УИД - 22RS0010-01-2021-000590-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи
Колесниковой И.Е.,
при секретаре Паршуковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-374/2021 по административному иску Администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края к судебному приставу-исполнителю ОСП Каменского и Крутихинского районов Литвинову Владимиру Владимировичу, Митьковской Елене Владимировне, заместителю начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП Каменского и Крутихинского районов Пастуховой Юлии Юрьевне, ОСП Каменского и Крутихинского районов Управлению ФССП по Алтайскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, к судебному приставу- исполнителю Литвинову В.В., Митьковской Е.В., заместителю начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП Каменского и Крутихинского районов Пастуховой Ю.Ю., ОСП Каменского и Крутихинского районов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об уменьшении исполнительского сбора.
Просит уменьшить исполнительский сбор, взыскиваемый с Администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП Каменского и Крутихинского районов УФССП России по Алтайскому краю Митькосвкой Е.В. № от *** в рамках исполнительного производства №, возбужденного ***.
В обоснование требований (с учетом уточнений) указано, что решением Каменского городского суда Алтайского края от 06 августа 2020 года по делу № 2а-511/2020 исковые требования Каменского межрайонного прокурора о возложении обязанности на Администрации Корниловского сельсовета Алтайского края в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать уличное освещение в с.Корнилово Каменского района Алтайского края, которое Административным истцом Администрацией Корниловского сельсовета Каменского района исполнено посредством заключения Муниципального контракта от 03 марта 2021 года согласно которому Подрядчик (ПАО «Россети Сибирь» обязуются выполнить работы по техническому обслуживанию оборудования наружного освещения с.Корнилово Каменского района и сдать Заказчику работы в сроки казанные в контракте. Срок контракта установлен 31 декабря 2021года. Таким образом Администрация Корниловского сельсовета исполнила решение суда, посредством заключения контракта и приемки выполненных работ.
Представитель административного истца Администрации Корниловского сельсовета Алтайского края в Потанина И.В., административные ответчики судебные приставы исполнители ОСП Каменского и Крутихинского районов Литвинов В.В., Митьковская Е.В., заместитель начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП Каменского и Крутихинского районов Пастухова Ю.Ю., представитель административного ответчика ОСП Каменского и Крутихинского районов УФССП России по Алтайскому краю, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю судебном заседании не явились надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом положений ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителя заинтересованного лица Каменской межрайонной прокуратуры Кротову В.А., исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее-Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно решению Каменского городского суда Алтайского края от 06 августа 2020 года, на Администрацию Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, организовать уличное освещение в с. Корнилово Каменского района Алтайского края.
Решение вступило в законную силу 15 сентября 2021 года.
*** на основании исполнительного листа ФС № судебным приставом ОСП Каменского и Крутихинского района Митьковской Е.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника- администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края, предмет исполнения-обязать администрации Корниловского сельсовета Алтайского края в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать уличное освещение в с.Корнилово Каменского района Алтайского края в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
Пунктом 3 постановления о возбуждении указанного исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения требовании исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановление направлено заказным письмом 23 марта 2021 гола и получено администрацией Корниловского сельсовета Алтайского края 03 апреля 2021 года, что подтверждается реестром отправки заказных писем.
В установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительный документ должником исполнен не был.
24 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП Каменского и Крутихинского районов Митьковской Е.В. вынесено постановление о взыскании с администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, а также судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения, а именно до ***
По смыслу ч.1 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п.78. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50).
Согласно ч.6 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд на основании ч.7 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Те же основания (степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства) указаны в ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве оснований отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора по смыслу закона должно быть связано с невиновностью в нарушении установленных сроков исполнения исполнительных документов.
С учетом обстоятельств дела, суд не находит оснований для освобождения администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края от уплаты исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
В связи с чем, разрешая требования администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая имущественное положение должника и изложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что имеются основания для снижения исполнительского сбора на одну четверть в соответствии со ст.112 Закона «Об исполнительном производстве», а именно, исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя № от *** в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного *** до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Корниловского сельсовета Каменского района Алтайского края постановлением ОСП Каменского и Крутихинского районов от *** в рамках исполнительного производства №-ИП, с установленного размера исполнительского сбора 50000 рублей до размера <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2021 года.
Судья: Колесникова И.Е.
Верно: Судья Колесникова И.Е.
Секретарь Паршукова Т.Б.
Решение не вступило в законную силу
Секретарь Паршукова Т.Б.