Докладчик Стародубцева Л.И. |
Апелляционное дело №33 - 2978/2019 Судья Софронова С.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июля 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Нестеровой А.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре Ивановой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Канашского района Чувашской Республики к Никифорову Владимиру Алексеевичу о взыскании в счет неосновательного обогащения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поступившее по апелляционной жалобе истца администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Никифорову В.А. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 27 мая 2016 г. Никифорову В.А., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №49 на сумму 1168 100 руб. 27 мая 2016 г. между администрацией Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и Никифоровым В.А. заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодого специалиста, по условиям которого ответчик обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Согласно платежным поручениям №64174 от 31 мая 2016 г. и №128867 от 9 июня 2016 г. на банковский счет Никифорова В.А., открытый в АО «Россельхозбанк», перечислена социальная выплата в размере 1168100 руб.
В ходе проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверки при анализе данных, представленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике, был установлен факт работы Никифорова В.А. в БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с 1 января 2016 г. по апрель 2017г. Таким образом, ответчиком не соблюдено основное условие – работа члена молодой семьи (молодого специалиста) или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Согласно п.2.1.8 договора администрация имеет право истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения обязательства, работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
В связи с изложенным, со ссылкой на положения статей 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация Канашского района Чувашской Республики просила суд взыскать с Никифорова В.А. в бюджет администрации социальную выплату, полученную Никифоровым В.А. в качестве участника федеральной целевой программы на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1168100 руб.
В судебном заседании представитель истца администрации Канашского района Чувашской Республики Филиппова Е.Ф. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Ответчик Никифоров В.А. в судебном заседании не участвовал, направил своего представителя.
Представитель ответчика Никифорова В.А. – Смирнов Д.Г. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Третье лицо Никифорова Н.П. в судебном заседании не участвовала.
Третьи лица - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, администрация Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Решением Канашского района Чувашской Республики от 12 апреля 2019 г. постановлено:
«В удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики к Никифорову Владимиру Алексеевичу о взыскании в счет неосновательного обогащения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в соответствии с Федеральной целевой программой ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1168100 руб. отказать».
Не согласившись с указанным решением суда, администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности. Указано, что значимым для разрешения спора являлось установление факта трудоустройства ответчика в срок, не превышающий 6 месяцев с момента увольнения, к иному работодателю в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Принять во внимание осуществление трудовой деятельности Никифоровым В.А. в КФК ФИО1 неприемлемо, поскольку 5 мая 2017 г. Никифоров В.А. был зачислен на военную службу по контракту в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации только 2 апреля 2018 г. Принять во внимание тот факт, что ФИО1., являясь супругой ответчика Никифорова В.А., осуществляла предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства на территории Канашского района, также считают невозможным, поскольку договор был заключен с Никифоровым В.А. и социальная выплата была выдана ему на условиях осуществления им трудовой деятельности на территории Канашского района не менее 5 лет. Таким образом, ответчиком нарушено принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» отработать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2012 г. Никифоров В.А. обратился к главе администрации Ачакасинской сельской администрации Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении его и членов его семьи – супруги ФИО1., несовершеннолетней дочери ФИО2., 10.09.2006 года рождения, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» (л.д. 65).
27 мая 2016 г. между администрацией Шихазанского сельского поселения Канашского района, БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и молодым специалистом Никифоровым В.А. заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодого специалиста в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013 – 2020 годы, согласно которому Никифоров В.А. обязался оформить жилое помещение, построенное (приобретенное) с использованием социальной выплаты в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства, работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, а администрация обязалась оплатить строительство либо приобретение жилого помещения в пределах выделенной ответчику социальной выплаты из федерального и республиканского бюджета, а работодатель обязался предоставить молодому специалисту Никифорову В.А. работу по обусловленной трудовой функции.
27 мая 2016 г. Никифорову В.А., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №49 в размере 1 168 100 руб. для приобретения жилого дома в Шихазанском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики, из которых 817670 руб. выделены из средств федерального бюджета, 350430 руб. – из средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно копии договора купли-продажи от 19 июля 2016 г., заключенного между продавцом ФИО3 и покупателями Никифоровым В.А., ФИО1., ФИО2 ФИО4, ФИО5., продавец продал принадлежащую ему на праве собственности, а покупатели купили по 1/5 доле в праве общей долевой собственности каждый: земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1900 кв.м., земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 3100 и жилой дом площадью 81,8 кв.м., расположенные по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, .... Расчет между сторонами производился в следующем порядке: 1) денежная сумма в размере 92000 руб. выплачена за счет собственных средств покупателями до подписания договора; 2) денежная сумма в размере 1168100 руб.- путем погашения свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №49 от 27 мая 2016 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, на ответчика Никифорова В.А. зарегистрирована 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, ...
