- период работы в авиакомпании «Беркут - З.К.» Республика Казахстан с 01.01.1999 г. по 15.08.1999г. при налете 219 часов 20 минут и страховой стаж работы в летном составе гражданской авиации 00 лет 10 месяцев 29 дней:
- период работы в ОАО «Авиакомпания «Атырау aye жолы» в Республике Казахстан с 30.05.2001г. по 21.04.2008г. при налете 2213 часов 3 минуты и страховой стаж работы в летном составе гражданской авиации 09 лет 02 месяцев 15 дней и обязать ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону назначить Терентьеву В.А. страховую пенсию по старости по п.13 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ, в связи с достижением 25-летнего страхового стажа в летном составе гражданской авиации с 18.01.2018г., т.е. с момента обращения за назначением страховой пенсии.
Решением Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 января 2019 года в удовлетворении исковых требований истца отказано.
В апелляционной жалобе Терентьев В.А. с решением суда не соглашается, просит его отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Заявитель апелляционной жалобы в ее обоснование указывает на то, что судом неверно оценены представленные суду доказательства, и неправомерно приняты во внимание доводы ответчика. По мнению апеллянта необоснованно, как ответчик так и суд первой инстанции руководствовались нормами иностранного законодательства Республики Казахстан и не приняли во внимание положения Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и правовые нормы пенсионного законодательства Российской Федерации, которые применимы в данном случае к истцу, как гражданину Российской Федерации.
Неправомерна ссылка суда на ответ РГУ Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции» от 21.06.2018 как обоснование того, что период работы в ОАО «Авиакомпания «Атырау aye жолы» в Республике Казахстан с 30.05.2001г. по 21.04.2008г. не подлежит включению в связи с тем, что в этот период досрочное назначение пенсии за выслугу лет в лётном составе гражданской авиации не предусмотрено. Поскольку приведённый ответ такой информации не содержит, а напротив, из его содержания усматривает, что правовые нормы, исключающие право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет введены с 21.06.2013 года, то есть к спорному периоду не применимы.
Апеллянт указывает на то, что судом неправомерно не приняты во внимание в качестве доказательств, подтверждающих право истца на включение в специальный стаж периода работы с 15.08.1998г. по 31.12.1998г., сведения, содержащиеся в лётной книжке. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что в обоснование исковых требований предоставлены все необходимые доказательства, подтверждающие право истца на досрочное назначение пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Терентьев В.А. и его представитель по ордеру Сисюкин Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону по доверенности Наникова Э.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
При досрочном назначении пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, в соответствии с пунктом 1 и 2 которого к таким должностям относятся члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Согласно п. 4 - 6 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;
5. Исчисление периодов работы в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев на 12.
6. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 4 настоящих Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, исчисляются пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением. утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 в выслугу лет работникам летного состава засчитывается:
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности;
Согласно пункту 9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г., периоды работников летного состава подтверждается трудовой книжкой и на основании летной (парашютной книжки). В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями или архивными органами.
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное жительство с территории государств - участников соглашений с Российской Федерацией, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.2 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, в том числе и в отношении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР.
Что касается записей в трудовой книжке, учитываемых при подсчете страхового стажа, то они должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18.01.2018г. истец обратился в ГУ УПФР в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего страхового стажа работы в летном составе гражданской авиации.
Решением ГУ УПФР в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону от 20.07.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Терентьеву В.А. отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в лётном составе гражданской авиации не менее 25 лет.
В специальный стаж работы в лётном составе гражданской авиации не включены периоды работы: с 15.08.1998 г. по 31.12.1998 г. в Авиакомпании «Беркут - З.К.» Республика Казахстан; с 01.01.1999 г. по 15.08.1999 г. в Авиакомпании «Беркут - З.К.» Республика Казахстан и с 20.05.2001 г. по 21.04.2008 г. в Авиакомпании «Атырау ауе жолы» Республика Казахстан с 30.05.2001 г. по 21.04.2008 г.
По состоянию на 18 января 2018г. по расчетам пенсионного органа специальный страховой стаж Терентьева В. А., дающий право на досрочное назначение пенсии составил 21 год 11 месяцев 24 дня, что недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, оценил в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации в совокупности все представленные суду доказательства и правомерно пришёл к выводу о том, что у истца отсутствует право, как на включение спорных периодов работы в специальный стаж, так и на назначение досрочно страховой пенсии по старости по пункту 13 части первой статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", а решение комиссии ответчика о невозможности включить спорные периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, суд счел обоснованным.
Доводы истца о возможности включения периодов работы в Авиакомпании «Беркут-З.К.» Республика Казахстан с 15.08.1998г. по 31.12.1998 при налете 114 час. 30 мин., с 01.01.1999г. по 15.08.1999г. при налете 219 час. 20 минут в летном составе гражданской авиации, с 30.05.2001г. по 21.04.2008г. при налете 2213 часов 3 мин. в ОАО «Авиакомпании «Атырау aye жолы» Республика Казахстан, поскольку данный стаж подтверждается сведениями лётной книжки, судебной коллегией отклоняются.
Так, в спорный период порядок заполнения трудовых книжек регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 (действовала до 11.11.2003) согласно которой заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. В трудовую книжку вносятся, в частности, сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В соответствии с п.6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. №958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной действительности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №105 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Согласно Правилам 02.10.2014г №1015 к числу документов, подтверждающих периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, относится трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы, принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из вышеприведённых положений закона, летная книжка не относится к документам, удостоверяющим страховой стаж. Кроме того, в представленном истцом документе не читается наименование организаций и занимаемая должность (в соответствии с п.13 ст. 30 от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом пользуются мужчины, проработавшие в летном составе гражданской авиации). При этом записи о работе в спорный период в трудовой книжке истца также отсутствуют.
