Дело № 2-5664/2018
УИД75RS0001-01-2018-007919-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего суди судьи Филипповой И.Н., при секретаре судебного заседания Чуносовой М.О.., с участием истца Баженова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Баженова А.С. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управления Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному Управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю об установлении факта проживания, признании пострадавшими гражданами в чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи,
у с т а н о в и л:
истец обратился с вышеназванным иском, просил установить факт постоянного проживания в доме по адресу: <адрес>, признать пострадавшими в результате наводнения в Забайкальском крае в июле 2018г. и право на единовременную материальную помощь, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и обязать выплатить ее. В обоснование требований указал, что постоянно проживает в вышеуказанном доме. Вместе с тем, регистрация по месту жительства в данном доме у истца отсутствует. Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного права на единовременную материальную помощь. Установление факта проживания необходимо для включения в списки граждан, нуждающихся в получении денежных выплат.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Ответчик администрация городского округа «Город Чита» в судебное заседание представителя не направили ранее отзыв, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края представили отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, не смотря на надлежащее извещение, что не препятствует рассмотрению дела в отношении указанного ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик ГУ МЧС России по Забайкальскому краю направили отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, не смотря на надлежащее извещение, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик УМВД России по Забайкальскому краю направили отзыв на иск, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание представителя не направили, не смотря на надлежащее извещение, что не препятствует рассмотрению дела в отношении указанного ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании истец требования поддержал, указав, что его супруга получила помощь в связи с затоплением и утратой имущества, а ему отказали, поскольку он не имеет по указанному адресу регистрации, однако это его единственное жилье.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п.2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что на основании договоров купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли продажи серия № от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Права собственности на жилой дом земельный участок зарегистрированы истцом в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что вышеуказанные земельный участок и жилой дом попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец не имеет регистрации по месту жительства по указанному выше адресу.
На обращение истца за предоставлением денежной выплаты администрацией Ингодинского административного района «Город Чита» дана справка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания.
При этом в материалы дела представлен Акт обследования полностью утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, по адресу: <адрес>, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года.
Разрешая требования об установлении факта постоянного проживания истца по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
На момент чрезвычайной ситуации истец по вышеуказанному адресу зарегистрирован не был, вместе с тем истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>., в данном доме проживает отец истца с новой семьей, что подтверждено в ходе рассмотрения дела свидетелем Б..
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что истец на дату рассмотрения дела не имеет в собственности иного жилья, кроме жилого дома по адресу: <адрес>, в котором и проживает последние три года с супругой, что подтверждено допрошенными в ходе рассмотрения дела свидетелями Т., Х., Б., суд полагает установленным факт постоянного проживания истца по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, установив постоянное проживание истца в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение соответствующей помощи.
При этом было полностью утрачено принадлежавшее истцу имущество первой необходимости, перечень которого рекомендован к использованию письмом от 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Факт полной утраты имущества первой необходимости подтвержден имеющимся в материалах дела актом, о котором указано выше.
При таких обстоятельствах, установив постоянное проживание истцов в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
В силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45)., в связи с чем все указанные по делу ответчики являются надлежащими.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Баженова А.С. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управления Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному Управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю об установлении факта проживания, признании пострадавшими гражданами в чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи,- удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Баженова А.С. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Баженовым А.С. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за полностью утраченное имущество в размере 100 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Баженова А.С. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи за полностью утраченное имущество за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Баженову А.С. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. и финансовую помощь за полностью утраченное имущество в размере 100 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течении месяца со дня вынесения, через Центральный районный суд г. Читы.
Судья И.Н. Филиппова