На основании постановления главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики №262 от 30 декабря 2016 г. Никифоров В.А. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с улучшением жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий».
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, администрация Канашского района Чувашской Республики ссылалась на несоблюдение ответчиком Никифоровым В.А. условий договора в части обязанности осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства или работать в других организациях агропромышленного комплекса не менее 5 лет с момента получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Разрешая спор, установив, что ответчиком фактически выполнены существенные условия получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, поскольку жилой дом ответчиком приобретен, в спорный период супруга ответчика организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, ответчик являлся членом семьи Главы КФК, в настоящее время ответчик продолжает трудовую деятельность в сельской местности по месту своего жительства в качестве врача-терапевта участкового в Среднетатмышской врачебной амбулатории в БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для взыскания с Никифорова В.А. полученной и использованной по назначению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, не имеется.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики находит законными и обоснованными ввиду следующего.
На момент получения Никифоровым В.А. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение №3 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным Приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорийна 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа).
Согласно пункту 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
-наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Согласно пункту 36 Типового положения под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (пункт «а»); под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта (пункт «б»).
В соответствии с пунктом 42 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В соответствии с условиями пункта 45 Типового положения в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
Совокупное толкование вышеизложенных норм Типового положения позволяет сделать вывод, что право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи) возможно, если другой член молодой семьи (на которого также предоставлена социальная выплата) не работает в сельской местности в сфере агропромышленного хозяйства либо социальной сфере.
Как усматривается из дела, Никифоров В.А. работал в БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с 8 ноября 2011 г. и 15 мая 2017 г. на основании приказа №69-к от 15 мая 2017г. уволен по собственному желанию. 5 мая 2017 г. Никифоров В.А. был зачислен на военную службу по контракту в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации 2 апреля 2018 г.
Согласно копии трудового договора №1 от 20 декабря 2017 г., копии трудовой книжки, а также информации, представленной Межрайонной ИФНС №4 по Чувашской Республике от 28 марта 2019 г., Никифоров В.А. с 20 декабря 2017 г. по декабрь 2018 г. работал в качестве научного работника в Крестьянском фермерском хозяйстве ФИО1
Таким образом, действительно отсутствуют сведения о стаже работы Никифорова В.А. с 16 мая 2017 г. по 19 декабря 2017 г.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 20 марта 2019 г. крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 поставлено на учет 11 августа 2017 г., прекратило деятельность- 25 января 2019 г.
Согласно сведениям, представленным Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии, с января по декабрь 2018 г. ответчик Никифоров В.А. работал в КФХ ФИО1
17 апреля 2018 г. ответчик Никифоров В.А. вновь принят на должность врача-терапевта участкового в Среднетатмышскую врачебную амбулаторию в БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
В рассматриваемой ситуации свидетельство на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья в сельской местности выдано на молодую семью, включая Никифорова В.А., его супругу ФИО1 и их несовершеннолетних детей: ФИО2., ФИО4 ФИО5., что прямо указано в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты и социальная выплата была использована молодой семьей для приобретения (строительства) жилого дома в общую долевую собственность всех членов молодой семьи.
Поскольку участником федеральной целевой программы «Устойчивоеразвитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на строительство (приобретение) жилья в сельской местности может являться проживающая в сельской местности молодая семья, в которой хотя бы один из супругов (член молодой семьи) работает в агропромышленном комплексе или социальной сфере, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание для разрешения спора обстоятельство работы супруги ответчика ФИО1. в агропромышленном комплексе в сельской местности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что супруга ответчика, являющаяся членом молодой семьи, с 11 августа 2017 г. по 29 января 2019 г. осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, а ответчик с 17 апреля 2018г. на постоянной основе продолжает трудовую деятельность в БУ ЧР «Канашская центральная больница им. Ф.Г.Григорьева», судебная коллегия полагает, что в отношении молодой семьи Никифоровых не утрачены условия, предъявляемые к молодой семье вышеуказанной федеральной целевой программой, поскольку семья ответчика отвечает требованиям, предусмотренным пунктом 33 Типового положения, являющегося приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивоеразвитие сельскихтерриторий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно отказано во взыскании с Никифорова В.А. суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1168100 руб. в соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельскихтерриторий на 2014-2017 годы на период до 2010 года», поскольку цели и задачи программы, направленные на стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной и других сферах сельской экономики молодых специалистов, в данном случае исполнены. Кроме того, ответчик и его супруга с несовершеннолетними детьми постоянно проживают в сельской местности.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Нестерова
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В.Филимонова