В материалы дела Терентьевым В.А. не представлено в обоснование своих требований о включении в специальный стаж периодов работы в Авиакомпании «Беркут-З.К.» Республика Казахстан с 15.08.1998г. по 31.12.1998 г., с 01.01.1999г. по 15.08.1999г. иных доказательств, являющихся допустимыми в силу закона и подтверждающими характер работы истца в спорный период, помимо трудовой книжки. В материалах дела отсутствуют справки работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, выписки из приказов лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе, Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из буквального толкования указанного положения Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 N 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Кроме того, согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
При таких обстоятельствах периоды работы истца в Республике Узбекистан после 13 марта 1992 года подлежат включению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, страховой стаж только при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно, в случае, если законодательством Российской Федерации или международным договором предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации либо в случае, если за такие периоды уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный па территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Письмом Министерства социальной зашиты населения Российской Федерации от 31 января 1994г. №N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017г. разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01 января 2013 года либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Под трудовым стажем понимается продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Казахстана и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Обязанность органов ПФР производить установление пенсии проживающим в Российской Федерации гражданам по нормам Федеральных законов от 28.12.2013г №400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и др. корреспондируется с обязанностью юридических лиц, работодателей, государственных и муниципальных архивов, осуществляющих свою деятельность в России, выполнять требования федеральных законов Российской Федерации в части их ответственности за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для установления пенсий, за достоверность сведений, представленных для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст.28 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).
Органы Пенсионного фонда России не могут выносить решение о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР без подтверждения факта наличия данного стажа, и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекавшей в РФ, без заключения компетентного органа иностранного государства.
Иной подход означает предоставление неравных условий для граждан, работавших в РФ, по которым органы Пенсионного Фонда Российской Федерации могут в полной мере произвести требуемую проверку, в том числе с выходом по месту нахождения страхователя, при необходимости с привлечением виновных работодателей к ответственности граждан, имеющих трудовую деятельность в странах СНГ, по которым аналогичной возможности не имеется.
Органы Пенсионного фонда России полномочны при необходимости осуществлять контроль обоснованности и достоверности документов этих работодателей (ст. 13 ФЗ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст.8 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», другие федеральные законы).
Аналогичные обязанности работодателей и права органов Пенсионного фонда России на работодателей, расположенных в государствах бывшего СССР, не распространяются. Необходимо учитывать, что с момента распада СССР граждане, проживающие в Российской Федерации, и за ее пределами, осуществляют трудовую, деятельность в разных правовых полях.
Единственной возможностью обеспечения равных условий для установления пенсии в Российской Федерации на основании документов о стаже, протекавших в странах СНГ, является получение от компетентных органов соответствующего государства заключения, подтверждающего возможность приема к назначению пенсии иностранного стажа и заработка. Такая возможность закреплена в статье 10 Соглашения.
Юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является соблюдение одновременно следующих условий: работа в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренных Списками работ, профессий, должностей и учреждений (организаций); достижение соответствующего пенсионного возраста; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Условия назначения досрочных пенсий по старости в государствах-участниках соглашений могут быть отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, либо институт досрочных пенсий может быть отменен. Рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до даты отмены института досрочных пенсий. Установление указанных обстоятельств возможно путем подтверждения компетентным органом государства-участника соглашения, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.
Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996г. №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших Республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Документы (трудовые книжки, справки), содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже за период до распада СССР, т.е. до 01.12.1991г. и выданные до этой даты могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Для этого территориальные органы Пенсионного фонда РФ направляют запросы в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
Исходя из анализа приведённых правовых норм следует, что в случае, если условия назначения досрочных пенсий по старости стран-участников приведённого соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, либо институт пенсий отменён, такие периоды работы не могут быть учтены при назначении досрочной пенсии и учитываются только периоды до даты отмены института досрочных пенсий.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в связи с введением в Республике Казахстан накопительной пенсионной системы, с 01.01.1998г. институт досрочной пенсии в связи с работой в особых условиях труда в Республике Казахстан отменён и Законом Республики Казахстан от 20.06.1997 г. №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», уже не предусматривался.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 01 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно исполнительной системы, органов финансовой полиции государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
При этом, судебная коллегия отмечает, что действие Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года N 675-ХП "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан", предусматривающего право на досрочную пенсию за выслугу лет, было приостановлено Законом Республики Казахстан от 16 июля 1996 года N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР", а затем с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" такое право перестало существовать без возобновления действия ранее действовавшего законодательства.
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 1997 ░░░░ N 136-1 "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░.░.» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 15.08.1998░. ░░ 31.12.1998 ░░░ ░░░░░░ 114 ░░░. 30 ░░░., ░ 01.01.1999░. ░░ 15.08.1999░. ░░░ ░░░░░░ 219 ░░░. 20 ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ 30.05.2001░. ░░ 21.04.2008░. ░░░ ░░░░░░ 2213 ░░░░░ 3 ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ aye ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ 01.01.1998 ░., ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» №░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.06.2018, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 2013 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» №105 ░░ 21.06.2013░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░.░.119). ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ 2002░, 2003░., ░░░░░░-░░░░░░░ 2004░., ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2005░. ░░░░-░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2007░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 30.05.2001░. ░░ 21.04.2008░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ aye ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12, 56 ░ 67 ░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - 28 ░░░ 2019 ░░░░